ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-05-04-17-39-14
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
2024-04-24-02-24-21
Не всегда врачи сразу ставят верный диагноз. Так произошло и с 28-летней Анникой, проживающей в Калифорнии. Медики заподозрили у нее синусит, а у девушки оказалась агрессивная форма...

Информационный мир терзают «фейки». Есть ли выход в рамках этики?

Изменить размер шрифта

novosti

Уже довольно давно человечество задаётся вопросом контроля информационного потока (и это касается каждого из нас: чье-то сердце вздрагивает от выдуманной смерти любимого артиста, а кто-то бежит в банк в преддверии «неминуемого обмена денег»). Когда-то для этого вводилась цензура, а несогласных могли запросто арестовать или даже казнить. Сейчас во многих странах мира цензура запрещена, но вопрос распространения ложной или, как говорят сегодня, фейковой (от англ «Fake» - выдумка, розыгрыш) информации стал ещё более актуальным. Как же расправиться с публичным обманом и этическим вопросом в нашу информационную эру?

В первую очередь под удар информационных технологий XXI века попали журналисты. Эта профессия как раз предполагает беспрерывную работу с данными, так что появление сети Интернет, которое в разы ускорило передачу самой информации и количество её каналов, заметно отразилось на работе современных журналистов.

Свои правила у СМИ существуют уже долгое время. Крупные организации придерживаются основных принципов журналистской деятельности, которые прописаны под эгидой ЮНЕСКО. Свои «кодексы чести» есть у многих мировых СМИ вроде BBC или New York Times.

Но новые времена требуют новых решений. С появлением Интернета по всему миру распространился пользовательский контент, который журналисты также используют в своих материалах. Так, где же можно подсмотреть принципы, регулирующие, например, использование видео простых жителей Сети? Ведь и они могут запросто оказаться обманом.

Пока с такими правилами довольно туго, хотя некоторые организации, например witness.org или Online News Association, создают специальные «кодексы этики для журналистов» информационной эпохи. Опять же, крупные издания нередко пользуются этими принципами.

В то же время век информации увеличил количество данных, с которыми необходимо работать, в разы, да и сенсационных новостей стало намного больше. А сенсации, как известно, могут принести не только высокие рейтинги, но и большие проблемы: зачастую такие новости сопряжены с личными или крайне сложными темами.

Как правильно освещать сексуальное насилие или тему массовых убийств в школах? Однозначного ответа пока нет, хотя некоторые организации дают свои советы, по большей части основанные на аккуратности журналистов: от имён преступников, например, лучше избавляться. Не стоит забывать и о политических новостях, в которых тоже достаточно острых проблем и лживых подробностей.

Контролировать всё это или хотя бы создать достаточно эффективный свод общих правил – задача не из лёгких. Причём её решение может привести лишь к дополнительным проблемам. Об этом рассказал «Газете.ру» главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин: «Мы видим, что обилие фальшивых новостей, обилие специально распространяемой ложной информации затрудняет гражданам понимание того, что происходит в стране и в мире. С другой стороны, настолько сложно регулировать распространение информации в интернете, так много граждан и информационных ресурсов сегодня распространяют информацию, что есть опасения, что новый закон может нанести ущерб работе журналистов».

Здесь специалист намекает на то, что в современном мире возможность широкого распространения информации ушла из-под полного контроля СМИ: теперь любой пользователь Интернета, любой блогер может собрать на своей страничке в социальной сети чуть ли не больше людей, чем это делают профессиональные информационные издания.

Касютин добавляет, что привлекать к ответственности журналистов гораздо проще, чем таких людей, но именно журналисты более ответственно подходят к работе с данными. Вот и получится, что введение контролирующих законов ударит совсем не по тем людям.

Впрочем, обычные пользователи всё равно занимаются определённым самоконтролем, в особенности это относится к различным крупным компаниям. В Apple так вообще ещё в 2011 году уволили своего сотрудника за «неуважительное» высказывание в соцсети: «Из-за гребанного часового пояса я третий раз за неделю просыпаюсь в 3 утра. Зашибись», – подобных примеров наказаний за несоблюдение рабочей этики в наше время можно встретить немало. Но здесь хочется задать другой вопрос: насколько вообще необходимо ограничивать слово своего работника? Неужели и вправду стоит увольнять людей за, пусть даже немного грубую, но довольно безобидную жалобу?

Другой эксперт, журналист-международник Александр Смотров, напоминает, что отделить лживую информацию от правдивой порой бывает крайне сложно. Ведь чаще всего людей обманывают с помощью «полуправды», которая очень даже похожа на истину, но по факту лишь грамотно замаскирована под неё.

К тому же появляется серьёзный вопрос пропаганды, которую даже законодательно запретить не всегда получится, но общественное мнение можно запросто подкосить эффективным продвижением удобных для определённых лиц взглядов. Эксперт считает, что «этические стандарты в данной сфере могут быть полезны», но нужного результата они не дадут. В этом случае реально работающий выход может быть один: аудитория должна сама уметь критически мыслить, анализировать, чтобы отделять правду от лжи и не поддаваться на хитрую пропаганду.

К другим новостям из сферы СМИ и медиа: на сайте Берёзаinfo (газета и сайт https://berezainfo.ru) можно найти объявления, а также разместить своё.

  • Расскажите об этом своим друзьям!