ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

У православных кремация не в чести. Почему - разберемся

По инф. cyrillitsa.ru   
06 Мая 2020 г.
Изменить размер шрифта

Православная традиция погребения, когда тело человека укутывает саван, а само оно помещается в гроб и опускается в землю, восходит к иудейскому обряду, согласно которому предали земле тело Господа Иисуса Христа.

У православных кремация не в чести. Почему - разберемся

Когда Спаситель испустил дух на кресте, его тело сняли, омыли и умастили благовониями, а затем завернули в погребальное покрывало, скрыли «в пещере» (заранее сделанной в камне могиле) и завалили вход в нее огромным камнем. Тело Господа пребывало в пещере той до третьего дня, а потом Он воскрес, о чем свидетельствовали многие современники.

Три причины

Именно с верой в воскресенье тела связан православный обычай хоронить усопших в земле. В Символе веры сказано: «чаю воскресения мертвых» (то есть жду, ожидаю того времени, когда мертвые воскреснут), это значит, что после второго пришествия Христа каждый умерший воскреснет в своем теле так же, как это случилось с Иисусом. Однако это лишь одна причина, по которой ортодоксы к трепетом относятся к телу почившего.

Вторая причина связана с тем, что ничего в этом мире не происходит без участия Творца. Он всеведущ, и все происходит по Его повелению или попустительству: рождение человека, его становление, события жизни и смерть.

Процесс разложения тела христианина («В пoте лица твoегo будешь есть хлеб, дoкoле не вoзвратишься в землю, из кoтoрoй ты взят, ибo прах ты и в прах вoзвратишься». Бытие 3:19), дoлжен происходить естественно, как происходят все процессы на земле: смена времен, течение времени, приливы и отливы. Верующие считают, что они не праве вмешиваться в этот процесс.

А иногда происходит так, что Господь, сохраняя тело умершего человека нетленным, указывает на то, что душа усопшего обрела рай, а сам он теперь может почитаться святым. Если бы христиане придерживались традиций кремации, то многих святынь сейчас не существовало бы, как не было бы и многих чудес, явленных через них миру.

Самыми почитаемыми мощами в мире являются мощи Святителя Николая Мирликийского, а в России почитаются мощи Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской и других святых, просиявших в нашей стране.

В Сербии православные люди до сих пор вспоминают кощунство турка Синан-паши, который в конце XVI века сжег мощи святого Саввы на горе Врачаре.

Третья же причина, по которой сожжение тела почившего в среде верующих невозможна, — это отношение к телу усопшего, как к сосуду души, сотворенному Богом и потому требующего к себе уважения.

Кремация — возврат язычества?

Кремация покойника восходит к язычеству и всевозможным суевериям, которыми оно наполнено. Во-первых, в язычестве принято считать, что душа умершего человека остается заключенной в теле, особенно в том случае, если покойный скончался каким-нибудь необычным способом, например, его задушили. В таком случае требовался обряд уничтожения тела для того, чтобы освободить душу.

Во-вторых, часто необразованные люди боялись, что в тело покойника вселится чья-либо бродящая по земле душа, либо злой дух, и умерший вернется домой и принесет несчастье близким. Сжигая тело, они хотели обезопасить себя от такого поворота событий.

В-третьих, кремация умерших связывалась с поклонением огню, которому надо было принести жертву, чтобы умилостивить стихию и чтобы душа человеческая, оседлав дым, вознеслась на небо к богам.

Атеистическая мода

Сотни лет православные люди хоронили своих предков на кладбищах, и только после революции, когда к власти пришли безбожники, усопших стали сжигать. «Души нет, за гробом ничего нет, следовательно, и относится с уважением к телу умершего, не надо», – решили пришедшие к власти. Первый крематорий возник в России в 1920 году, большевики специальными указами принуждали сжигать тела почивших.

Современное общество, в силу перерыва в 70 лет, когда множество традиций были утеряны, является наследником атеистических традиций захоронения. Наш современник, старец Паисий Сятогорец говорил, что современные нигилисты сжигают тела умерших, потому что желают разложить душу челoвека. Хoтят, чтобы в мире не осталось ничегo, чтo могло бы напомнить ему о родных, о вере его предков, об их славных делах. Нигилисты хотели бы оторвать современных людей от Евангелия, заставить их забыть о Царстве Божьем и навязать суетную современную жизнь.

По данным, которые в 2015 году приводило агентство РСН, в столице России и в Санкт-Петербурге родственники сжигают в крематориях 60% усопших.

РПЦ против

Русская православная церковь на сегодня единственная сила, которая выступает против кремации. И дело не в том, что Творцу сложно воскресить тело кремированного: Ему как раз подвластно все, в том числе и воскрешение тела из рассеянных по земле и воде атомов. Однако дело в том символическом отречении от Него, которое происходит каждый раз, когда люди предают тело почившего огню. К кремации отрицательно отношение не только Русской церкви, но православных церквей Греции и Сербии.

Раннехристианский писатель и философ Марк Мануций Феликс, живший всего полтора столетия спустя после Голгофы, в своих трудах писал о том, что верующие во Христа люди не боятся ущерба их бренному телу и не опасаются какого-нибудь особого способа погребения, но стараются придерживаться традиций предавать тело земле, то есть отдавать дань традициям «старым и лучшим».

Сейчас священники православных церквей закрывают глаза на кремацию только в самых исключительных случаях, например, когда православный человек живет и умирает в Японии, где законодательно утверждена кремация и где людей не хоронят в землю, но до революции кремированных людей даже не отпевали.

Церемонии похорон имеют в разных странах и у разных народов свои традиции. Учитываются тут и существующие в государствах законы насчет захоронения тел. Кремация сейчас становится, что скрывать, более распространенным вариантом похорон. Иногда это и необходимость – при перевозке усопшего на дальнее расстояние, к примеру. Бывает, что кремация является также последней волей умершего. Как проигнорируешь! Но какой бы вариант ни был выбран или возможен законодательно или в соответствии с бытующими традициями, проводить тело к последнему приюту стоит с почестями, добрыми словами об ушедшем в мир иной и оставить о нем в душе своей светлую память.

Еще в связи с поднятой темой также читайте:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).