ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Ножи, ложки и люди. Тут связь не только с едой, но и мистическая…

По инф. cyrillitsa.ru   
09 Октября 2020 г.
Изменить размер шрифта

Упала ложка – будет гостья, упал нож – будет гость. У этого суеверия сложное происхождение, связанное с переносом свойств предмета на его обладателя. В языческом сознании славян вещь и ее хозяин были тесно связаны друг с другом. Существовало поверие, что колдун может сделать с человеком все, что ему угодно, если в его руки попадает вещь, принадлежащая этому человеку. Посуда и столовые приборы были неким сакральным способом связаны с человеком, с его здоровьем, его судьбой.

Ножи, ложки и люди. Тут связь не только с едой, но и мистическая…

Падение ножа предрекало нападение

Тарелки, бочки, кувшины, котлы, ковши, братины, подносы, решето, и наконец, ложки и ножи были связаны в метафорическом сознании древнего славянина с человеком – об этом пишет филолог из Томска Марина Владимировна Грекова («Образы посуды в русской метафорической картине мира»).

При этом все полые предметы ассоциировались с женщинами, а вытянутые – с мужчинами. Это касалось и столовых приборов – ножей и ложек: нож из века в век был оружием мужчины-воина, имел фаллический символ и в ритуалах часто заменял меч, а ложка ассоциировалась с женщиной, с ее лоном, с домашним очагом.

Скорее всего, сначала суеверие касалось только ножа – его падение со стола или из рук неуклюжей хозяйки на пол связывали с опасностью, с неким воздействием этого казалось бы пустячного происшествия на судьбу семьи и дома. Поскольку нож символизировал собой меч, который мог было только у князя, дружинника или врага-кочевника, возникло суеверие, что в дом может пожаловать гость мужского пола. Вспомните, сколько негативных эмоций в русском языке связано со словом «гость»: «непрошеный гость», «незваный гость хуже татарина». Этимологический словарь Л. В. Успенского говорит о том, что это древнее индоевропейское слово прежде обозначало «чужак», «возможный враг», и осталось в его истинном значении в латинском языке: hostis – враг, чужой.

Есть версия, что славяне-язычники, считавшие, что мир вокруг них населен некими сверхъестественными существами, считали, что падением ножа со стола духи, обитающие в доме, предупреждают их о скором нападении врагов.

Ложка сулила зло

То же самое касалось и ложки, но поскольку с ложкой были связаны прежде всего «женские» ассоциации, то методом исключения стали считать, что если падает ложка, то прийти должна уже гостья, а не гость. Возможно, что изначально гостья тоже не была доброй, а могла приносить дурные вести, болезни и зло.

Вилка – недавняя гостья на Руси

Что же касается вилки, то она как столовый прибор на Руси появилась не так давно – примерно в XIII – XIV веках. Самая древняя вилка найдена при раскопках в Великом Новгороде и датируется серединой XIV века – это время, когда на Руси уже распространилось православие. Возможно, вилка прибыла на Русь из Византии, вместе в первыми священниками и монахами.

При дворе Алексея Михайловича в обязательном порядке стол сервировали ножами, ложками и вилками, а император Петр Великий ездил по Европе, имея при себе отделанный зеленым камнем личный столовый прибор из вилки, ложки и ножа – очевидно, не во всех европейских домах стол сервировали по всем правилам.

Изначально вилка имела всего два зубца и называлась «вилицами» – в домах побогаче или «рогаткой», «рогатинкой» – в крестьянской среде; слово «вилка» вошло в обиход только в XVII веке.

И «рогатинка» и «вилицы» в христианстве могли ассоциироваться только с нечистью – то есть с ведьмой или с чертом. Возможно, женское начало в этом суеверии появилось как исключение: нож был связан только с мужчиной, значит, все остальное могло быть частью женского начала. Возможно, на перенос оказало влияние и родовое значение самого слова «рогатина», которое было женского рода.

Вообще поверья, связанные с вилками, на Руси являются поздним домыслом уже существующих суеверий – в пользу этого говорит необыкновенно большое количество суеверий, связанных с ножом, как с более древним орудием человека и крайне малое количество суеверий, связанных с вилками.

И сейчас, когда падают ножи или ложки некоторые люди ждут гостей определенного пола. А еще можно добавить сюда и другие распространенные суеверия. К примеру, черная кошка, перебегающая дорогу и сулящая тому, кто первым пройдет, разные беды или выпадение пятницы на 13-е число, и тоже как бы не ожидай ничего хорошего. Но давайте будем реалистами. И в пятницу 13-го ждали нас всех иной раз прекрасные события. Да и посмотрите на мордочку черной кошки. Ну чем провинился перед вами этот зверек?..

И вот еще о суеверном-мистическом:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».