Некоторые считают, что истинно правильной молитвой, а значит и угодной Богу является только та, что совершается в храме (или в специально отведенном месте в доме), перед иконами и с использованием определенной литературы. Иные обращения к Господу им кажутся неприемлемыми и даже ложными. В чем-то такие прихожане, конечно, правы. Но, как выясняется, далеко не во всем.
Молитва – это беседа
Согласно толковым словарям Ожегова, Даля и многих других лингвистов, молитва – это установленный религиозными канонами текст, обращенный к Богу или святым. Известный проповедник Иоанн Кронштадский определял молитву как «золотую связь» с Богом. Современные священнослужители и богословы абсолютно с ним согласны, но зачастую стараются конкретизировать данный термин, сделать его более понятным для прихожан. Так протоиерей Димирий Моисеев считает, что молитва есть ничто иное как беседа с Господом.
Молитва с точки зрения христианства должна быть потребностью человеческой души, а не повинностью. Недаром Феофан Затворник говорил: «Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе». Между тем в православии существует даже так называемое «келейное правило», согласно которому и следует выстраивать последовательность молитв и отбирать их по содержанию. Но достаточно ли придерживаться установленных канонов для истинной молитвы для того, чтобы она была угодной Богу? И может ли правильная молитва стать ложной?
Ложная молитва
Одними из самых главных признаков ложной молитвы является отсутствие веры и смирения. По словам протоиерея Павла Гумерова без этих 2-х критериев никакая молитва, ни ложная, ни истинная, состояться не сможет. В качестве примера священник вспоминает молитву фарисея, который по сути смирения не имел, а, страдая гордыней, благодарил Бога за то, что он (фарисей) не такой, как остальные люди (Евангелие от Луки 18:9-14).
Протоиерей Алексей Уминский в своем материале под названием «Молитвенное правило» первым делом предостерегает верующих от представления Божьего лика. Настрой на молитву посредством воображения внешности Господа, по мнению священника, является ошибочным и даже опасным. Создателя никто не видел, а потому, как утверждает Уминский, «только себя можно представить перед Богом».
Что касается религиозной литературы и того же молитвенного правила, то святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что не следует также становится рабом подобных текстов и канонов. Непонимание их ведет не к развитию, а к духовной деградации. В то же время Брянчанинов утверждал, что и молитва исключительно «от себя» также не приводит ни к чему хорошему. По мнению святителя, сочиненные верующим молитвы могут увлечь его самолюбованием и ложным представлением о достигнутой «степени богоугождения».
Правильная молитва
Богослов Павел Гумеров считает прекрасным примером истинной молитвы молитву мытаря, сборщика налогов самого низшего ранга (Евангелие от Луки 18:13). В то время как упомянутый выше фарисей благодарил Бога за то, что он не является таким же, как этот мытарь, сам сборщик честно признавал себя перед Господом грешником. Гумеров уверен в том, что «молитва, соединенная с гордостью, будет во грех, не в помощь, а в суд и осуждение».
Правильная молитва исключает и воображаемый верующим образ Создателя. Преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Феодор Студит говорили о том, что Бога не может изобразить никто, так как его никто никогда не видел. Эта точка зрения отражена и в Евангелии от Иоанна (1:18). Именно поэтому, по мнению протоиерея Олега Стеняева, и не следует фантазировать о том, как может выглядеть Господь, пусть даже и для того, чтобы настроиться на молитву. Священник утверждает, что для этих целей и существуют иконы всевозможных святых.
А о молитве «от себя» (не по религиозным текстам) протоиерей Георгий Флоровский выразился так: «Личная молитва возможна только в контексте общины. Никто не является христианином сам по себе. Даже будучи в уединении, христианин молится как член Церкви". Однако Феофан Затворник думал несколько иначе. В ответном письме одной из прихожанок он писал: «Молитвенное правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его. Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею».
Можно окружить себя и религиозными текстами, и соответствующей атрибутикой, но если не будет искренности в душе, вряд ли можно до Всевышнего достучаться. Молитва должна идти от сердца. А вообще молятся не только люди, связанные с религией. И не приверженцы таких учений тоже, бывает, что ищут поддержки где-то там, в небесах, у Господа.
Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.