ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Домовина: зачем крестьяне часто запасались собственным гробом?

По инф. cyrillitsa.ru   
10 Января 2021 г.
Изменить размер шрифта

Каждого из нас, в конце концов, ждёт вечный покой. Это понимали и наши далёкие предки и понимают современники, но хранить свой гроб в кладовке теперь считается чем-то странным. Мы не хотим верить в свой последний час, хотя ещё недавно нравы были другими.

Крестьяне частенько запасались заранее собственным последним пристанищем - гробом

Не отмолишься, не открестишься

У многих славян считалось, что каждому отпущен свой век и отвратить смерть невозможно, а пытаться приблизить свою кончину означало совершать святотатство.

Самоубийцы же, как и все, кого постиг преждевременный уход из жизни, становились «заложными» покойниками. Это означало, что после наступления смерти они не отправятся в иной мир, а останутся рядом с живыми в виде злых духов.

Попытки узнать свой срок жизни и каким-то образом его продлить отражены во многих сказках и легендах.

Сюжет их строится на том, что главный герой тем или иным образом получает предсказание, а затем его родители или он сам всеми правдами и неправдами старается избежать угрозы, но в конце концов, предсказание всё равно сбывается.

Зная, что в реальной жизни предсказания сбываются далеко не всегда, заблаговременную подготовку к смерти могли начать в довольно раннем возрасте.

Смертный узел

Вместе с приданым в некоторых уголках России девушки часто начинали собирать свой смертный узел. В него входил саван, бельё, платок, обувь и платье, платочки для раздачи присутствующим на поминках. На Урале эта традиция сохранилась вплоть до ХХ века.

При этом венчальная одежда тоже могла служить погребальной. Делалось это по причине того, что смерть в родах была распространённым явлением. Нездоровье роженицы, неопытность повитухи (нередко это были шарлатанки, бродившие по деревням и знавшие о родах крайне мало, но умеющие пускать пыль в глаза) и множество других обстоятельств могли погубить молодую жену.

Если злой рок обходил её стороной хотя бы в первые годы, то она получала возможность собрать смертный узел для сыновей и мужа.

Пуговицы, завязки и крючки на такой одежде были непременно, ведь считалось, что покойник станет носить её на том свете. Подобные вещи описываются в быличках Севера, которые собирали исследователи в прошлом и позапрошлом столетии: покойные могли прийти во снах к родственникам и жаловаться, что одежда неудобная.

Цвет её, как правило, был белый, а у казаков-некрасовцев она сшивалась красными нитками и пояс тоже был красным.

Был дуб, а стал сруб

Всем известно, что гроб, как и одежда, делается по индивидуальным меркам. В старину считалось, что если он слишком большой, и в нём есть свободное место, то скоро в доме появится ещё один покойник, а если слишком узкий, то душе будет в нём тесно. Чтобы его сколотить, нужно подобрать доски, потратить некоторое время на сборку.

Трудно угадать точно, в какой день гроб пригодится и будут ли свободные рабочие руки, чтобы сделать его, поэтому крестьяне частенько запасались заранее каждый собственным последним пристанищем.

Исследователи XIX- начала XX века часто упоминают, что крестьяне хранили гробы на полатях, в сарае или на чердаке, причём, использовали как ящики для зерна или сена. И русские крестьяне считали залогом долгой жизни, земного богатства и успешного воскрешения. Как тут не вспомнить стебли злаков, растущие из погребённого Осириса?

Заказывали гробы у местных мастеров или просили соседей, родственникам такую работу не поручали.

За все платить

Состояние агонии - один из признаков скорой смерти. Верили, что эти мучения связаны с неоплаченными долгами и неразрешенными спорами, кроме того, с жизнью якобы не мог просто так расстаться колдун, если он заранее не передал своё умение кому-то ещё. Поэтому при жизни старались не ввязываться надолго в судебные тяжбы и не занимать бессрочно денег.

Если умирающий ещё был в сознании, то он старался проститься со всеми близкими и исповедаться, лечь вдоль матицы или на солому на полу (по аналогии с рождением), смотреть в небо, просил зажечь свечи, чтобы увидеть правильный путь на тот свет.

Смерть – неизбежный итог нашего земного существования. Конец, к сожалению, у каждого человека будет один. И наши предки, наверное, были правы в том, что как-то готовились к этому печальному событию, в том числе делали себе домовину. Ведь так можно было избавить родных хоть от какой-то части забот. Сейчас тоже есть возможности, чтобы облегчить этот тяжелый период для близких. Например, существуют страховые компании, куда можно отдать деньги, и все будет тогда с уходом человека предусмотрено к прощанию с ним. Есть и другой способ, кто не хочет вникать в печальную тему – просто подкопить денег и сказать где они лежат на случай чего представителям своей семьи.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).