«Зеленый трамвай». Остановка вторая
Сайт Moi-goda.ru: рассказы и повести разных авторов и наших читателей |
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные. Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами. Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине. Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся. Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов. Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-х. Леонид Борисович продолжал: – Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной. Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки: – Не можешь привыкнуть, что Рувим Осипович до сих пор не режиссер? – засмеялся Сергей Сергеевич. – Алексей Александрович, появилась интересная идея снять спецвыпуск к юбилею Отечественной войны. Леонид Борисович, расскажи суть дела. – Одесские анекдоты всегда не в бровь, а в глаз, – согласился Леонид Борисович. – Рувим, ты что, до прихода на студию действительно не знал, кто такой Сергей Эйзенштейн? – деланно удивлялся он. Геннадий Павлович Баранов (1926–1987 гг.) во время войны с Японией в 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе взвода полковой разведки. За участие в разгроме Квантунской японской армии награждён девятью орденами и медалями, среди них орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией» (и с таким же названием – от Корейского правительства). Рувим Осипович кипел праведным гневом. Он быстро выяснил – кто он, чем занимается, как зовут, кто жена, где работает. Вся информация была у него в кармане, вплоть до любви к выпивке. На студии он появился неожиданно. Скорее всего, его привела необходимость приработка. Катастрофически не хватало денег. Их, как известно, всегда не хватает, но когда ежедневно хочется «выпить-закусить», как он выражался, вопрос становился остро. Татьяна Андреевна Белявская (Стрельникова) — поэт, прозаик, член Союза писателей России. Родилась в 1947 г. Автор нескольких книг стихов и прозы: «Рябиновый свет», «Вечерами зимними…», «Сердцем слышу», «В доме пахнет хлебом». Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске. Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора. Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются. Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему... Январским морозным днем сижу в хорошо нагретом печью доме и что-то мастерю. Кроме меня тут еще двое, чья одушевленность под сомнением – спящий кот и нечто вещающий радиоприемник. Это, впрочем, не самое главное. Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой. Альберт Семёнович Гурулёв прожил 89 лет (28.09.1934 – 24.12.2023), из них семь десятилетий в Иркутске. Достойно прожил – как по годам, так и по своим творческим и общественным деяниям: написал замечательные романы, повести и рассказы, в начале 80х был главным редактором журнала «Сибирь», в 20122015 гг., восьмидесятилетним, заведовал там же отделом прозы, а затем входил в совет журнала и написал книгу воспоминаний о Валентине Распутине (издана в 2017 г.), дружба его с которым длилась более шестидесяти лет. Наконец-то я на пенсии! Обрадовавшись свободе, укатил встречать Рождество к старшему товарищу. Он уже восьмой год живёт в маленьком посёлке у Байкала, и не раз звал меня в гости, да я никак собраться не мог. Встретил он меня на станции, а вот его жигулёнка я не увидел. «Ведь могут вызвать, да наверняка вызовут в прокуратуру или к следователю для объяснения случившегося. Спросят – кого она воспитала? Детей, которые могут прямо на уроке расстреливать портрет вождя. Следователь вполне уверенно может заявить: «Нетрудно предположить, что будет с такими людьми, которых она воспитывает, через несколько лет». И может добавить: «Таким педагогам в советской школе не место». Или могут порекомендовать директору школы на последнем педсовете учебного года, поводя итоги, поставить вопрос «о недостатках в воспитательной работе классного руководителя 5-го «Б» класса Зинаиды Филипповны Кузнецовой» с соответствующими оргвыводами и решением педсовета. Такого и врагу не пожелаешь. Это может кончиться простым отстранением от воспитательной работы подрастающего поколения». – Та, – Зинаида Филипповна указала рукой на другую башню, – срублена здесь в 1654/55-м году. Разность строения этих башен заключается в том, что раньше русские землепроходцы вырубали паз – такой желобок по всей длине бревна, в который закладывался мох для тепла, на нижнем венце, сверху клали круглое бревно. Древние строители стали замечать, что почему-то нижний венец сруба гниет быстрее, чем верхний. Оказалось, что при косом дожде, когда ветер набрасывает струи воды на стену башни или дома, вода, стекая по бревнам, попадала в этот самый паз – желобок, а мох, находящийся там, эту влагу удерживал долгое время, создавая условия для гниения. Строители стали этот паз вырубать на верхнем бревне и туда закладывать мох, вода в него попасть никак не могла. Та башня, которая срублена в 1654 или, может, в 55-м, исполнена по новой технологии. Эти сведения ученые нашли в летописи, оставленной нам умными, грамотными людьми той далекой поры. Вы тоже могли бы вести записи своей и окружающей жизни. Сейчас вам кажется, что ничего существенного вокруг вас не происходит. Пройдет по историческим меркам совсем немного времени, тридцать – сорок – пятьдесят лет, жизнь изменится под воздействием прогресса, цивилизация обязательно, хотим мы или нет, сделает шаг вперед, ваши дети или внуки, прочитав написанные вами дневники, будут не только удивляться, но и знать, что называется, из первых рук, как мы жили. – Мне показалось, что Зинаида Филипповна посмотрела на нас с надеждой и продолжила: Мы тогда жили в большом старинном селе, в котором каким-то чудом сохранились две деревянные острожные башни XVII века, правда, они основательно состарились, покосились, потолки сгнили и обвалились, потому что крыша без присмотра долгое время текла, а потом и вовсе исчезла. Новая книга Александра Ведрова «На уличных подмостках. Сатира, юмор, приключения» представляет собой сборник рассказов, основанных на реальных событиях, и охватывает период советской эпохи, начиная от предвоенных лет. Это уже четвертое произведение иркутского писателя, изданное в Москве, но оно перепечатано и в Иркутске и выставлено на продажу в книжной сети «Продалитъ». Данная фотография сделана в ноябре 2022 года после подведения итогов одиннадцатого окружного литературного конкурса детской и юношеской прозы и поэзии «Иннокентьевские звёздочки». Дети, которые держат в руках дипломы лауреатов, возможно, не станут известными прозаиками и поэтами, но уже сейчас они умеют то, что доступно немногим – выражать свои чувства и мысли посредством слова. Людмила Георгиевна Бронникова пишет притчи и рассказы для детей. В 2006 году была включена в справочник «Ангарск поэтический. Антология», печаталась в книге воспоминаний: «Дети войны – дети победы». Имеет публикации в литературных журналах. У неё вышли две авторские книги: «Притчи» в 2016 году и «Прими решение» в 2021 году. Сегодня мы познакомим вас с несколькими сказками-притчами Людмилы Бронниковой для детей, да с одним её коротким рассказиком из жизни участкового врача. Рощица, место любимых детских игр, начиналась сразу за нашим небольшим городком редким березнячком. Меж изогнутых ветвей берёзок, словно так и не отогревшихся после сорокоградусных морозов, редких лиственниц, сосен и камней, проглядывало лиловое чудо – заросли кустов багульника. Владимир Васильевич Щербинин родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. После средней школы поступил на физико-математический факультет в Красноярске, окончил в 1972 г. Преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. Затем поступил в аспирантуру в Москве. В 1989 г. получил ученую степень по психологии. Его творческий потенциал проявился сначала в живописи, затем в прозе и в поэзии, которую мы представим в другой раз. Поэзия – целая страна – с шумными суетливыми центрами и с тихой глубинкой, где люди живут размеренно и просто. Может, поэтому они чаще счастливы, чем «столичные штучки», нередко ломающие себя в погоне за преуспеванием, когда ориентируются на спрос со стороны ценителей «высокого стиля»... От редакции: Нынешняя затяжная весна бьет все рекорды. Май по погоде был похож скорее на апрель. Вот и утро 20 мая иркутяне встретили в заснеженном городе, а на льду Байкала в эти дни до сих пор гуляют лыжники. Наши авторы лирическими этюдами откликнулись на эти чудеса природы. Не сон ли привиделся?.. Осталось всего-то десять дней до начала лета, а я бегу по Байкалу на лыжах! Такое счастье в прошлые годы и в конце апреля не всегда выпадало. Не сон это, а весна затяжная – холодная, выматывающая силы, но мне, влюблённому в лыжи, она продлила радость скользящего движения на месяц. Николаю Петровичу Кольцову, с творчеством которого наши читатели уже знакомы, 12 апреля исполнилось 70 лет. 60 из них он живёт в Иркутске. Его многопрофильная трудовая биография способствовала познанию жизни и человеческих характеров. Это, несомненно, нашло отражение в прозе, которой он серьёзно занялся уже в довольно солидном возрасте. Звёздное небо над тайгойЛюблю наблюдать за ночным звёздным небом над тайгой, когда находишься где-то высоко в горах во время ягодного сезона... Ты словно оторван от существующего мира: кажется, что уже не на земле, а на безлюдной планете. И только здесь, в таёжной глуши, в маленьком пространстве горит ярко костёр, освещая пламенем густую темноту. Случай в путиПятнадцатое июня. Время ближе к вечеру. Спокойно после работы иду домой. Люблю возвращаться не по улицам, а через кварталы. Здесь не шумят и не пылят машины, здесь и человека-то редко встретишь. Ничто и никто не мешает остаться наедине со своими мыслями, увидеть со стороны некоторые случившиеся коллизии, реально их оценить, принять верное решение. Или вообще отвлечься от всего сущего и наслаждаться тем, что вижу. От редакции: Другого нашего постоянного автора – прозаика, поэта, журналиста, автора более десятка книг Владимира Максимова – тоже нет нужды особо представлять нашим читателям. Он регулярно выступает в нашей газете со своими «брюзжалками» – заметками неравнодушного гражданина по поводу тех или иных беспорядков и недостатков нашей жизни, печатает здесь и свои рассказы, имеющие автобиографическую основу. От редакции: В 2021 году в Москве был издан сборник художественных рассказов о диких и домашних животных под общим названием «Жизнь рядом с нами» иркутского писателя и нашего постоянного автора Александра Ведрова. За этот сборник автор был удостоен звания лауреата Московской литературной премии. Эта премия, имеющая давнюю и заслуженную репутацию, учреждена Интернациональным союзом писателей и редакцией литературного журнала «Российский колокол» при поддержке Московского союза писателей и ряда московских организаций и ведомств культуры. Сегодня мы публикуем один рассказ из этого сборника. Примечательно, что история из этого рассказа, что называется, один в один произошла в ранней молодости и с редактором нашей газеты Анатолием Выборовым. С разницей лишь в том, что он не выбросил ружье в озеро (так как оно было отцово), а повесил его на стенку и также навсегда отказался от охоты. Если среди наших читателей окажутся такие же бывшие охотники, мы готовы опубликовать их истории в нашей газете под рубрикой «Разговор с читателем». Пишите. Генри слизар. Перевела с польского иркутянка, «пенсионерка с огромным стажем», как она сама о себе говорит, Валентина Семеновна Долгова. – Вон тот лопух – мой, – заявил Женя своим коллегам, когда увидел, как в магазин со стороны выхода пытается зайти мужчина нелепого вида. |
|