В каком "ремонте" нуждаются "правила капремонта"? |
29 Июля 2015 г. |
Более 143 тысяч человек подписались в Интернете под требованием отменить плату за капитальный ремонт: они недовольны, что вынуждены ежемесячно отдавать государству деньги за работы, которые в их домах пройдут в среднем через 15-20 лет. В результете в большинстве регионов 25-30% жителей платить отказываются. Эксперты считают, что люди и дальше будут высказывать недовольство: при нынешней схеме невозможно эффективно чинить дома. Россияне снова заговорили об обязательной плате за капремонт — на этот раз из-за Москвы, ставшей последним регионом, в котором ввели новый сбор. Жители столицы к этому оказались не готовы: многих удивило, почему в июле коммунальные счета возросли в среднем на тысячу рублей. Причина в том, что весь капитальный ремонт жилых домов поправками в Жилищный кодекс от 2012 года государство перебросило на плечи собственников. В Москве еще и установлен один из самых высоких тарифов по стране: за квадратный метр жилья необходимо заплатить 15 рублей. Жителям Петербурга повезло больше: обсуждение нюансов регионального закона совпало с прошлогодними выборами губернатора, перед которыми власти нужно было показать себя в лучшем свете, поэтому тариф составляет, по российским меркам, минимальную сумму — от 2 до 3 рублей. Как считает депутат ЗакСа Борис Вишневский, чтобы "не раздражать народ", сбор не увеличится до парламентских выборов 2016 года. Отчитываясь перед депутатами, председатель жилищного комитета Валерий Шиян рассказывал: чтобы провести все работы, необходимо было заложить "московскую" сумму в 15-16 рублей за квадратный метр, а с учетом выделенных из бюджета денег — 8 рублей. Но губернатор не хотел недовольства жителей, вспоминает Вишневский. Простой подсчет показывает, что какую-то часть домов при нынешнем раскладе отремонтировать не удастся или же сроки сдвинутся еще сильнее в будущее. "Отзывов от управляющих компании о резком негативе жителей, попытках перекрыть Невский проспект нет. И это абсолютная правда, что за такие деньги невозможно отремонтировать все необходимое", — отмечает председатель Совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. По его словам, программа рассчитана на десятилетия, она отрабатывается и совершенствуется методом проб и ошибок. В связи с этим тариф никто экономически не обсчитывал, не определял, каким он должен быть, чтобы в определенные сроки весь капремонт был готов. "Система будет формироваться путем приближений. Увидят, что не хватает, а старения фонда идет быстрее, значит, тариф надо будет увеличить. За несколько лет придем к тому тарифу, который установит практика", — уверен он. "Я почти уверена, что тариф будет повышаться", — отмечает в свою очередь депутат ЗакСа Ирина Комолова, добавляя, что из средств, направленных на капремонт, в ближайшей перспективе будут исключены бюджетные деньги. Первые вливания, составившие 7 млрд рублей, — своего рода долг, который город отдал за невыполненные работы по ремонту домов до 1991 года, пока те еще не были приватизированы. "Как они сосчитали этот возврат? Думаю, в принципе никак. Просто некая сумма, которую бюджет готов был потянуть", — говорит Комолова. Закон "О приватизации жилищного фонда" при этом подразумевает, что государство, если не успело при советском строе, даже после передачи жилья в руки нового собственника должно обеспечить его ремонт. Но теперь эта статья не принимается во внимание — по каким-то причинам говорится лишь о "доброй воле" чиновников. По мнению бывшего уполномоченного по правам человека в Петербурге, а ныне главы НП "Оккервиль" Игоря Михайлова, дополнительные сборы нужны для проведения текущих работ, на которые уже не хватает средств. "Деньги за капремонт — это покрытие за счет собственников сформированной за 25 лет после перестройки задолженности по текущему содержанию жилищного фонда. Деньги, которые по розовенькой квитанции мы платим ежемесячно, полностью уходят на долги монополистам", — считает он. Пока сбор средств с населения правительству дается тяжело: петербуржцы недовольны и новые траты принимают в штыки. По данным фонда капремонта, с ноября 2014 года собрано почти 1,6 млрд рублей, причем деньги перечислили только 80% петербуржцев. В первых квитанциях горожане даже заподозрили мошенничество и сдавали их в полицию. "Сборы на вполне приличном уровне", — говорит руководитель пресс-службы фонда Николай Врагов, сравнивая Петербург с другими регионами: к примеру, в Ленинградской области показатель достигает 76%, а в Архангельской области — только 20%. Во многих регионах недобор составляет 25-30%. В скором времени в фонде обещают принимать меры в отношении неплательщиков. "Будут все методы как за неуплату по другим услугам: отключим газ, воду. Есть законные способы взимания платежей по ЖКХ", — замечает Врагов. Самая большая проблема: люди просто не понимают, почему они должны ежемесячно платить за других, если ремонт в их доме обещан на 2024 или 2038 год. Платить за других — значит, скидывать деньги в фонд капремонта, или "общий котел", из которого деньги поступят на объекты согласно адресным программам. Это еще и противоречит Гражданскому кодексу, так как собственник несет бремя только за свое имущество. Другой болезненный вопрос: почему один дом будут чинить раньше другого. Это почва для споров, так как непонятны критерии, по которым выбираются сроки для ремонта. По последним данным фонда капремонта, в Петербурге ведется 90% запланированных работ. К 27 июля конкурсные процедуры были проведены на сумму 5 млрд 321 млн рублей из выделенных 7 млрд, а ремонт 108 крыш перенесен на 2016 год. Причем с контрактами фонд тянул до последнего: из-за падения рубля подрядчиков не устраивали предложенные сметы, поэтому их в срочном порядке пришлось перерабатывать. Сэкономленные средства обещают направить на починку лифтового оборудования. С этими проблемами будет разбираться уже другой глава фонда капремонта, которого назначат 31 июля. Предыдущий руководитель Дмитрий Локтаев подал заявление об увольнении после выговора губернатора и длительного конфликта с жилищным комитетом из-за незаключенных контрактов. Сейчас обязанности глава исполняет бывший заместитель Локтаева Дмитрий Новиков. Большинство жителей Петербурга могли и не следить за этими перестановками, так как именно в фонд капремонта можно было и не платить. Для этого совет дома заранее должен был принять решение о напралении денег на индивидуальный банковский счет. Если вовремя этого не сделали, власти автоматически причисляли всех жильцов дома к так называемым "молчунам". Получается, что против своей воли от незнания они скинулись в "общий котел", в котором теперь и обитают деньги. Котловой метод давно вызывает нарекания у экспертов. Так среди прочих работают Жилкомсервисы. "На деле получается, что управляющая компания отчитывается, как поменяла 2,5 тысячи запорных арматур на своей территории из 648 домов. Все хорошо, аплодисменты. Правда, 2501-ая запорная арматура как текла, так и течет, потому что деньги были собраны на один счет. Паспорта дома до сих пор нет, а именно он должен отражать состояние конкретного объекта", — говорит Игорь Михайлов. "Реформа длится 20 лет, и в плане воспитания мы эти 20 лет упустили", — так Евгений Пургин объясняет, почему в России оказалось много "молчунов". За границей с помощью игр, фильмов и уроков чувство собственника помещения в многоквартирном доме воспитывают еще с детства в школах. "Войдя в сознательный возраст, люди понимают, что надо участвовать в собраниях, а наше сознание собственности недалеко ушло от советского человека, что все вокруг народное и должно быть бесплатно", — замечает эксперт. Теперь же активность населения как собственников только снизится, хотя у власти был реальный шанс ее повысить. Если бы закон обязал жильцов создать индивидуальный счет, каждый год оплачивать мониторинг дома и возможный ремонт, тогда петербуржцы понимали бы, зачем копят, а фонда капремонта просто бы не существовало, уверен Михайлов. Чиновникам бы отошла функция надзора и контроля: органов госвласти так много, что даже не пришлось бы создавать очередное учреждение. При таком развитии событий город дал бы толчок для развития советов домов. По мнению Михайлова, процесс эксплуатации тогда бы оживился, а советы наконец получили бы смысл для существования. В нынешнем петербургском законе много и иных слабых мест, на которые указывали депутаты, причем не только оппозиционные. "Мы его хотели исправить, но не вышло из-за вето губернатора, — говорит Борис Вишневский. — Исправлять там надо три ключевые вещи. Первое — актуализация адресной программы капремонта каждый год. Сейчас если написали, что ваш дом отремонтируют в 2035 году, то так и сделают, а до этого вносите деньги непонятно за что. Получается, просто жилищный налог. Второе — подробное указание всех видов и перечень работ, чтобы вы понимали, за что платите. Третье — включение программы мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению, иначе мы будем топить окружающую среду". Еще одна недоработка заключается в том, что в законе не прописана ответственность подрядчиков в гарантийный и постгарантийный период эксплуатации. Депутат Комолова опасается, что подрядчики, как это часто бывало, после сдачи работ исчезнут, и некому будет отвечать за недоделки. "Где тогда найти подрядчика? Кто будет отвечать? Вроде как уже никто", — удивляется парламентарий. Депутаты планируют подавать свои поправки по второму кругу, но до сих пор губернатор и его подчиненные были настроены жестко и ничего менять не собирались: действительно, деньги и так уже потекли в котел, какая теперь разница, в 2024 или 2035 году вам поменяют лифт.
Тэги: |
|