ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...
2024-05-02-03-04-41
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет...
2024-04-25-13-36-26
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность...
2024-05-02-06-36-53
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в...

Фильм «Розыгрыш»: пересматривая 43 года спустя

02 Января 2020 г.

Включила я тут на днях телевизор, пощёлкала программы – с экра­на взглянул на меня юный Дима Харатьян, зазвучала песня на слова Алексея Дидурова. «Розыгрыш!» Посмотрю пару минут, решила я и присела возле телеэкрана. Но фильм Владимира Меньшова, что называется, «засосал» – вспомни­лась длинная очередь за билетами в кинотеатр, своя собственная шко­ла, страна, век...

Фильм «Розыгрыш»: пересматривая 43 года  спустя

Досмотрела фильм до конца и пойма­ла себя на мысли: как всё изменилось! И дело не в том, что другой стала школь­ная форма, в классах появились ком­пьютеры, а журналы теперь электрон­ные. Изменились понятия: «чёрное» – «белое», «хорошо» – «плохо».

Вот герой Харатьяна Игорь Грушко сколачивает вокально-инструменталь­ную группу, группа репетирует и... опа­здывает на урок химии. Учитель химии – в исполнении Зиновия Гердта – распе­кает опоздавших: их лидера с издёвкой называет «профессором», каламбурит, что «музыканты» живут по принципу «делу – час, потехе – время», рисует на доске калошу, в которую «сажает» опо­здавших. Герой, казавшийся остроум­ным сорок три года назад (фильм вышел в 1976 году), теперь воспринимается как авторитарный и нетолерантный.

Антипод главного героя – Олег Кома­ровский. Прагматичный и беспринцип­ный, точно знающий не только, чего хочет в жизни, но что и в какой после­довательности в ней должно произойти: пятёрка по математике, победа в олим­пиаде, поступление в вуз, блестящая карьера. Воспринимавшийся как «отри­цательный», в наши дни такой старше­классник является эталонным (я заме­тила это на уроках по «Обломову»: поло­жительным современные подростки считают исключительно Штольца).

Или вот учительница математики, классный руководитель наших героев. Одинокая, всю свою жизнь посвятив­шая школе, не увлекающаяся ничем, кроме своего предмета: если прежде такая воспринималась как героиня (портреты таких учителей красовались на досках почёта под лозунгом: «Ими гордится район»), то теперь она кажет­ся синим чулком.

Современные учителя женского пола – дамы, «приятные во всех отно­шениях»: у них, как правило, есть семья, они посещают тренажёрный зал, име­ют различные хобби – от вышивания до моржевания, зимой носят норковые шубы, летом отдыхают в Анталии или Италии, а в школу приезжают на соб­ственном автомобиле.

А проблема зарабатывания денег? В фильме «Розыгрыш» учителя выго­варивают девятиклассникам за то, что те – в качестве музыкантов – обслужи­вают свадьбы и – о, ужас! – берут за это деньги. «Тапёры на свадьбах!» – уни­чижительно называет своих учеников завуч. «И зачем вам деньги?» – хором вопрошают взрослые. В наши дни подобный вопрос рассмешил бы даже первоклассника.

А вот кульминация фильма: ученики девятого класса разыгрывают учитель­ницу математики, заявляя, что она не предупреждала о контрольной. Ложь вскрывается, и учительница (героиня Евгении Ханаевой) ставит нескольким вызванным, в том числе Олегу Комаров­скому, единицу в журнал. Единица поме­шает Олегу получить пять за четверть, а стало быть, поучаствовать в олимпиа­де, на победу в которой он так рассчиты­вает, ведь это прямой путь в вуз.

В фильме педагог не хочет поступить­ся принципами и кол в журнале таки ста­вит. Сегодня на такую принципиальную учительницу обиделся бы не только уче­ник, получивший единицу, а вся адми­нистрация школы во главе с директо­ром. Как, из-за какой-то нравственной, то есть пустячной, проблемы ученик не сможет участвовать в олимпиаде, а зна­чит, школа недополучит свои баллы, рейтинги et cetera? Героиня 1976 года на наших глазах, как Золушка в полночь, превращается в «лохушку» 2019 года.

И уж действительно смешна техниче­ская оснащённость школы: от возмож­ности из кабинета завуча связаться с уборщицей до нынешних интерактив­ных досок, способных перенести класс в любое место и любое время, – дистан­ция огромного размера.

Не хочется – в конце – выводить «мораль». Лично мне ясно: в чём-то нынешняя школа рванула вперёд, в чём-то – безнадёжно отстала.

Ах, «если бы губы Никанора Ивано­вича да приставить к носу Ивана Кузь­мича...»! Ах, если бы к технической мощи и прагматизму современной школы приставить принципиальность и романтизм школы советской!

Или и впрямь, как говорил Малень­кому принцу Лис, «нет в мире совершен­ства»?

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!