ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Загадка заколоченной комнаты Гатчинского дворца

По инф. cyrillitsa.ru   
19 Ноября 2022 г.
Изменить размер шрифта

По словам Эдварда Радзинского, одна из комнат в Гатчинском дворце была почти всегда заколочена. Там хранилась вещь, которая в свое время стала «свидетелем» убийства. Страх, который внушала закрытая комната царским детям и другим обитателям дворца, породил и соответствующие легенды.

Загадка заколоченной комнаты Гатчинского дворца

Убийство императора

Тайна забитой двери в Гатчинском дворце напрямую связана со смертью Императора и Самодержца Всероссийского Павла I. Официальной причиной внезапной кончины правителя был объявлен апоплексический удар. Впоследствии в народе была популярна шутка о том, что Павел умер от апоплексического удара табакеркой в висок. Однако на самом деле заговорщики задушили императора шарфом. Интересно, что во время своего последнего ужина Павел Петрович, посмотревшись в зеркало, заявил: «Как не умеют делать зеркала! Смотрите... я в нем смотрюсь со свернутой набок шеей!». Впрочем, золотая табакерка все же использовалась при расправе над императором: ею Павла ударили в висок. Но сперва правитель был сильно избит.

Исполнители убийства, коими были несколько офицеров, ликвидировали Павла I мартовской ночью 1801 года прямо в его спальне в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. В тот момент император отдыхал на своей походной кровати, которая представляла из себя складную деревянную раму с холстом. Кровать устанавливалась на 4 деревянные и 2 металлические ножки. Длина кровати без изголовья составляла всего 163 сантиметра, но Павлу I это не причиняло никаких неудобств, так как его рост был всего 160 сантиметров. По свидетельству военачальника Николая Саблукова, Павел спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле с рукавами. Над его кроватью висели шпага, шарф и трость.

Окровавленная кровать

Мария Федоровна, супруга Павла I, добилась удаления заговорщиков из столицы. Она, судя по всему, очень горевала по мужу. Как утверждал тот же Саблуков, в течение долгих и бессонных ночей вдова пролила немало слез. «Нервы ее были до того напряжены, что малейший шум пугал ее и обращал в бегство» — писал Николай Александрович. Мария Федоровна была даже не в силах расстаться с походной кроватью супруга, на которой он и ушел из жизни. Сама императрица рассказывала, что эту кровать вместе с окровавленным постельным бельем она всюду возила с собой. В Павловске, если верить книге «Будни и праздники императорского двора» Леонида Выскочкова, она поставила кровать за ширмой в собственной опочивальне.

В 1827 году, то есть всего за несколько месяцев до смерти, Мария Федоровна написала завещание: «Возлюбленному сыну моему великому князю Константину оставляю на память: постель покойного отца его, Императора Павла, которую я всюду вожу с собою, а равно его одежду, сапоги, белье, его шпагу, трость, шляпу и его портрет, написанный мной и висящий возле его кровати в Павловске. Все эти вещи передаст ему мой камердинер Гримм. После его смерти все эти вещи должны быть возвращены в Гатчино». Так походная кровать Павла оказалась в Стрельнинском дворце. Однако через 3 года умер и Константин, а вещи, как и завещала Мария Федоровна, были перевезены в Гатчину, любимый дворец Павла I.

Дворцовые призраки

Эдвард Радзинский в своей книге «Убийство императора. Александр II и тайная Россия» пишет о том, что в Гатчинском дворце кровать Павла I вместе с окровавленными простынями хранилась в комнате с забитой дверью. По словам Радзинского, эта комната, а также легенда о призраке Павла, который бродил по ночам по залам дворца, вселяли в царских детей одновременно и ужас, и любопытство. Тем более, что слуги поддерживали эти байки. Неудивительно, что внук Павла Александр II, будучи еще маленьким, страстно мечтал о том, чтобы хоть раз увидеть призрак своего деда. Ольга, сестра Николая II, также вспоминала, как они с братом ночью бродили по дворцу, надеясь встретиться с Павлом.

Хотя некоторые считают, что призрак Павла I на самом деле обитает там, где его настигла смерть, в Михайловском дворце. Строители, которые занимались ремонтом здания, рассказывали, что они частенько наблюдали за мужчиной невысокого роста в треуголке и ботфортах, который появлялся будто бы из ниоткуда. Обитатели замка слышали, как Павел играл на флажолете, музыкальном инструменте вроде флейты. Кадеты Инженерного училища, которому одно время принадлежал Михайловский замок, каждую ночь около полуночи следили за фигурой императора, который расхаживал вдоль окон первого этажа со свечой в руке. Правда, позже выяснилось, что призрака изображал из себя один из кадетов, завернувшись в белую простыню.

Чтобы у дворца и не было тайн? Кажется, что вокруг каждого такого объекта обязательно ходят загадки. Кто видит там призраков, кто их слышит, кто утверждает, что точно во дворце есть сокровища... И клады, конечно, хочется отыскать. А многочисленные страшилки, да они наоборот только вызывают интерес и притягивают.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.