ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Время идет, а вопросы к массовым репрессиям в РККА остаются

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
26 Июня 2022 г.
Изменить размер шрифта

В середине июня 1937 года, восемьдесят пять лет назад, за двадцать пять минут до полуночи, был вынесен смертный приговор участникам «военно-фашистского заговора в Красной Армии». Той же ночью были расстреляны Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский, командармы 1 ранга Иона Якир и Иероним Уборевич, командарм 2 ранга Август Корк, комкоры Витовт Путна, Роберт Эйдеман, Виталий Примаков и Борис Фельдман.

Время идет, а вопросы к массовым репрессиям в РККА остаются

Их обвиняли в том, что они были членами антисоветской троцкистской военной организации. Помимо Троцкого, военные якобы были связаны с лидерами левой оппозиции Георгием Пятаковым и Леонидом Серебряковым, лидером правой оппозиции, виднейшим партийным теоретиком Николаем Бухариным и бывшим председателем Совета народных комиссаров СССР Алексеем Рыковым, преемником Ленина.

Еще им приписывали связь с германским генеральным штабом.

Так начались массовые репрессии в Красной Армии. В 1956-1957 годах военачальники были реабилитированы.

Вопросы тем не менее остались.

Связь с германским генеральным штабом была провокацией германской разведки. Та вбросила дезинформацию через чешского президента Бенеша. Компрометирующие Тухачевского документы по приказу Сталина выкупили за три миллиона золотом, но они были ловко сделанной фальшивкой. Связи с левыми и правыми оппозиционерами одновременно могли быть чем-то реальным, а могли — и ритуальным мифотворчеством следователей НКВД. Записи телефонных разговоров обвиняемых, на которые ссылалось обвинение, в пятидесятые годы были уничтожены по приказу Хрущева. Известно, что военные из окружения Тухачевского во время коллективизации поговаривали о том, что дела в стране идут скверно, Сталина, скорее всего, убьют, и они должны быть к этому готовы. По тем временам подобные разговоры вполне тянули на «военно-фашистский заговор», а последующий размах репрессий, не только обезглавивших, но и обескровивших РККА, мог быть связан и с карьеристскими поползновениями наркома внутренних дел Ежова, набивавшего себе цену в глазах вождя. Да и со сталинской паранойей тоже.

После связанных с коллективизацией тяжелых нервных перегрузок (страна была крестьянской, тогда все висело на волоске) и самоубийства любимой жены Сталин стал другим человеком. Люди из его ближнего круга вспоминали о многократно усилившейся сталинской подозрительности, недоброжелательности, утрате контакта со старыми друзьями. При этом у Сталина был специфический жизненный бэкграунд: в молодости, в закавказском подполье, организуя ограбления банков, он действовал гангстерскими методами, и у него был огромный опыт интриг. Он мог ставить себя на место тех, кто попал в «военно-фашистские заговорщики»: что бы произошло, будь у него такие же возможности устроить заговор, как у высокопоставленных военных?

Все приговоренные к смерти так или иначе противостояли группировке наркома обороны Ворошилова и его сторонников, преимущественно бывших конармейцев. При этом участники «военно-фашистского заговора» не были единым целым. Между начальником Штаба РККА Тухачевским и бывшим начальником вооружений РККА Уборевичем (оба были заместителями наркомвоенмора) существовали острые противоречия. Стажировавшийся в Германии Уборевич был сторонником модернизации Красной Армии по германскому образцу, а Тухачевский скорее предпочитал французский. Но их всех объединяло то, что они были сильными фигурами, способными на самостоятельную игру.

Много лет назад, после Гражданской войны и смерти Ленина, Тухачевский и другие крупнейшие военачальники того периода не поддержали создавшего Красную Армию Троцкого. Это предопределило его падение — но то, что они могли принять и другое, спасительное для Троцкого решение, не было забыто. За кажущимся безумием репрессий Большого террора было и рациональное начало: страх приводил к безусловному повиновению огромную страну, армию и еще не забывших об относительной внутрипартийной демократии большевиков. Одновременно страх парализовал, лишал предприимчивости и инициативы: это сказалось в 1941 году. Лишенная ведущих военачальников и множества опытных командиров среднего звена армия встретила вермахт ослабленной.

В СССР такие дискуссии были невозможны, но после его распада обсуждаемой темой стала реальная боеспособность РККА. По мнению некоторых историков, дисциплина и боевая подготовка Красной Армии и до репрессий была невысока. Это было связано с низким образовательным уровнем среднего и младшего комсостава, плохо владевшим не только военными специальностями, но даже внятной речью, способностью объяснять: педагогической риторикой. Бойцов некому было готовить. Проблема не ограничивалась рядовыми и младшими командирами. Многие из тех, кто поступил в Академию Генерального штаба, медленно и плохо усваивали учебный материал, и об этом в одной из своих директив говорил Ворошилов — сказывался недостаток интеллигентности.

Эти авторы считают, что репрессии незначительно повлияли на Красную Армию.

Совсем иного мнения, однако, был один из лучших полководцев Великой Отечественной войны Константин Рокоссовский, арестованный, подвергшийся пыткам, не давший ложных показаний ни на себя, ни на других и освобожденный во время бериевской «оттепели» из-за ходатайства Тимошенко, Буденного и Жукова к Сталину. Рокоссовский считал репрессии в РККА катастрофой: их следствием (а также результатом огромного предвоенного увеличения Красной Армии) оказался стремительный карьерный рост не готовых к этому военных. Они получили под свое командование корпуса и даже военные округа. Многие из них не выдержали проверки войной.

Маршал Тухачевский был слишком яркой и противоречивой фигурой, чтобы уцелеть во время репрессий. Он был блестящ и талантлив, но в постсоветский период некоторые исследователи называли его талантливым авантюристом. Представления Тухачевского о путях развития РККА («тракторные» танки, оказавшиеся пустышкой динамо-реактивные безоткатные орудия) во многом были химерическими. Но по его инициативе начали развивать ракетное оружие — в результате появились знаменитые «катюши». Он, безусловно, был увлекающимся человеком, фантазером. То, как Тухачевский мог бы противостоять Гудериану и Готу, относится к области фантастики, альтернативной истории — судя по тому, к чему в 1920 году привело его наступление на Варшаву, это могло закончиться большой катастрофой. А могло оказаться удачным: против Колчака и Деникина Тухачевский воевал отлично.

Вермахт встретили другие люди. Некоторые из них оказались бездарны, другие стали «рабочими лошадками» войны, третьи привели страну к Победе и вошли в легенды. Те, кто был расстрелян в 1937 и 1938 годах, остались возможностью, нереализованным шансом, поводом для бесконечных споров. Применим ли был их, связанный с Гражданской войной, опыт в совсем иных условиях Великой Отечественной? Смогли бы они адаптироваться к натиску вермахта и оперативному искусству германского генерального штаба так же быстро, как это получилось у куда более молодых, вынесенных репрессиями на верхушку военной иерархии командиров? На эти вопросы никто никогда не ответит.

Но несправедливость того, что произошло в июне 1937 года, всегда будет жечь сердце. Закапанные кровью допрашиваемых листы с их показаниями, расстрелянные жены и братья, сосланные матери и сестры, отправленные в детские дома сыновья — все это смертный грех советской истории. Михаил Тухачевский жил легко, был лишен жалости и нацелен на жизненный успех, в нем было много от Наполеона. Он проливал кровь, как воду, был абсолютно циничен, после Гражданской войны восстановил фамильное имение и поселил в нем сестру, — да и все остальные приговоренные не были большевистскими ангелами. Комкоры и командармы были людьми своего противоречивого и жестокого времени, но к фашистским заговорщикам они отношения не имели.

В июне 1937 года произошла еще одна важная вещь: репрессии в РККА лишили политической субъектности советскую армию. Сталин еще раз перетряхнул ее после войны, Хрущев отправил в отставку с поста министра обороны маршала Жукова, то ли готовившего, то ли не готовившего военный переворот, — и генералы перестали играть самостоятельную политическую роль. ГКЧП оказался крайне беспомощной историей. Навыка заговоров, захвата и удержания власти — да и вкуса к власти — у отечественных военных не было.

Советская армия осталась не политической, а профессиональной организацией. Как профессионал умер и главный герой этого расстрельного списка, маршал Тухачевский. Перед расстрелом он крикнул: «Да здравствует Красная Армия!». Его партией и Отечеством было войско, которому он посвятил жизнь.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».