ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Трагедия и история любви скульптора Веры Мухиной

Тимур Сагдиев, cyrillitsa.ru   
23 Октября 2022 г.
Изменить размер шрифта

В творчестве скульптора-монументалиста Веры Мухиной женские образы, как правило, были несколько тяжеловесны, подобно крестьянке в композиции «Рабочий и колхозница». Подобным типом внешности отличалась и сама Вера Мухина – классическая «сильная женщина» сталинской эпохи. Лишь самые близкие люди знали, что лицо Мухиной – результат «скульптурной» работы пластического хирурга.

Трагедия и история любви скульптора Веры Мухиной

Роковое катание

Вера Мухина родилась 19 июня 1889 года в Риге, административном центре Лифляндской губернии. Её отец, богатый купец Игнатий Мухин, унаследовал давний семейный бизнес по торговле зерном, смолой, коноплей и пенькой, а кроме того, был известен как благотворитель и изобретатель. Он умер в 1903 году. Мать Веры, происходившая из семьи немецкого аптекаря Мюде, скончалась ещё раньше, в 1891 году, от туберкулеза. Веру и её сестру Марию взяли «под крыло» жившие в Курске братья отца, не менее состоятельные, чем он.

В 1912 году с 22-летней Верой Мухиной стряслось ещё одно несчастье. 2 января она каталась на санях в имении родственников Кочаны, под Смоленском. На крутом спуске со снежной горы сани врезались в ствол дерева. Полулежавшая в санях Вера сильно пострадала. Её миловидное лицо с одной стороны оказалось разбито в кровавое месиво, верхняя губа защемилась между зубами.

«Глаза залило кровью, мне показалось, что треснул череп. Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван», – вспоминала Мухина.

В больнице в Смоленске девушка провела 18 дней, за это время врачи наложили ей девять швов. Родственники долго не позволяли пострадавшей смотреть в зеркало. Лицо Веры так и осталось бы изуродовано шрамами, если бы не деньги родственников. Для дальнейшего лечения они позволили девушке выехать в Париж. Там специалисты по пластической хирургии провели семь операций. Лицо Мухиной избавили от рубцов, но теперь оно выглядела уже не так, как до происшествия. Сама Мухина была не в восторге от своей новой внешности: черты казались ей мужскими, грубыми. Ко всему прочему, девушка, по некоторым данным, и прежде имела физический дефект – тугоухость. Всё это сильно повлияло на Мухину психологически – от её девичьей весёлости и кокетства не осталось и следа. Однако Мухина, по её словам, даже была благодарна тому, что «поранила лицо в спортивной катастрофе». Этот определило её дальнейший жизненный путь. Вера и раньше просилась во Францию, чтобы учиться искусству, но опекуны не пускали. Теперь же двери парижских студий были открыты. Вера Мухина стала учиться у скульптора Эмиля Бурделя, который, в свою очередь, был учеником знаменитого Огюста Родена. Забыв о балах и вечеринках, девушка усердно трудилась и в результате стала первоклассным скульптором.

Личная жизнь Мухиной

На сердечном фронте у Веры Мухиной всё складывалось непросто. Но дело было вовсе не в последствиях травмы. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отняла у Мухиной возлюбленного, с которым она познакомилась в Париже. Это был художник Александр Вертепов, социалист-революционер, убивший губернатора Одессы генерала Карангозова. Вертепов ушёл добровольцем во французскую армию и погиб на фронте.

В следующий раз Мухина влюбилась уже в Москве, где она два года проработала медсестрой в госпитале Общества русского коннозаводства. Здесь девушку встретил пришедший с войны военнослужащий Алексей Замков. Собственно, познакомились они ещё в 1914 году, поскольку Замков входил в круг подруги Мухиной Изы Бурмейстер.

Согласно романтической версии, в 1916 году Замкова привезли в госпиталь умирающим от тифа. Благодаря уходу Мухиной он быстро пошёл на поправку. Рассказывали, что в период революционных потрясений 1917 года в госпиталь попал снаряд, и Мухина потеряла сознание. Когда она очнулась, Замков признался девушке, что если бы она погибла, он бы умер вслед за ней.

Но скорее всего, история любви была более прозаической – Замков был врачом, и в госпиталь приехал по делам. Есть также предположение, что Замков лечил Мухину от заболевания крови. Так или иначе, 11 августа 1918 года они поженились. В 1920 году в браке родился сын Всеволод.

«Я выиграла Алёшу, как сто тысяч по трамвайному билету», – говорила Вера Мухина о своём муже.

Она считала, что Замков «очень красив» и сравнивала его с Наполеоном. Замков часто позировал жене, с него, она, например, лепила скульптуру Брута, убийцы Юлия Цезаря.

Муж Веры Мухиной отличался не только внешними данными, но и нетривиальным умом. Будучи выходцем из крестьянской семьи, он получил хорошее медицинское образование. А изобретённый Замковым препарат гравидан, который изготавливался из мочи беременных женщин, наделал много шуму в 1930-х годах. Врач уверял, что инъекции гравидана омолаживают и оздоровляют. Поговаривали, что «волшебным средством» лечился писатель Максим Горький и такие кремлёвские вожди, как Будённый и Орджоникидзе. Впрочем, после недолгого «бума» о гравидане все забыли. Коллеги Замкова обличали его как «шарлатана» и «знахаря».

Опасаясь за жизнь мужа, Вера Мухина поддалась на чекистскую провокацию. Агент ОГПУ Ахмед Матушев предложил ей совершить побег через Персию в Латвию, где у Мухиной оставались богатые родственники. Пару задержали в Харькове, но от серьёзных репрессий их спасло заступничество Горького. Вместе с Замковым Вера Мухина провела полтора года в ссылке в Воронеже, пока семье не разрешили вернуться в Москву. Успех «Рабочего и колхозницы» на выставке в Париже в 1937 году на короткое время возвёл Мухину и Замкова в сонм советских «небожителей». Но за этим последовала опала. Сталин был недоволен тем, что Мухина соглашалась изваять его бюст только с натуры. Институт урогравиданотерапии Замкова закрыли, а сам он в итоге стал внештатным консультантом в институте Склифосовского. Алексей Замков умер в 1942 году от инфаркта, вскоре после возвращения из эвакуации. Обожавшая мужа Вера Мухина пережила его на 11 лет. Ныне прах супругов покоится в общей могиле на Новодевичьем кладбище.

Скульптура «Рабочий и колхозница» – одно из значимых советских монументальных творений. В знакомом советским людям виде памятник был возведен в 1937 году. Этот грандиозный монумент смотрится монолитом, но на самом деле состоит из пяти тысяч мелких деталей. Шарф колхозницы в свое время вызвал серьезные споры – цензоры требовали его убрать. Но Вера Мухина отстояла данный элемент, обосновывая свою точку зрения тем, что отсутствие шарфа на пользу памятнику не пойдет, без него исчезнет иллюзия движения.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?