Самое яркое явление нравственности. Краеведческие заметки о староверах |
16 Марта 2019 г. |
«Уважаемая редакция газеты «Мои года»! В конце февраля этого года вы напечатали очень интересную и познавательную статью о старообрядцах их села Хор-Тагна Заларинского района. Я давно интересуюсь представителями этой веры – людьми стоическими, которые, может быть, единственные из нашего народа так хорошо сохранили в себе и корни истинной веры, и нашу древнюю культуру, и нравственность, и чистоту. Можно ли поподробнее узнать об их возникновении, подвижничестве и жизни в других районах нашей области?» С уважением, Вера Харитоновна Горенская, педагог с 55-летним стажем, читатель и почитатель вашей газеты. В средствах массовой информации часто появляется информация о неких отшельниках, добровольно удалившихся от цивилизованного мира. Наиболее колоритными персонажами в этих материалах нередко представлены старообрядцы, живущие в отдалённых сибирских селениях. Особенно образно это подаётся в современных «исторических» фильмах с элементами боевика. Но насколько правдивы и точны все эти «старообрядческие истории»? История появления старообрядцев в Сибири начинается с середины XVII века. Большой Московский собор 1666–1667 годов привёл к окончательному расколу Русской церкви и, по сути, благословил уничтожение части российского населения, несогласного с изменениями в Церковном Уставе. Российский публицист – этнограф Александр Степанович Пругавин, исследовавший раскол русской церкви, в журнале «Русская мысль» № 1 за 1881 год, писал о начале гонений на староверов следующее: «При самомъ появленіи раскола власть захотѣла покончить съ нимъ крутыми, суровыми мѣрами. И вотъ кровь полилась рѣкой. Всѣ первые вожаки и предводители раскола умерли на плахѣ, сгорѣли въ срубахъ, исчахли въ заточеніяхъ. ...Населеніе, исповѣдывавшее «старую правую» вѣру, пришло въ ужасъ. Въ отчаяніи, оно объявило власть антихристіанскою, антихристовою». Часть старообрядцев, именуемая впоследствии беспоповцами, после собора 1667 года пришла к мысли о том, что благодать церкви иссякла, таинства и посвящения священников стали невозможны и поэтому надо искать пути спасения без священников и таинств. На начальном этапе жёсткого преследования, особенно во время царствования царицы Софьи, загнанные правительственными карательными экспедициями, наиболее радикальные хранители старой веры, считая, что в перспективе настоящая христианская жизнь будет невозможна, подвергали себя массовому самосожжению. Последняя крупная вспышка сибирских самосожжений приходится на 1750–1756 годы и связана, прежде всего, с энергичной попыткой Тобольского митрополита Сильвестра немедленно покончить в его епархии с нарушениями сурового антираскольнического законодательства.
(слева направо) Буквица в старообрядческой певческой рукописи; Старообрядческое распятие. Часовенное согласие. Начало XXI в.; Лествица (старообрядческие символические четки) и подрушник (коврик для земных поклонов. Фото А.В. Кострова Значительная часть старообрядцев, не дожидаясь грозящих им расправ, устремились в непроходимые леса, на окраины государства и за его рубежи, где основывали полумонашеские поселения и скиты. И всё же, несмотря на гонения, которым подверглись старообрядцы, определённая их часть осталась в центральной России. В своём отчёте «О современном состоянии раскола в Нижегородской губернии», составленном в 1855 году, П. И. Мельников указал на противоречивую ситуацию, создающую благоприятную почву для лихоимства и своекорыстия властей. Причиной тому было полулегальное положение старообрядцев, лишённых многих гражданских прав. Ссылаясь на то, что верования старообрядцев объявлены вне закона, их шантажировали и грабили чиновники, помещики, а также попы официальной церкви. В ходе работы над отчётом Мельников пришёл к пониманию того, что в сложившейся ситуации заинтересованы власть имущие, которым выгодно полулегальное существование раскола. Поместный Собор Русской православной церкви, созванный в 1971 году, признал старые обряды «спасительными, как и новые обряды и равноценные им», легализовав этим решением раскол. Как бы ни были гонимы староверы, власти, на протяжении нескольких столетий, при помощи административного ресурса и военных команд, не смогли ликвидировать их полностью. Важнейшим условием, способствующим восстановлению разорённых поселений, была непоколебимость в вере, поддержка внутри конфессии и прививаемое с раннего детства уважительное отношение к труду. Живя небольшими общинами в отдалённых селениях, староверы, будучи разбросанными по всей планете, вопреки сложившемуся мнению обывателя, не чувствуют себя отшельниками. Между всеми, даже самыми малыми группами, существует прочное информационное пространство, помогающее им сохранять культурное и духовное наследие на протяжении веков. За долгие годы преследований у староверов выработалось чувство братства и взаимопомощи. В разговорах с местными староверами поражает то, что они не отделяют себя от так называемой общины. Выражения МЫ, НАШИ, НАШЕЙ ВЕРЫ применяются на протяжении всей беседы. Практически не звучит «Я». В одной из бесед старовер, работающий девятый год главой сельской администрации, сказал: «Мы друг за друга. Мы все вместе. Поодиночке нас никогда нет. Куда бы ни уезжали, всегда тянет к своим. Вместе сено косим, вместе дома ремонтируем. В повседневной жизни придерживаемся следующих правил: живи честно, помогай друг другу, не лги и не воруй и помни завет Иоанна Златоуста – не суди и не судим будешь. Эти понятия объединяют всех староверов в одну семью, общину, в которой люди живут, помогая друг другу». Семья собеседника переехала из Горной Шории в посёлок лесозаготовителей Бухтуриху Тайшетского района в 1964 году. На момент их приезда, там уже жили и работали несколько семей староверов. В 1974 году, перед закрытием лесопункта, в Бухтурихе проживало около 20 семей их единоверцев. Кроме того, на тот момент староверы жили и работали в соседнем посёлке – Первый Саранчет и в деревне Георгиевка. Ко всем перечисленным населённым пунктам практически не было полноценных дорог, связывающих посёлки с районным центром. В настоящее время в посёлках Венгерка и Саранчет живёт восемь семей староверов. В середине 70-х годов XX века, после закрытия лесопунктов, большая часть староверов уехала из Бухтурихи, Георгиевки и Саранчета. В этот период наблюдалось их массовое переселение из Тайшетского района на север Красноярского края, в низовья Енисея. Со слов рассказчика, такая миграция не была связана с какими-либо притеснениями со стороны официальной власти или местного населения. Одной из причин миграции староверов из деревни Георгиевка стало то, что бывший настоятель, Вавил Лазаревич Пономарёв, стал по старости немощным и не мог вести службы и совершать необходимые обряды. У христиан-староверов не положено жить без настоятеля, и поэтому община приняла решение переехать в населённые пункты, где таковые были. В настоящее время в административных границах Тайшетского района имеются четыре населённых пункта: Венгерка, Кадарея, Кондратьево и Саранчет, в которых живут семьи староверов, переселившиеся на эту территорию во второй половине ХХ века, в период активного развития лесной и деревообрабатывающей промышленности. По внешним признакам староверы отличаются от других жителей района только тем, что все мужчины имеют окладистые бороды, а замужние женщины заплетают волосы в две косы и определённым образом укладывают их на голове. Поверх заплетённых волос обязательно надевается головной убор – шешмура и повязывается платок или косынка. Пожилые мужчины носят рубахи на выпуск, подпоясанные цветными поясами. Пояса могут быть сотканы на специальных станках либо сплетённые вручную. И те и другие делаются женщинами-староверами. В процессе изготовления поясов читается молитва Богородице. Старообрядцы не используют в разговоре ненормативную лексику. Пьянство в их среде считается одним из больших грехов и заслуживает презрения, хотя в уставе прописаны дни, когда староверам разрешено пить немного вина. С давних пор мужчины-староверы занимаются рыбалкой и охотничьим промыслом. Существует строгий регламент применения в пищу мяса добытых животных и птицы. Разрешено применять в пищу только мясо парнокопытных животных. Мясо лошади или представителей дикой фауны, у которых имеются лапы с пальцами, для приготовления пищи непригодно. У староверов считается съедобным мясо той птицы, у которой птенцы появляются на свет в пуху (не голые) и с первого дня могут самостоятельно питаться. В домашних молельнях староверы, живущие на территории Тайшетского района, применяют как старинные иконы, так и выполненные современными мастерами. Также и среди книг имеются современные перепечатки и старинные издания, доставшиеся по наследству. Во время утренней и вечерней молитвы женщины надевают сарафан, а мужчины – рубаху навыпуск, опоясанную самотканым поясом, каждый молящийся имеет при себе лестовицу, старообрядческие чётки, с помощью которых ведётся счёт прочитанных молитв «Богородице» и «Отче наш» и совершённых поклонов. Лестовицы могут быть 50-типоклонные, 100- и максимально 150-типоклонные. Во время поклонов молящиеся староверы не касаются руками пола, а опираются на лежащий под руками квадратный коврик, сшитый в домашних условиях («подрушник»). Сторона квадрата равна размеру стопы человека, применяющего данный коврик – подручник. Молодые люди, решившие создать семью, получают благословение родителей и венчаются, образуя полноценную семью. Нередки случаи, когда один из молодых не является старовером. Тогда, с его согласия, он проходит обряд крещения, и молодой человек или девушка, принявший веру возлюбленного, венчается по существующим у староверов обычаям. Если человек не принимает крещение, брак может состояться, но без благословения родителей и, естественно, без венчания. Такие «гражданские» браки в староверческой среде считаются незаконными. В понимании староверов, эти люди живут не в браке. Родившиеся в такой семье дети, по согласию неверующего родителя, могут быть крещёнными как староверы. После рождения ребёнка, на восьмой день от роду, он должен пройти обряд крещения. Крестить может настоятель либо человек, получивший благословение на крещение. В определённых случаях, при отсутствии того и другого, крестить ребёнка, получив благословение, могут и родители. Обряд крещения происходит в родительском доме. Купель (купалу) приносит человек, который крестит ребёнка. В воде, налитой в купель, можно крестить только одного ребёнка. После крещения вода из купели обязательно выливается в реку. В летнее время, если позволяют погодные условия, крещение как детей, так и взрослых может проходить непосредственно в реке с троекратным погружением в воду. В момент, когда на крещёного младенца надевается нательный крестик, ему повязывается и нательный пояс, который впоследствии никогда не снимается, а лишь меняется в соответствии с увеличением талии. Браки без благословения родителей среди староверов не являются признаком современного послабления в вере. Известно, что девушки из семей староверов выходили замуж «уходом» и в начале XIX века, не теряя в дальнейшем отношений с родительской семьей. Однако староверы и сегодня всячески поддерживают и считают единственно верным создание семьи с родительского благословения. Семьи староверов, как правило, многодетные. Воспитание детей дошкольного возраста происходит в семье. Со временем в родительском доме остаётся только младший сын. Сёстры, достигнувшие совершеннолетия, выходят замуж и живут с мужем, а старшие братья, создав семью, отделяются и живут самостоятельно. На младшем сыне лежит ответственность за родителей. До настоящего времени в семьях староверов родители доживают свой век с семьей младшего сына. Староверы, находясь в современном обществе, повсеместно стараются сохранить язык и русскую самобытность, при этом никому не навязывая свой образ жизни. Русский религиозный философ, литературный критик и публицист Василий Васильевич Розанов говорил о старообрядцах следующее: «Старообрядчество – это самое яркое явление умственной, нравственной и интеллектуальной жизни нашего народа».
|
|