ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Светлана Шмидт, cyrillitsa.ru   
04 Июня 2020 г.
Изменить размер шрифта

 

Чтобы познакомиться с культурной народа, нередко достаточно просто изучить его свадебные традиции. Особенно много информации можно почерпнуть из досвадебных обрядов.

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Между такими обрядами разных народов России есть общие этапы: выбор невесты, сватовство, договор по калыму и приданому, подготовка к свадьбе, выкуп и непосредственно свадьба.

Обряд «скакания»

Практически у всех есть такой досвадебный обряд, как девичник, у некоторых проводится и мальчишник. У части древнеславянских народов существовал единый обряд (в нем принимали участие и жених, и невеста), носивший название «скакания». Проводился он за день до венчания в доме жениха. Туда собиралась молодежь «вина пить». Здесь же была и невеста. После винопития все вставали в круг, положив руки друг другу на плечи, и начинали скакать под распевание песен эротического содержания. Девушки при этом без стеснения высоко задирали подолы юбок. Молодежь старалась прыгать, высоко вскидывая ноги. Напрыгавшись, здесь же все засыпали вповалку.

Обряд «яровуха»

У других славянских племен похожий обряд проходил в доме невесты. Назывался он «яровуха» (от имени славянского бога Ярилы, символизирующего плодородие). После вечеринки молодежь оставалась спать здесь же вповалку. При этом между парнями и девушками не возбранялась любая вольность, кроме непосредственно совокупления. В народе это называлось «срамными играми», а церковь окрестила «свальным грехом». Впрочем, с ростом влияния церкви подобные «игры» стали постепенно походить на более привычные нам раздельные девичники и мальчишники.

Другие предсвадебные обряды

Перед свадьбой в доме невесты проводился девичник, своего рода прощание с незамужней жизнью и проводы в семейную жизнь. Часто в этот вечер девушки пели грустные песни, отсюда в некоторых регионах этот обряд получил название «плакальник». Сама невеста в это время горько причитала, а девушки расплетали ей косу, затем заплетали ее потуже и позапутаннее, влетая множество лент. А затем вновь расплетали. При этом вплетенные ленты считались обрядовыми, как бы приобретшими благословение свыше, поэтому подружки невесты с охотой разбирали их для себя в надежде на скорое удачное замужество.

В некоторых местностях невеста за несколько дней до свадьбы должны была выходить на крыльцо и горько плакать, оповещая всех о скором расставании с родным домом.

Что касается жениха, то, в зависимости от местности, он либо собирал на пир друзей-молодцев (отсюда еще одно название этого обряда – молодечник), либо шел вместе с ними в баню «смыть холостяцкие грехи».

Один из важнейших обрядов – помолвка. Ее главной составляющей было официальное сообщение о согласии отцов и объявление даты свадьбы. Главы семейств прилюдно обменивались рукопожатием, так называемое, рукобитие. Выражение «ударить по рукам» родилось именно из этого обычая. Кстати, после него отменить свадьбу было невозможно. Это считалось страшным грехом и, по поверьям, сулило самим молодым и их родственникам неприятности на всю оставшуюся жизнь, а также их потомкам.

Уже после рукобития оговаривался окончательный размер не только приданого, но и «клада». Кладом у православных называлось материальное обеспечение со стороны жениха своей будущей жены. Он полагался на тот случай, если жених по каким-то причинам сразу не сможет справиться с ведением хозяйства, и жена сможет жить на эти средства какое-то время.

У большинства православных народностей невесту принято выкупать. В дом жениха ее везут после венчания. А вот у калмыков это делается до свадьбы. По обычаю этого народа, между сватовством и бракосочетанием проходит от года до трех лет. В это время жених должен трижды приехать к родителям невесты со своими родственниками. В третью поездку невесту увозили. Обычно гости оставались ночевать. Но спать ни при каких обстоятельствах никто не ложился. Веселье продолжалось до раннего утра. А с первыми лучами солнца хозяева и гости устраивали что-то вроде шуточного сражения. Жених с родней пытались прорваться в кибитку невесты, чтобы забрать ее вместе с приданым, а молодые женщины, девушки со стороны новобрачной, к которым нередко присоединялись и парни, в этом время награждали их ударами.

У чеченцев до сих пор свадьба начинается с формальной кражи невесты. «Похитив», ее прячут у кого-либо из родственников жениха, а в дом невесты отправляют посланцев с вестью, что девушка по доброму согласию ушла к жениху. С этого момента стартуют полномасштабные приготовления к свадьбе.

Кстати, обычай красть невесту с ее согласия и согласия ее родителей (а иногда и без него) существовал и во многих мордовских селах. О каких-либо особых ритуалах при этом неизвестно. Но нередки были случаи, когда такой формальный обряд заканчивался дракой и даже нанесением увечий, при это иногда доставалось и невесте.

У адыгейцев говорить о своих чувствах вообще не принято. Накануне свадьбы невеста уходит в затвор, то есть, запирается в доме и никуда не ходит. Жених, в свою очередь, «уходит в изгнание». Первый день свадьбы проходит без них. Только на второй день жених приходит в дом невесты с деньгами, которые были подарены на свадьбе, и у отца невесты выпрашивает прощение. Затем забирает невесту и приводит ее в дом.

У коренных жителей Камчатки ради будущей супружеской жизни жених должен был потрудиться в прямом смысле еще до сватовства. Он нанимался в работники к родителям невесты, выполнял всю порученную работу, при этом прикладывал все возможное усердие, чтобы родители девушки не отказали ему. Их согласие – еще не конец испытаний. Нужно обязательно дотронуться до обнаженного участка тела своей избранницы, что совсем непросто. Зная намерения жениха, девушку специально одевали во «сто одежек».

«Крадут» невесту и у народностей Алтая. Но здесь ее родители, узнав о «похищении», сами едут в аил жениха. Прибыть туда они должны не позже полудня. Родня жениха встречает их и преподносит легкие угощения еще в пути. При этом, по обряду, проводятся ритуальные игры. Так, необходимо отнять блюдо с мясом. Затем гостей провожают к аилу родителей жениха, где им оказывают торжественный прием. В ходе него родственники невесты выставляют напоказ ее приданое, при этом всячески нахваливая его. А родственники жениха за символическую плату выкупают это приданое по частям. Этот ритуал называется «выкуп приданого». Его обязательная составляющая − участие племянника невесты. Его наряжали в одежду замужней женщины и предлагали со словами «Кому нужна девушка – покупайте!».

Что-то подобное встречается на современных свадьбах. Невесту «крадут» до или после начала свадебного пира, а затем, требуя выкуп, пытаются «подсунуть» вместо нее переодетого в женское платье парня.

Историки, занимающиеся изучением свадебных обрядов, отмечают, что сегодня многие народности стараются максимально использовать лучшие свои традиции в ходе проведения свадебных торжеств.

И раньше до свадьбы соблюдались определенные традиции, и сейчас. В нынешние времена так широко проходят иногда мальчишники и девичники, что и про само свадебное торжество забыть можно или вообще передумать жениться или замуж выходить...

А вот еще несколько любопытных публикаций об историческом:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.