ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Павлик Морозов разве не пионер-герой?

Юрий Лепский, rg.ru   
28 Сентября 2022 г.
Изменить размер шрифта

90 лет назад родился один из самых устойчивых советских мифов - миф о Павлике Морозове. Что же на самом деле произошло в селе Герасимовка Тобольской губернии осенью 1932 года? К счастью, сегодня нам доступны не только мифы, но и факты. И если следовать последним, то история в общих чертах получается такой.

Павлик Морозов разве не пионер-герой?

Председатель местного сельсовета Трофим Сергеевич Морозов был по сегодняшним понятиям классическим коррупционером. Он, как сказали бы теперь, в целях личного обогащения продавал справки с печатями сельсовета кулакам-переселенцам. Липовые справки свидетельствовали о приписке кулаков к сельсовету и об отсутствии у них задолженности по налогам. Вероятно, накопив таким образом немалую сумму, Трофим Сергеевич решил поискать лучшей доли. Он бросил жену с четырьмя детьми и вознамерился обзавестись новой семьей. Но не тут-то было. Недавняя жена Морозова Татьяна проинформировала кого надо (а именно сотрудников местного ОГПУ) о неблаговидных делишках бывшего мужа. Морозова арестовали. Был суд, на котором сын обвиняемого четырнадцатилетний Павлик, поддержав маму, свидетельствовал против отца. Суд приговорил Трофима Сергеевича к десятилетнему сроку. По некоторым данным, в 1938 году Морозов был расстрелян.

Рассказывают, что через несколько дней после суда бабушка отправила внуков Павлика и младшего Федю за клюквой. Они пошли с корзинками на болото и не вернулись. На следующий день их стали искать всем селом и нашли два трупа. Павлика и Федю кто-то зверски зарезал. Рассказывают о скором следствии и о быстром раскрытии преступления. Было решено, что своих внуков убил дед и двоюродный брат Павлика Данила. Надо сказать, что дед Павлика Морозова в прошлом был жандармом. Видимо, это обстоятельство стало не последним при определении справедливого приговора. Разумеется, суровая кара обрушилась на головы виновных.

И это всё? И это всё. Печальная, жестокая история в духе того времени. И вряд ли стоило сегодня об этом говорить столь подробно, если бы на черноземах Тобольской губернии не был заботливо выращен миф о пионере-герое, погибшем в непримиримой борьбе с кулаками, то есть с классовым врагом. С позволения сказать, эстетика этого мифа - самое интересное и поучительное во всей этой истории, как мне кажется.

Ну, во-первых, Павлик не был пионером. То есть на самом деле он не принадлежал к отряду юных бойцов партии. Во-вторых, он искренне жалел маму и братьев, которых бросил отец. Оттого и выступил на суде. Вся эта естественная мотивация поступка была умело стерта идеологической резинкой, и на чистом листе появился канонический образ пионера-героя, который делает свой однозначный выбор. Он отвергает родного отца-коррупционера и выбирает светлые идеалы нового строя. Пусть даже ценой собственной жизни. Процесс понимания мифотворцев того времени приводит меня к твердому убеждению: главным для них была даже не жертвенность героя, а именно вот это - отречение от отца во имя справедливой идеи. Строгие стражи социалистической революции понимали: чтобы создать нового человека, надо разрушить то, что было всегда - естественный ход цивилизации, основанный на кровном родстве. От отца и матери - к ребенку и от него - к новой семье. Надо было уничтожить этот "порочный круг родства", выпустить из него кровь. Случайно ли, что главным героем детских книг того времени становится беспризорник, безотцовщина, а образ коллективного отца воплощен в кристальных фигурах Дзержинского и Макаренко?

Думаю, мифотворцам тридцать второго года нужен был апостол новой веры - чистый и непорочный. Так появился апостол Павлик. Пионер Павлик Морозов.

И всё же, думаю, мы будем несправедливы к тому времени, если не скажем, что описанная проблема выбора между рукотворной идеей и родным человеком не большевиками была придумана. Она берет начало в Ветхом Завете и, увы, - не кончается с новыми временами. Я имею в виду прежде всего библейскую легенду об Аврааме и сыне его Исааке.

Для тех, кто подзабыл, о чем там речь, напомню. Бог требует от Авраама в доказательство искренности его веры принести в жертву любимого сына Исаака. Авраам не раздумывая берется за дело. Вместе с сыном, абсолютно доверявшим отцу и не ведавшим о его истинных намерениях, они поднимаются в гору к месту жертвенника. И когда Авраам связывает сына, кладет его на место жертвоприношения и замахивается ножом, - ангел небесный удерживает руку Авраама и говорит ему, что испытание Господне закончено, Авраам подтвердил репутацию истинно верующего, а на заклание вместо Исаака сгодится ягненок.

Вот известное полотно великого Рембрандта ван Рейна "Жертвоприношение Исаака". Его трактовка этого библейского сюжета в свое время потрясла ортодоксальных теологов. Рембрандт изобразил на своем полотне абсолютного фанатика - сыноубийцу. А главным действующим лицом этой истории сделал невинную жертву - Исаака. Авраам, как следует из ветхозаветного текста, был скотоводом. Он, помимо всего прочего, забивал животных на мясо и знал, что перед смертью следует прикрыть глаза жертвы ладонью, дабы избавить ее от страха неминуемой гибели. Иначе мясо не будет кошерным. Тем же жестом отец закрывает глаза своего сына...

Полотно Рембрандта называется "Жертвоприношение Исаака". Исаак у него главный, он - говоря школьным языком - положительный герой, - не Авраам. Кстати говоря, наш Иосиф Бродский напишет поэму "Исаак и Авраам", словно считывая ее с полотна великого голландца, которому в то время исполнилось всего-то двадцать семь. Не случайно поэт скажет потом, что этика следует за эстетикой, сначала изображение - потом стихи. Так и случилось. Два молодых гения в разное время сочли Авраама детоубийцей.

И они были не одиноки. Иммануил Кант считал, что Авраам должен был так ответить на приказ принести эту страшную жертву: "Я уверен, что не должен убивать моего доброго сына. А вот в том, что ты, явившийся мне, действительно Бог, я не уверен и не могу быть уверен".

И Бродский, и Кант, и Рембрандт полагали, что истинно библейское - это жизнь с Богом, а не смерть во имя его. Иначе отец-сыноубийца неизбежно продолжится отцеубийцей-сыном. Из этих троих только Бродскому было суждено узнать миф о сыне-отцеубийце Павлике Морозове.

...В начале девяностых я был аккредитован в качестве корреспондента газеты на процессе по делу ГКЧП. Спустя много лет отношение к большинству обвиняемых на том процессе у меня не изменилось, я и сегодня испытываю к ним чувство брезгливости. Трусость, предательство, вранье, жгучее желание во что бы то ни стало избежать ответственности... Ну, да бог им судья. На процессе меня искренне и поразило, и порадовало другое - дети обвиняемых.

И дочери, и сыновья гэкачепистов не стеснялись чувств любви и преданности своим отцам, сидящим на скамье подсудимых. В перерывах заседаний они обнимали заговорщиков и те отвечали им благодарными объятиями. Господи, - подумал я тогда, - да неужели же девяносто первый год был ненапрасным? Неужели нам удалось вырастить поколение, которое никогда не предаст своих отцов? Ни за какие идеи и коврижки...

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?