ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

На Руси колдунам и гадалкам не ставили крест на могилах. А кому еще?

По инф. cyrillitsa.ru   
24 Августа 2020 г.
Изменить размер шрифта

Крест, как правило, не ставят на могилах тех, кто, номинально оставаясь крещеным, при жизни сам изгоняет себя из лона православной церкви.

На Руси колдунам и гадалкам не ставили крест на могилах. А кому еще?

Ведь крест на могиле православного не просто свидетельствует о конфессиональной принадлежности, он означает надежду на воскресение из мертвых и вечную жизнь с Христом.

Иногда священники отказывают крещеному человеку в праве быть похороненным по православным канонам. Раньше поступали еще суровее: хоронили за церковной оградой, на неосвященной земле, чтобы могила быстрее сгладилась и исчезла из памяти людей.

Кто по мнению церкви заслуживал такую участь?

Самоубийцы и утопленники

И сейчас РПЦ не отпевает и не поминает людей, которые свели счеты с жизнью. Это считается одним из самых страшных грехов, ведь этим поступком человек отказывается от Бога, полагая главной собственную волю. Самоубийством крещеный человек извергает себя из церкви и отдает душу дьяволу. Креста на могиле самоубийц не ставят, в храме не поминают, а единственная молитва, которой за него можно молиться – поминание дома, келейно, – об этом в своих статьях указывает московский священник Игорь Фомин, настоятель храма Св. Александра Невского.

До революции священники с подозрением относилась к утопленникам, особенно, если не было свидетелей гибели. А если тело не было опознано, то и вероисповедание человека точно не было установлено. Кроме этого, человек умирал без последнего причастия, и потому тело поступало в распоряжение светских властей, которые хоронили его недалеко от кладбища, на неосвященной земле в могиле без креста.

В глухих деревнях утопленника уносили подальше от жилья и заваливали мусором, при этом еще и выполняя разные якобы «народные», а на самом деле языческие ритуалы, чтобы покойник «не встал», – это описывает этнограф Елизавета Петровна Картамышева в работе «Заложные покойники и оживающие мертвецы».

Колдуны и гадалки

Крест не ставили на могилах тех, о ком точно знали, что водится с «нечистым» – так хоронили ведьм, колдунов, волхвов, тех, кто участвовал в языческих игрищах и не раскаялся. 93 глава «Стоглава», написанного при Иване Грозном, говорила так: «Всякое волхвование отречено есть от Бога, яко бесовское служение есть».

Без отпевания и без креста хоронили и травниц, поскольку те часто прибегали к заговорам. Во времена Ивана IV даже законодательно запрещалось «копать коренья», так как считалось, что травы могут использовать колдуны для наведения порчи.

Относится это и к современным магам и чародеям, пусть даже они сами считают себя «православными» и размещают в квартирах иконы.

Еретики

По церковным канонам человек, которого предали анафеме, больше не является православным, и поэтому на его могиле крест не ставят. Тут надо уточнить, что на Руси было множество более мелких церковных наказаний, например временное отлучение от церкви, запрет в Евхаристии на определенный срок или наказание в виде стояния в притворе храма, а не внутри. Все это должно было привести человека к покаянию. К анафеме прибегали очень редко, и даже после смерти ее могли снять из-за новых обстоятельств.

Тем не менее, если человек упорствовал, он сам себя извергал из лона церкви, хоть и продолжал считать себя православным. Поэтому еретиков – стригольников, жидовствующих, хлыстов, скопцов и прочих хоронили без креста.

Театралы

В Апостольских правилах указано прямо:«взъемший в супружество... позорищную (то есть актрису или танцовщицу), не может быти епископ, или пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». К мирянам, женившихся на актрисах, церковь относилась более терпимо, но стоит вспомнить оперную диву Прасковью Жемчугову, которая вышла замуж за князя Шеретметева, и была вынуждена остаток жизни проводить в молитвах и творить милостыню. Очевидно, женщина, чье здоровье было подорвано чахоткой, сама понимала, какой грешный образ жизни она вела.

Преподаватель Игорь Николаевич Чистюхин в статье «Отношение христианской церкви к театру...» пишет, что в РПЦ не существует канона, по которому хоронить актеров наравне со всеми было запрещено.

Протодиакон Дмитрий Половников указывает, что театр восходит корнями к языческим мистериям, которые несовместимы с православием. Поэтому, когда вопрос христианского захоронения касался скоморохов, шутов и плясуний, чьи выступления могли сопровождаться телесным и духовным блудом, церковь отказывала им в христианском погребении.

Одержимые и умалишенные

Если человека считали одержимым, то крест на могиле не ставили. Считалось, что покойный настолько предал свою душу греху, что позволил бесам овладеть ею. Увы, но за одержимых принимали и душевнобольных – людей с раздвоением личности, с шизофренией, с маниакально-депрессивным психозом.

Грешники

Бывало и так, что священники отказывались хоронить по православным канонам людей, впавших в распутство или в пьянство. В этом случае пьяниц приравнивали к самоубийцам, которые убивали в себе не только тело, но и душу, а развратники шли в ад, а значит, смысла не было ставить на могиле символ вечной жизни.

Хоронили в могилах без креста блудниц и продажных женщин даже в XIX веке, когда проституция была легализована.

Без креста хоронили казненных преступников – убийц, насильников и самозванцев. Например, тело Лжедмитрия было сожжено, а прах его развеян.

Инородцы

В могиле без креста рисковал оказаться умерший в дороге иностранец (например, европеец, которого могли признать латинянином) или представитель народов России, которого могли счесть магометанином или язычником.

Все это происходило еще и потому, что до революции кладбища были в ведении РПЦ, а священники опасались невзначай осквернить освященную землю кладбища. Без вопросов священники разрешали погребать прихожан, которых хорошо знали, или незнакомцев, которых успевали перед смертью исповедать, соборовать и причастить. В других случаях они осторожничали.

Сейчас, когда кладбища находятся в ведении муниципалитетов, запретить ставить крест на могиле никто не может.

Погребальные обряды бывают разные, и сейчас крест на могиле умершего человека поставить не проблема. Делаешь заказ в ритуальной фирме на определенного вида памятник и всё. Атрибутика важна живущим, которым хочется тем или иным образом сохранить память о покинувшем этот прекрасный мир.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).