ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Ложка: это сейчас только лишь для трапез, а раньше она и от нечисти защищала!

По инф. cyrillitsa.ru   
05 Июля 2020 г.
Изменить размер шрифта

Для русских ложка – это не просто прибор, чтобы щи похлебать, но и многофункциональная вещь, помогающая решать массу житейских проблем.

 Это сейчас ложка только для трапез, а раньше она была ещё и защитой от нечисти

Для идентификации

Вплоть до XIX века у каждого русского была своя ложка, а у бедняков она нередко являлась единственной личной вещью. Если надеть рубаху с чужого плеча было не зазорно, то чужой ложкой предпочитали не пользоваться. Даже в одной семье она была у каждого персональная, а чтобы не путаться, ложки помечали.

Традиция персонализировать ложку сохранилась и в советские времена. Так, в частности, делали солдаты Великой Отечественной войны, иголкой или тонким ножом вырезая инициалы или фамилию на рукоятке ложки, привезённой из дома. Считалось, что вписывать данные в смертный медальон – плохая примета, а по найденной ложке убитого вполне могут опознать.

Интересно, что бурлаки ложку-бутырку, которой пользовались только они, вставляли за отворот шапки на лбу. В этом случае импровизированная кокарда выступала как отличительный знак, сообщающий о принадлежности человека к определённой профессии.

Для защиты от нечисти

Во времена язычества миниатюрные ложки добавляли в связку оберегов, носимых с собой. Такие крошечные ложки были найдены археологами на Лукомльском городище и курганах близ деревни Акулин Бор, а также во время раскопок в Великом Новгороде. Она символизировала достаток, защищала от сглаза и притягивала счастье.

Позднее вместо ложечки-оберега стали носить обычную ложку, убивая сразу двух зайцев: и от нечисти защититься, и всегда иметь под рукой то, что не позволит остаться голодным, коли случай отобедать подвернется.

Кто победнее – носил ложку обычно за пазухой, за голенищем сапога или подвешивал на шнурок к поясу, кто побогаче – шил специальный футляр, который закреплялся на ремне. Исключением не был и Пётр Первый: во время путешествий по Европе государь удивлял хозяев тем, что пользовался исключительно своей ложкой, которую всегда носил собой.

Для развлечения и исцеления детей

Популярные на Руси куклы-пеленашки мастерились на скорую руку из первого, что попадется под руку: полено, пучок соломы, но чаще - из обычной ложки. Сделать новую игрушку крестьянская девочка могла в два счёта, при этом даже помощи взрослых не требовалось.

Достаточно было просто завернуть ложку в тряпицу – и кукла-пеленашка готова! Ложки вешали и над колыбелью – не только для забавы, но и в качестве оберегов. А из двух ложек получалась отличная погремушка – звучная и безопасная.

Если же сглаза избежать всё-таки не удавалось, и ребёнок начинал много и беспричинно капризничать, то ложки опять приходили на помощь. Чистые ложки мыли и этой водой умывали ребенка, а затем непременно вытирали лицо материнским подолом.

Для наказания

В нужный момент деревянная ложка в мгновение ока превращалась с инструмент для наказания. Во время застолья принято было соблюдать очерёдность и определённый этикет: не разговаривать, не шушукаться, не смеяться, каждый раз тщательно вылизывать ложку и класть её на стол, не стучать ложкой по столу или чугунку.

Тем, кто нарушал правила, глава семьи мог запросто ударить со всего маху деревянной ложкой по лбу. Мера была весьма эффективной, вот только ложки кололись нещадно.

Для штопки носков

Если сегодня и остался тот, кто штопает носки, то для рукоделия используются специальные приспособления-грибочки. А ведь ещё совсем недавно вместо покупных «болванок» хозяйки предпочитали взять перегоревшую лампочку, а ещё лучше – более прочную деревянную ложку.

Особенно хороша она была для штопки протёртых носочных пяток, так как полукруглая тыльная сторона ложки повторяет форму пятки человека.

Для создания настроения

В любом коллективе русских народных инструментов сегодня непременно есть ложечники. Первые упоминания о «музыкальном» качестве ложки относятся к XVIII столетию, но, думается, что играть на ложках начали ещё в языческие времена.

Вместе с бубнами и трещотками ложки были обязательным атрибутом скоморохов, и для звучности к ложкам они привязывали, как пишет Владимир Даль, «гремушки».

Использовались ложки и как палочки при игре на пастушьей барабанке – примитивном ударном инструменте, распространённом в Костромской, Ивановской и других областях России.

Мастерили барабанку пастухи в походных условиях из высушенной еловой доски, прикрепляя к ней с двух сторон на бичевках деревянные ложки.

Известно, что один ложечник может управляться с двумя, максимум четырьмя ложками, и когда этого недостаточно, из набора ложек и двух брусков делают веер. Ложки закрепляют на деревяшках, чтобы улучшить качество звука и упростить исполнение мелодии. К слову, самые звонкие ложки делают из клёна.

Чтобы заглянуть в будущее

Этнографические записки сохранили множество описаний использования ложки для гаданий и обрядов. Так, в Курской губернии, чтобы пройти через те же муки, что и жена с ребёнком, отец должен был съесть красной ложкой круто посоленную кашу, а затем закинуть ложку на полати и долго прыгать по избе, приговаривая, «чтобы так рождённый вспрыгивал».

В Вятской губернии один из свадебных обрядов предполагал связывание ложек невесты и жениха для крепости семейных уз.

Предсказывали по ложке и судьбу. После рождественского обеда оставляли ложки на краю миски: если наутро чья-то ложка упадет, то считалось, что её хозяин заболеет или умрёт. Можно было вынести ложку в сени, наполнив водой: если наутро лёд будет с ямочкой, жди смерти, если с возвышением – долгие лета.

Для изготовления ложки

От выбора древесины, заготовки-баклуши и до готового изделия мастер-ложкарь выполняет несколько последовательных действий, и каждое влияет на ровность, крепость и качество столового прибора.

А вот насколько черпало ложки получится гладким зависит от обработки клюкарзой – специальной стамеской. Её форма очень напоминает обычную ложку, только сильно заточенную. Так что получается, что ложкой делали обычную ложку.

При желании больший функционал, наверное, можно задать многим вещам. Так случилось и с ложкой, которая нашла себя не только в разном бытовом применении, но и в магическом. Сейчас тоже из ложек делают малышам куколок, если ничего подходящего нет под рукой, и штопать на этом предмете удобно. А вот изготовить ложкой другую ложку – такое, думается, мало кто слышал. Правда, ведь?

А у нас есть еще любопытное об историческом:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.