Запретные дни у русских, когда мужу даже нельзя было смотреть на жену, а спать супругам рекомендовалось в разных постелях, были зафиксированы в канонических церковных трудах, появившихся на Руси с момента принятия православия. Позже, в XVI–XVII веках, к ним прибавились назидательные сборники, где давались разъяснения относительно запрета на ведение супружеской жизни в определенные дни года, и повествовалось о греховных последствиях нарушения этого правила.
Пост
Со времен принятия христианства «запретными днями», когда мужу воспрещалось глядеть на жену, как на объект желания, стали дни, на которые приходились церковные посты, а это приблизительно 200 дней в году.
В эти особые календарные промежутки очищению путем воздержания подвергалась не только душа, но и плоть человека. Телесные самоограничения помогали человеку бороться со своими страстями, освободить дух от порабощающих инстинктов, ставящих людей на одну ступень развития с животными, и приблизиться к Богу в своих действиях и помыслах.
Особенно строго соблюдать супружескую неприкосновенность полагалось в Великий пост, когда стиралась граница между мирянами, священнослужителями и монахами, которые в равной степени отрекались от интимной жизни.
О воздержании от плотских утех, которые в дни поста носят греховный характер, говорил святитель Василий Великий: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве».
Подобное же правило описано в Большом Требнике, где сказано: «Миряном от жен воздержатися весь святый великий пост».
По мнению священнослужителей, нарушение установленных церковью правил ведения семейной жизни влекло за собой серьезные проблемы. Согласно старцу Амвросию Оптинскому, супружеское соитие в дни постов могло привести к серьезной болезни жены, а старец Леонид Оптинский полагал, что такое греховное деяние родителей отрицательно сказывалось на здоровье зачатого в этот период ребенка.
Церковные дни
На Руси соблюдение целомудрия в браке было обязательным не только в продолжение постов (Великого, Успенского, Рождественского и Петрова), но и на двунадесятые, храмовые и великие праздники, в период Святок, а также сплошных седмиц Сырной и Пасхальной.
Помимо этого, христианам полагалось воздерживаться от интимной жизни в дни покаяния, а также каждую среду, пятницу и воскресенье.
Об этом в труде «Эксомологитарион» писал преподобный Никодим: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».
Архиепископ Тимофей Александрийский предостерегал прихожан причащаться, если накануне христиане имели супружеское общение, которое в данном случае накладывало отпечаток нечистоты как на тело, так и на душу.
Преподобный Серафим Саровский видел в несоблюдении этих правил плохое знамение: «И еще храните чистоту, храните среды и пятницы, и праздничные, и воскресные дни. За нехранение чистоты, за несоблюдение среды и пятницы супругами дети родятся мертвыми, а при нехранении праздников и воскресных дней жены умирают родами».
Помимо вышеназванных «запретных дней», историк Алексей Лаушкин в работе «Супружеское воздержание Великим постом в XII—XIII веках и точные летописные латы» указывает, что в старину смотреть на супругу, как на сексуальный объект, запрещалось во время женского очищения-менструации.
Кроме того, прикасаться к жене запрещалось в период ее беременности и кормления младенца, а также в следующие 6 недель после родов, когда она считалась «нечистой».
А когда же можно?
Поскольку для первых христиан истинной целью вступления в брачные отношения являлось продолжение рода, а не получение плотских удовольствий, тех дней, когда церковь разрешала интим, вполне хватало для зачатия ребенка.
Об этом писал Климент Александрийский: «Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия», а также преподобный Максим Исповедник: «Правильное суждение о браке целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой злоупотребляет сим».
В свою очередь протоиерей Евгений Шестун, определяя брачное сладострастие, не направленное на деторождение, как греховное состояние, отмечал, что в прежние времена в благочестивых семьях, когда супруги понимали, что больше не хотят иметь детей, они начинали жить друг с другом подобно брат с сестрой, а порой удалялись в монашество.
Кстати, напомним - в наше время нравы все-таки более свободные: по крайней мере обществом (не говоря уж о медиках) активная супружеская жизнь вовсе не осуждается. Даже и в пожилом возрасте - этой интересной теме посвящен специальный раздел на нашем сайте.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?