Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2013/stav_01_04 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Увидела свет монография ставропольца Евгения Григоренко «Русские игральные карты: история и стиль». Автор более 20 лет коллекционирует исторические «образцы прикладной графики» – колоды игральных карт.
- В современной России подробных историко-культурных исследований на тему игральных карт еще не было, – утверждает Евгений Григоренко. – В моей монографии рассказывается не только об известных дореволюционных и советских карточных колодах, но и о редчайших образцах графики, хранящихся в частных коллекциях. К примеру, колода карт, датируемая 1796 годом, была обнаружена в одном из музеев Петергофа. На уникальных эскизах «Донских карт», выпущенных в 1918 году в Новочеркасске, в виде королей изображены донские атаманы, дамы – донские казачки, валеты – казачата. Четыре масти этой колоды рассказывают об истории Всевеликого войска Донского. Персонажи бубновой масти изображены в костюмах XVI века, трефовые – XVII, червовые – XVIII, пиковые – XIX. Появление подобной колоды во время Гражданской войны на Дону не случайно. С ее помощью атаман Краснов пытался популяризировать среди местного населения свою идею создания сепаратной Донской республики.
Кстати, к картам как инструментам пропаганды неоднократно обращалось правительство Советского Союза. Кроме «Антирелигиозных карт», «Карт народностей СССР» удалось обнаружить так называемые «Битые карты». Они были напечатаны в 1932 году в сатирическом журнале «Крокодил» и высмеивали «родимые пятна капитализма»: бюрократию, пьянство, кумовство, прогулы и т.д.
Довелось советским картам и воевать. Сохранились карточные колоды, призванные подорвать боевой дух финской армии в 1940 году. С началом Великой Отечественной было принято решение изготовить игральные карты с карикатурами на фашистских партайгеноссе и изображениями будущего «нацистской камарильи». Эта колода карт, получившая название «Антифашистская», в тяжелых условиях блокады Ленинграда была изготовлена на карточной фабрике. Автором рисунков стал известный художник и график Василий Власов. Истощенный и обессиленный художник в холодной полутемной квартире на Васильевском острове, жадно ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, наносил акварелью на картон тончайшие штрихи. После того как был готов каждый новый эскиз, его надо было нести в литографический цех, находившийся в 23 километрах от квартиры художника. На это у ослабевшего Власова сил уже не было, и он договорился со своим непосредственным начальником, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы и передавать готовые наброски. Карикатуры получились смешными и точно стреляющими в цель – в них отражены и авантюризм, и опереточность, и фанфаронство, и страшная сущность фашизма.
Второй тираж этой «убойной» колоды увидел свет лишь в начале 1943 года.
Известна еще одна колода игральных карт, созданная фронтовым художником Иваном Харткевичем, который в 1942 -1943 годах служил в редакции агитационной газеты Soldaten freund («Друг солдата»). Она издавалась на немецком языке и распространялась в боевых порядках противника. Особенностью карт Харткевича стали надписи «окопного жаргона» немецких военнопленных. К примеру, на шестерке поместили (в переводе на русский язык) «6 лет Гитлер сеял – вы собираете урожай», на семерке – «7 дней на Востоке – неделя ада на утраченных позициях». Особенно интересным получился джокер – простой немецкий солдат, осененный мыслью: «Когда игра началась, я был беспечным и скромным, но она подходит к концу, и я знаю ее итог. Только падение Гитлера спасет Германию. Я сам решаю свою судьбу!»…
Как каждый коллекционер, Евгений Григоренко мечтает ра-зыскать уникальный артефакт. В данном случае колоду русских игральных карт XVII столетия. Известно, что в России первые карточные мануфактуры открылись при Петре I, но вот в описях Кремлевской оружейной палаты удалось обнаружить интереснейшее сообщение. В царствование первого из Романовых – царя Михаила Федоровича иконнику (так именовались мастера-иконописцы) Никифору Бовыкину было велено «вновь написать потешную игру карты по золоту цветными красками в хоромы царевичу». В то время карты и карточная игра не привечались, как «поганский обычай», привнесенный с Запада. К тому же известно, что во времена Смуты поляки проигрывали друг другу в карты пленных жен и детей русских ополченцев.
- Можно только догадываться, какую трудную этическую и художественную задачу пришлось решать православному иконописцу, вынужденному выполнять столь непотребный и богопротивный заказ. Если эта колода когда-нибудь будет найдена, то, безусловно, явится жемчужиной русской да и мировой карточной графики, – считает Евгений Григоренко.
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?