ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Город мертвых» Цой-Педе в Чечне: туда приходили, чтобы уйти в мир иной

По инф. cyrillitsa.ru   
07 Декабря 2022 г.
Изменить размер шрифта

Цой-Педе находится в верховьях Малхистинского ущелья, неподалеку от селения Итум-Кале. Само название исторической области Малхиста переводится как «страна солнца» и восходит к языческому периоду в истории Чечни. Исследователи датируют некрополь XIV – XVI веками, однако здесь есть и куда более древние захоронения, например, пятого века нашей эры. Именно тогда в «городе мертвых» стали появляться первые склепы.

 «Город мертвых» Цой-Педе в Чечне: туда приходили, чтобы уйти в мир иной

Город мертвых в стране солнца

В основном погребальные строения многоярусные: до сих пор внутри можно увидеть полки, на которых оставляли умерших. Некрополь стоит на возвышенности не случайно, ведь такое расположение обеспечивает проникновение внутрь солнечного света и хорошую циркуляцию воздуха. Все это способствовало природной мумификации тел. Помимо сорока склепов со средневековыми останками здесь можно найти две сторожевые башни, а также святилища, куда мужчины приносили дары для богов. Известно, что в XVII веке склепы все еще использовались по прямому назначению, и число их неизменно росло.

До последнего времени самым крупным некрополем на территории Северного Кавказа считался осетинский Даргавс, но захоронения в Малхисте, по мнению многих историков, имеют все шансы оказаться более внушительных размеров. Чеченские склепы изучены не полностью; ученые всерьез заинтересовались ими лишь несколько лет назад. В былые времена жизнь в Малхистинском ущелье била ключом: об этом напоминают развалины на горных склонах и следы террасного земледелия на холмах. Согласно переписи населения 1925 года, здесь проживало 893 человека, а спустя девятнадцать лет число жителей выросло до тысячи. В марте 1944 года чеченские селения опустели – местных жителей депортировали. Вернуться им разрешили в 1957 году, но доступ в горные села закрыли.

Последнее пристанище

Согласно преданию, в далекие времена в Цой-Педе раз в год собиралось общечеченское войско. Вне зависимости от того, как далеко жили воины, в определенный день им всем приказывали прибыть сюда. Того, кто доберется до места последним, казнили. Существует древняя легенда об этом обычае: однажды воин намеренно замедлил бег своего коня и опоздал. Когда старейшины спросили его, почему он добровольно пошел на смерть, юноша объяснил, что накануне женился, но узнал, что его супруга влюблена в другого человека. Чтобы любимая обрела свободу, он принял решение погибнуть. После того, как воин произнес свою речь, явился другой всадник. «Казните меня», – обратился он к старейшинам. Та самая девушка была его возлюбленной, однако он решил не мешать ее браку. Старейшины были удивлены благородству воинов и навсегда отменили суровый закон предков.

Этнографы уверены, что в Средние века чеченцы заранее готовились к смерти, желая встретить ее в Цой-Педе. Старики и тяжело больные люди нередко сами приходили в склеп и там готовились отойти в мир иной. Поступали так и во время эпидемий, когда было неизвестно, где больной проведет последние часы жизни. Добравшись до ущелья, человек взбирался на склон, выбирал для себя подходящий склеп, проходил через специальное окошко и ложился на каменные нары, покорно ожидая собственной смерти. Основываясь на расположении костей умерших, исследователи Цой-Педе полагают, что порой живые «претенденты» на склеп вынуждены были соперничать с мертвыми. Если человек видел, что на подходящем для него месте уже лежит чье-то тело, он мог сбросить его вниз и занять освободившиеся нары. Через некоторое время его останки тоже могли покинуть выбранное место – местные жители относились к этому философски и не осуждали покойников.

На нашем сайте читайте также:

Источник: cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.