ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Главная потолочная балка русской избы – препятствие для нечистой силы и не только

По инф. cyrillitsa.ru   
16 Января 2021 г.
Изменить размер шрифта

В традиционной русской избе, строившейся по определённым канонам, центральная горизонтальная балка, поверх которой прибивались остальные потолочные доски, называлась матицей. Она была наделена сакральным смыслом и делила внутреннее пространство жилища на две равные части, обозначая условную границу за которую посторонним вход был запрещён.

Главная потолочная балка русской избы – препятствие для нечистой силы и не только

Матерь-матица

Филолог и фольклорист Неонила Криничная, изучая культовую роль матицы в крестьянском срубе, определила, что данный конструктивный элемент ассоциировался у людей с образом матери, которая собирает под одной крышей всех членов семьи.

Сделав лингвистический анализ, она пришла к выводу, что в древнерусском языке лексема матица происходит от номинации мать и весьма часто оба эти слова назывались ещё и «маткой», то есть женщиной, самкой, матушкой.

Обозначая в переносном смысле первопричину, основу, начало, источник чего-либо, термин матица в XIV веке в словаре Памвы Берынды определялся как роженица (породеля, пороженица).

По данным «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля в народных диалектах матица идентична по значению словам место рождения, центр, остов, середина, корень.

Являясь опорой для верхнего яруса избы, матица символизировала небеса домашнего микрокосма или череп (голову) жилища. По сведениям этнографа Дмитрия Зеленина именно поэтому при монтаже матицы, плотникам строго-настрого запрещалось бить по ней обухом топора, поскольку впоследствии обитателей дома могла постоянно преследовать головная боль.

Матичное угощение

Установка матицы на собранном срубе сопровождалась старинными ритуалами, позволявшими будущим жильцам предугадать, какая жизнь им уготована в новом доме. В ходе строительно-мантических обрядов принято было выяснять ряд предзнаменований связанных с разными жизненными циклами людей.

Этнограф Евгения Бомквист писала, что совершая самый распространённый ритуал, люди пытались узнать череду деторождений после новоселья. Для этого к лежавшей на земле матице привязывался вывернутый наизнанку полушубок, куда помещался каравай. После укрепления балки в положенном месте, этот груз перерезался и если хлеб падал на основание, это предвещало рождение в семье мальчиков, а если он лежал перевёрнутый на верхнюю корку, то ожидать следовало только девочек.

Плохим предзнаменованием считалось, если каравай, упавший с матицы катился к входной двери, поскольку это сулило скорую смерть главы избы.

Чтобы привлечь в дом удачу и благополучие, хозяева после установки центральной балки ставили на стол только что сброшенный с неё хлеб, а также другие яства, называвшиеся «матичным угощением». Они предназначались для рабочих, занимавшихся монтажом жилища. Экономить на этом застолье было не принято, поскольку строители должны были покинуть стройку довольными.

Помимо каравая, сверху для достатка в доме, могли кидать хмель или зёрна пшеницы, при этом читая определённую молитву.

Перед тем как прибить матицу на неё надевалось прочное кольцо, в которое продевался шест – оцеп, предназначенный для закрепления младенческой колыбели. Таким образом, на Руси матери-матице крестьяне доверяли самое ценное, что у них было – жизнь своих детей.

Символика

В жилых помещениях матице обычно придавали четырёхгранную форму, путём строгания бревна, а в нежилых, будь то хлев или сарай, её оставляли круглой.

При монтаже центральной балки в сруб под её основанием клали обереги и деньги, чтобы будущие жильцы не испытывали материальных проблем. А ища защиту небесных покровителей, люди украшали «тело» матицы геометрическими орнаментами, среди которых встречались как христианские распятья, так и языческий солярный символ — «колесо Юпитера».

Приметы

В прежние времена с матицей было связано много суеверий. Согласно поверью, за условную линию матицы могли заходить только домочадцы или знакомые семьи, кого хозяева лично приглашали пройти в дом. Незнакомцы или люди, не получившие соответствующего разрешения от главы дома, были обязаны сидеть на лавке, расположенной по другую сторону от центрального бруса.

В любой старинной избе обеденный стол непременно ставился перпендикулярно осевому бревну.

Большую роль оно играло в свадебном ритуале. По обычаю, если кто-то из гостей садился под матицу, это означало, что пришли они в этот дом не просто за угощеньем, а, чтобы посватать девицу. На Псковской земле в день свадьбы именно под матицей в последний раз в отчем доме причёсывали волосы дочери. Здесь же существовало поверье, по которому если невеста при входе в избу свекра первым делом смотрела на матицу, ей были обеспечены в новой семье любовь, уважение и забота.

Перед отправкой в долгую дорогу, путник обязательно должен был дотронуться до матицы, чтобы его путешествие увенчалось успехом, и он целый и невредимый вернулся в родные пенаты.

Обеспечивая безопасность новокупленного домашнего скота, крестьяне прибегали к магическим манипуляциям: выстригали клочок шерсти или выдерживали пару перьев у животных, которые подтыкали под матицу. Туда же вешался зуб от старой бороны, предохранявший дом от блох и клопов, а также лекарственные растения-обереги.

По поверьям просадка матицы в реальной жизни или в сновидении предвещала скорую смерть матери семейства.

Главная потолочная балка избы служила препятствием для ходячих мертвецов и всякой нечистой силы, поскольку именно в ней обитал древесный дух, защищавший жилище от неприятностей и мифических существ.

Раньше матица «не пускала» в часть дома посторонних, а сейчас можно и вообще туда не попасть. Мы цивилизуемся и к нам теперь только по звонку. Если время найдем, конечно.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Белые» и «красные»: формула примирения
    От памятника Колчаку к памятнику Троцкому.
  • Связистка Вера, или Корреспондент по прозвищу Чижик
    Крымская наступательная операция проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года и закончилась освобождением Крыма. Ее проводили войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией. В этой операции принимала участие иркутянка Вера Андриановна Чегодаева (на гражданке корреспондент по прозвищу Чижик).
  • Дорогами войны
    21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Васильева.
  • Дети войны. Документальный рассказ Евгения Корзуна
    Эту историю мне рассказал коллега по профессии. Он родом с Донской земли, вся его родня произошла из казачества, проживала и до сих пор проживает на Дону. А он после учебы в Москве обрел вторую родину в Сибири. Они подростками сполна хлебнули горечь немецко-фашистской оккупации.
  • Черемховские наступают: о чем говорят перестановки в правительстве
    Правительство в очередной раз пополнила обойма губернаторов, которых в Кремле посчитали годными к работе на федеральном уровне.
  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.