ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Гильотину и вантуз спроектировал один и тот же человек

Алексей Филиппов, portal-kultura.ru   
08 Мая 2022 г.
Изменить размер шрифта

Машина для убийства была самым мрачным символом Французской революции, но при этом гильотина была подлинным детищем эпохи Просвещения, вдохновленным идеями гуманизма.

Гильотина – устройство, несущее смерть и уравнивающее все сословия

Гильотина, механическое устройство для обезглавливания людей, была установлена перед парижской Ратушей в конце апреля 1792 года, 230 лет назад, и сразу же пошла в ход. Для начала отрубили голову совершившему убийство воришке, вскоре гильотина заработала не останавливаясь — начался террор.

Сама по себе гильотина не была ни плоха, ни хороша, пенять надо на несовершенную человеческую природу. В критические моменты истории, когда становится возможным все, в слабых людях просыпается звериное начало.

До революции головы во Франции отрубали дворянам — это была благородная казнь, чистота исполнения зависела от мастерства орудовавшего двуручным мечом палача. Знаменитый парижский палач Шарль-Анри Сансон, благодаря гильотине казнивший около трех тысяч человек, до ее появления прославился несколькими получившими наибольшую известность казнями. Генерал граф Лалли-Толландаль был обезглавлен за военные неудачи и коррупцию, дворянин Франсуа-Жан Лефевр де Ла Барр обезглавлен и сожжен за богохульство, отравитель Франсуа Деру колесован, а потом сожжен. В молодости Сансон ассистировал во время казни цареубийцы-неудачника Дамьена. Тот был подвергнут пыткам, кастрирован и четвертован, — всю процедуру палачи из династии Сансон восстановили по старинным источникам. В наступивший после созыва Национального учредительного собрания век Разума такие вещи, разумеется, были нетерпимы. Гильотина уравнивала все сословия, смерть происходила мгновенно — тяжелый косой нож слетал по двум направляющим вниз и отрубал голову приговоренного.

Использовать для казней механизм в 1789 году предложил член Конституционной ассамблеи, профессор анатомии Жозеф Гильотен. Претворить идею в жизнь предложили постоянному секретарю Хирургической академии, доктору Антуану Луи. Тот набросал чертеж и пришел с ним к фортепианному мастеру Тобиасу Шмидту. Шмидт соорудил гильотину, Сансон присоветовал кое-какие улучшения. Новинку испытали на трупах из морга, и чудесный аппарат заработал.

В ближайшие несколько лет гильотине было суждено пролить море крови. Французская революция, впервые в истории, превратила казни в подобие фабричного производства. Гильотинирования в режиме нон-стоп, а также «национальные ванны» (или «вертикальные депортации»), массовые утопления, стали преддверием нацистских газовых камер. Любопытно то, что причастные к этому люди изначально не были чудовищами, их вело за собой развитие событий, которому они не могли противостоять.

Профессор Гильотен был принципиальным противником смертной казни. Палач Сансон с глубоким отвращением относился к доставшейся ему по наследству профессии. Он хотел заниматься медициной, учился в Лейденском университете, а к семейному ремеслу вернулся, потому что ему надо было кормить семью. Вне своего дела, в жизни, Сансон был милым, кротким, отзывчивым, готовым помочь человеком. А Робеспьер, отец-вдохновитель революционного террора, оставшийся в истории кровавым чудовищем и сам окончивший свои дни на гильотине, за год до ее рождения выступил с речью об отмене смертной казни, но Национальное собрание к нему не прислушалось. И это, помимо прочего, говорит о том, с какой головокружительной быстротой мчится вперед время, делая допустимым то, что еще вчера казалось невозможным.

В сентябре 1791-го во Франции была принята Конституция, король ее подтвердил. Был принят закон об эмансипации евреев. В мае Робеспьер предложил дать право голоса всем французам. В июле прах великого философа-просветителя Вольтера перенесли в Пантеон, в шествии приняло участие около миллиона человек, — и это было зримым подтверждением того, что Золотой век совсем близок...

Но вскоре на Ратушной площади появилась гильотина, время от времени пробовавшая крови.

Едва ли кто-то мог представить, что в январе 1793-го под ее нож ляжет сам король, и после этой казни Сансону придется публично оправдываться. Пощечину отрубленной королевской голове-де дал не он и не высокий профессионал, его помощник, а безвестный, охваченный революционным энтузиазмом дуралей-плотник... Всеобщее озверение наступало стремительно, противостоять ему было невозможно до тех пор, пока гильотина не напилась крови и революционное насилие не совершило полный круг, сожрав идеологов и главных творцов террора.

Два столба с перекладиной и подвешенным под ней тяжелым треугольным ножом после событий Французской революции были окутаны зловещим, едва ли не мистическим ореолом, но сама по себе гильотина не была ни плоха, ни хороша — пенять надо на несовершенную человеческую природу. В критические моменты истории, когда становится возможным все, в слабых людях просыпается звериное начало.

До революции Жан-Батист Каррье был скромным чиновником провинциальной королевской администрации. После нее Каррье стал комиссаром Конвента и жестоким палачом, утопившим, гильотинировавшим и уморившим в тюрьмах около десяти тысяч человек, — он и сам не миновал гильотины.

Жан-Мари Колло д’Эрбуа до революции был актером, театральным администратором и плодовитым драматургом. После нее он стал председателем Национального Конвента, гильотинирование д’Эрбуа, ради экономии времени, заменил расстрелами картечью. Колло д’Эрбуа умер в ссылке, во Французской Гвиане, от желтой лихорадки.

Бывший королевский прокурор Антуан де Фукье-Тенвиль стал общественным обвинителем Революционного трибунала и отправил на гильотину несколько тысяч человек. После термидорианского переворота он и сам оказался ее жертвой.

В других обстоятельствах они бы прожили незаметную и, возможно, пристойную жизнь. Революция сделала их палачами, потом к ним пришло возмездие. Многие из их коллег, бывших деятелей террора, вытянули у судьбы счастливый билет: сопровождавшая революцию коррупция принесла им богатство. Их судьбы еще раз доказывают, что воздаяния нет.

Профессор Гильотен остался в истории благодаря посетившей его в 1789 году идее. Имя хирурга Антуана Луи забылось. Мало кто знает, что ему принадлежит еще одно важное изобретение, надолго пережившее не использующуюся с 1977 года гильотину. Оно есть в каждом доме, трудно представить, что потребность в нем когда-нибудь умрет...

Хирург и физиолог Антуан Луи изобрел сантехнический вантуз. Возможно, ему стоило этим ограничиться.

Аппарат для обезглавливания человека назван именем французского профессора анатомии Жозефа Игнаса Гильотена. Как пишут открытые источники в интернете, вопреки расхожему мнению, он не был изобретателем этого страшного устройства, так как подобный метод использовали ранее в Шотландии, Ирландии и ряде других стран.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».