ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Чтобы помнили...

Изменить размер шрифта

Еврейскому Лисихинскому кладбищу Иркутска более ста лет, и у него богатая история.

1101 18 1

В последнее время много разговоров ведётся о сохранении всего Лисихинского, в прошлом Амурского, кладбища, которое исторически было поделено на две части: по одну сторону – захоронения представителей еврейской общины, по другую – православных. Амурское кладбище – единственное городское кладбище, сохранившееся на начало XX века и уцелевшее в Иркутске. Захоронения на всей его территории не осуществляются уже около пятидесяти лет. Само это место представляет собой уникальный памятник городской истории и военной славы. Амурское кладбище было крупнейшим из действующих в Иркутске городских усыпальниц первой половины XX века.

Из истории города известно, что хоронили иркутских евреев первоначально на католической территории Иерусалимского кладбища. Это было первое городское кладбище на окраине Иркутска. Город рос, развивался. И с годами кладбище оказалось в центре города.

В 1898 году было решено закрыть весь Иерусалимский некрополь и открыть новое кладбище за городом. Специальная комиссия в 1899 году приняла решение о подготовке территории нового кладбища под захоронения. 28 мая 1899 года за кладбищем было закреплено официальное название – Амурское – и распределены участки для представителей разных конфессий.

В июле 1899 года председатель комиссии по устройству еврейского кладбища Леонтий Иосифович Герзони вышел с просьбой к городской управе о строительстве караульного дома на территории еврейского участка Амурского кладбища. Все работы по строительству дома и обустройству кладбища Л. И. Герзони оплачивал из собственных средств.

Подготовка кладбища была завершена в том же 1899 году, а 9 мая 1900 года состоялось его открытие, о чём свидетельствует «Иркутская летопись 1661–1940 гг.» Ю. Колмакова.

Кладбище начиналось от Амурского тракта, который служил дорогой на Байкал. По площади оно было примерно в полтора раза больше закрывшегося Иерусалимского.

Еврейское кладбище восхищало иркутян своими богатыми надгробными памятниками. Некоторые из них заказывались в столице России. Почти все памятники были каменные. К слову, в настоящее время заказать добротные памятники на могилу можно и в интернете, например, здесь: https://goodmonument.ru/category/.

Вход на главную аллею, по историческим данным, открывался «двумя высокими (до 5 м) однотипными каменными обелисками и представлял собой каменную арку с двумя урнами-вазами по бокам. Под аркой надпись: «Покоящиеся в могиле восстанут для жизни вечной». На массивных железных створках была выгравирована дата: «Июль 1907 года». Надпись на левом обелиске указывала, что он «воздвигнут в память открытия кладбища в 1900 г. на средства Л. И. Герзони. На втором сообщалось, что кладбищенская ограда сооружена в 1907 г. на средства иркутского купца первой гильдии Исая Матвеевича Файнберга». На кладбище были разбиты аллеи, сторожа следили за порядком. Известно, что в 1907 году почётный гражданин Иркутска, купец первой гильдии И. М. Файнберг на собственные средства в память о погибшем сыне-революционере Павле (Файвуше) поставил вокруг еврейской части кладбища каменную ограду из песчаника. Всё кладбище было обнесено массивной стеной, её возвели итальянские мастера, которые строили туннели на Кругобайкальской железной дороге. Каменная ограда стоит до сих пор. Обелиски у входа не сохранились. Не сохранились и центральные ворота кладбища с надписью под аркой.

На еврейской части Амурского кладбища похоронены многие известные иркутяне – общественные деятели, актёры, солдаты, погибшие на фронте и умершие в иркутских госпиталях.

Когда-то это кладбище считалось самым богатым в городе. Роскошные памятники в начале двадцатого века можно было увидеть только здесь. Могила профессора-офтальмолога Захария Григорьевича (Гершоновича) Франк-Каменецкого, чьё имя носит сегодня одна из улиц Иркутска, также находится на Лисихинском кладбище. Потомственный почётный гражданин Иркутска Давид Михайлович (Хаимович) Кузнец – купец I гильдии, крупный меценат – когда-то выкупил место на кладбище для себя и поставил на нём склеп. Но так и не был в нём похоронен. Как известно, он умер в Чите, а его прах был позднее перевезён в Иркутск.

Книги регистрации захоронений, по данным исследователей и историков- краеведов, дают возможность определить, сколько иркутян похоронено здесь. Например, «в 1938 г. совершено около 2900 погребений, в 1948 г. – около 1300. Всего похоронено не менее 100–130 тысяч человек.

По участку еврейского кладбища можно судить о том, как выглядело в целом Амурское кладбище в первые десятилетия своего существования. Благодаря ограждению, кладбище существует в своих исторических границах, хорошо сохранилось большинство первых памятных знаков».

В 1939 году еврейское кладбище было передано в ведение Иркутского городского коммунального лесоземельного треста. Согласно годовому отчёту Иргорлесземтреста за 1939 год, «площадь еврейской части Амурского кладбища составляла 2,35 гектара. По архивным сведениям, в 1949 году на кладбище насчитывалось около 2700 могил».

Еврейская часть Амурского кладбища официально была закрыта в 1963 году, но хоронить усопших продолжали и в последующее десятилетие. На кладбище встречаются захоронения, датированные семидесятыми годами двадцатого столетия.

9 августа 2004 года на кладбище состоялась невиданная доселе церемония. Хоронили... книги. 27 июля 2004 года в иркутской синагоге произошёл пожар, в котором сгорела общинная библиотека. Но «произошло чудо – ни одна Тора (первая часть Библии у евреев-иудаистов) не сгорела! Сидуры (молитвенник в иудаизме) – да, их и захоронили на Лисихинском, – вспоминают члены общины. – А свитки Торы огонь не тронул...». Оказывается, по еврейскому обычаю священные книги ничем не хуже людей. Если книга умирает, ей тоже место в могиле. Книги из нескольких мешков были аккуратно разложены в могиле и после прочтения молитв похоронены. Позднее над могилой был установлен памятник.

Члены Иркутской еврейской общины следят за состоянием кладбища – наводят порядок на территории и ухаживают за могилами.

На территории Лисихинского кладбища планируется создать музей под открытым небом, чтобы сохранить память об истории Иркутска и людях, создававших и прославлявших город, и похороненных здесь. Это стало известно из информации пресс-службы администрации Иркутска и со слов главного раввина города и области Аарона Вагнера.

Концепция благоустройства Еврейского кладбища была рассмотрена на заседании Общественной палаты Иркутска. Она предполагает обустройство входной площадки перед кладбищем, установку беседки, скамеек и цветников. Кроме того, необходимо будет восстановить два старинных информационных обелиска и колодец для омовения рук. В планах также новое мощение площадки и установка светильников, организация вечерней подсветки территории.

Жители Иркутска, неравнодушные к судьбе старого еврейского кладбища, надеются, что задуманное в скором времени осуществится и кладбищу будет придан статус музея под открытым небом.

Мы часто даже не задумываемся, кто похоронен на кладбище, мимо которого проходим или по аллеям которого гуляем. Целые городские кварталы и микрорайоны построены на некоторых из них. Люди, которые лежат в этой земле, всей своей жизнью и делами были связаны с Иркутском, строили, украшали и прославляли его. Справедливы слова писателя Валентина Распутина: «Я бы хотел поговорить ещё о кладбищах... Кладбище производит большое воспитательное не действие даже, а действо. Человеку туда уходить. Святое чувство к ушедшему должно присутствовать, что мы жили не зря... Что тебя помнить будут». Будем помнить!

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Размышления в Год семьи
    Мое послевоенное детство прошло в маленьком заполярном поселке. Домишки были неказистые, с удобствами во дворе, воду привозили на телеге, наливая пожарным шлангом через прорубленное в стене оконце двухсотлитровые бочки, много чего еще не хватало и в скромных магазинчиках того времени. А вот разновозрастной ребятни было много. И мы, мальчишки 10-12 лет, как-то мало обращали внимание на эти неудобства.
  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.