ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-05-02-02-24-06
Максим Галкин*, признанный в России иностранным агентом, разместил в соцсетях фотографию своей жены, Аллы Пугачевой, после душа.
-90-
Некогда суперпопулярную певицу Таню Овсиенко заподозрили в алкогольной зависимости. Поводом для этого стал её уставший вид и неуверенная походка на некоторых...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-20-16-19-40
Звезда фильма «Виват, гардемарины!» Михаил Мамаев отправился добровольцем на СВО в конце 2022 года. Там он стал военкором и собирал материал для собственного...
2024-04-18-18-36-18
Совсем недавно молодая супруга Евгения Петросяна Татьяна Брухунова призналась, что снова стала мамой. Судя по всему, дочь Матильда родилась 13 октября прошлого...

Глагол скопытиться со словом копыто… не связан?

Юлия Попова, cyrillitsa.ru   
06 Мая 2022 г.
Изменить размер шрифта

В большинстве толковых словарей русского языка глагол «скопытиться» включен в ряд синонимов глагола «умереть». Аналогичное значение имеет и выражение «откинуть копыта». Вот только упомянутые фразеологизмы на самом деле никакого отношения к копытам не имеют.

Глагол скопытиться со словом копыто… не связан?

Смерть как дорога

На Руси смерть человека с древности воспринималась как некий путь в потусторонний мир. Поэтому неудивительно, что многие похоронные поверья, бытовавшие среди русских, были связаны именно с дорогой. Так, жители Урала во время поминок подавали на стол «белый кисель» из муки и меда, который должен был «торить дорогу» усопшему. Дорогу для умершего «торили» для того, чтобы он уже не вернулся к живым и не смог причинить им вреда, «забрать с собой». Именно поэтому мертвецов выносили и выносят из дома до сих пор ногами вперед: «чтобы он не мог видеть дороги назад». Для этой же цели нередко гроб передавали через окно.

Немаловажное значение придавалось и самой похоронной процессии, следовавшей от дома усопшего до места его погребения. Дорогу закидывали еловыми ветками опять же для того, чтобы воспрепятствовать возвращению мертвого. Следили, чтобы в пути траурная процессия не останавливалась. Считалось, что в доме, у которого она притормозит, вскоре тоже будет покойник. Нельзя было обгонять скорбное шествие, переходить ему дорогу или возвращаться с полпути. В противном случае стоило ожидать новых смертей и других несчастий. Да и с кладбища русские обычно возвращались другой дорогой для того, чтобы запутать умершего, который мог за ними проследить и таким образом найти дорогу обратно.

Перевозка покойников

Примечательно, что, как утверждает Г.А. Носова, автор издания «Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки», на Руси покойников как зимой, так и летом перевозили исключительно на дровнях, крестьянских санях. На них же осуществлялась транспортировка больных и пожилых людей. Впрочем, этнограф Н.П. Штейнфельд писал о том, что в некоторых регионах России даже в XIX веке телегами не пользовались вовсе, потому что не было дорог. Даже беременные женщины скакали порой верхом на лошадях. Однако использование саней летом далеко не всегда облегчало задачу: по размытой дождями земле дровни шли довольно неплохо, а вот на сухом месте пара лошадей их еле тянула.

Между тем обратный путь с кладбища был даже в этом случае более легким. Дело в том, что после похорон дровни оставляли в поле, в лесу, а чаще прямо возле могилы на погосте и больше ими не пользовались. Правда, в Вологодской губернии похоронные сани все же подвозили к дому, но во двор не заносили. До 40-го дня жители Вологодчины держали их неподалеку от жилища с перевернутыми вверх полозьями и вывернутыми назад оглоблями. Причиной подобного обычая была вера в то, что именно на 40-й день окончательно завершается путь покойника из мира живых в мир мертвых, его переход в принципиально иное состояние.

При чем здесь копыта?

Несмотря на наблюдения Штейнфельда, обычай перевоза тел покойников и зимой, и летом на санях в XIX веке существовал в большинстве мест уже в остаточном виде. Тем не менее, наверное, именно благодаря столь долгому сроку употребления саней в похоронных обрядах глагол «скопытиться» и дожил до наших дней. Правда, лошади здесь абсолютно ни при чем. Как отмечает в своей книге «В глубь поговорки: рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений» Валерий Мокиенко, происхождение глагола «скопытиться» связано со словом «копыл», значение которого сегодня не знают даже многие сельские жители. Между тем копылом называют опору в виде бруска, соединяющую полозья саней с кузовом, верхней частью саней.

Поэтому раньше выражение «с копыльев долой» буквально обозначало «свалиться с верхней части саней». А ритуально-символический смысл этого выражения – «снять с саней, понести покойника на кладбище». Постепенно обычай доставки умерших к месту погребения с помощью саней ушел в прошлое и был окончательно позабыт. Забвение традиции и незнание диалектного слова, как и обозначаемой им реалии, привели к замене слова «копыл» на более понятное «копыто». Такое «переосмысление» со временем закрепилось как языковой факт под влиянием другой фразеологической модели: протянуть ноги, откинуть копыта, отбросить коньки, исказив тем самым исходный смысл фразеологизма.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!