НА КАЛЕНДАРЕ

Лепим души из глины

Беседовал Михаил ЮРОВСКИЙ   
22 Октября 2022 г.

18 1a 

Николаю Васильевичу Соколову 53 года. Из них он 20 занимается гончарным делом. Освоил его с азов и даже создал целое традиционное направление в Восточной Сибири – к его ученикам, например, относятся супруги Тволжанские, Мильтовы и Голендеевы, что тогда, в трудные перестроечные времена, остались не у дел и нашли себя в новом ремесле.

Николай Васильевич Соколов

По первой профессии наш двойной тезка Гоголя электрик, это позволило ему самому смастерить простой гончарный круг, затем муфельную печь для обжига изделий как прикладной, так и экстравагантной лепки. Печи и круги для быстрой прогонки круглых форм вроде кувшинов изготовляют на базе педагогического университета, где Николай Соколов преподает на художественно-музыкальном отделении.

– Сибирь, и в частности наша Иркутская область, богаты на различные месторождения, – вводит он меня в азы своего ремесла. – Так что количество сырья и разных минеральных отложений здесь и для гончарного дела предостаточно. И все это богаче, чем, скажем, в западной Европе. Там залежи подобного сырья котлованные, образовались в постледниковый период путем наноса сырья реками в котлованы. А у нас из-за бурных рек эта система накопления подобного сырья как бы проточная, когда различные фракции грунта медленно намывались с больших расстояний. Поэтому все комплектующие керамики здесь в чистом виде лежат. Правда, чтобы их найти и поднять, нужны грамотные технологи.

– Мы все здесь лепим из глины, что находится возле поселка Жердовка, недалеко от Иркутска, – продолжает свой рассказ Николай Васильевич. – И первое занятие по лепке у нас всегда проходит из темной глины. Это такой материал, что пробуждает в человеке этакие подсознательные, первобытные инстинкты, которые надо вытянуть из человека.

– Вот когда вы расстроены, чем-то раздражены, вам же хочется что-то скомкать, смять, перелепить, – обращается он уже к группе девушек-психологов третьекурсниц, пришедших к мастеру как на шоу.

Через какое-то время девушки уже увлеченно что-то лепят, и в их руках рождаются вполне художественные и только им понятные шедевры. И это немудрено: техника Николая от простых к невероятному ассоциативному разнообразию перелепляемых фигурок завораживает.

А еще он ведет уроки лепки в школе № 19 в Академгородке.

– Вот вам всем по кусочку глины, – говорит он ребятишкам. – Лепим сразу образы с характером, с динамикой. Вот морда – сразу уже веселая, вот ушки, лапы – все вперед. И вот он – косолапый Мишка – готов. Вот шестиконечная звезда, вот ее лучики. Из двух делаем голову и хвост – это уже черепаха, ее классический образ. Теперь узоры будем делать, стек. Собрали кожу на панцирь, сгладили, орнамент делать будем. Снизу пальцем лапки подвели – черепашка у нас поползла.

Ребятня заворожено слушает и лепит – творит!

А Николай Васильевич меж тем поясняет мне, что его метода вполне пригодна и для перевоспитания так называемых трудных подростков, и для тех, кто уродился с некими душевными патологиями. Такие детки, как правило, придя на первый урок, лепят всяких ужастиков и монстров с пистолетами. А он их прогоняет через цветочки, матрешки, забавных зверушек. Когда урок закончится, они опять за пистолетики. А он им – снова и снова цветочки, зверушек. Так и перевоспитывает – перелепляет. Это метода в теории, на словах хороша для родителей, для учителей. А для детей через мелкую моторику, через пальцы рук лучше доходит.

– Так и работаю с детьми по этому механизму, – говорит он. – И эти мои уроки для многих из них самые любимые. С удовольствием на них бегут все: и тот, у кого был успех на прошлом уроке, и тот, кто ничего не слепил, проволынил или прошкодил весь урок. Я вижу, что они и сегодня ничего не слепят, но у них сейчас может быть будет самое счастливое время в школе, когда не надо подчиняться, терпеть насилие над собой со стороны кого бы то ни было. Такой уж в школе порядок, такой механизм воспитания. А тут этого нет, все свободны, все счастливы. Когда маленький человечек начинает понимать, что его здесь никто насильно ничего не будет заставлять делать, он, глядя на других детей, сам начинает меняться, реабилитироваться.

– А есть ли какие-то у вас различные подходы к разным ученикам, по возрасту ли, по повадкам?

– Я всегда стараюсь разобраться, что подтолкнуло человека прийти ко мне. Вот инженер, но он с детства мечтал заняться искусством. Почему же инженер и почему потянуло сейчас? Ответ прост: отец или дед был профессором, и он настоял на серьезной профессии для своего отпрыска. Но тот же отец или дед хорошо рисовал животных, а он маленьким любил на это смотреть. И вот через 40 лет он пришел за этим ко мне. Получается, все в детстве закладывается. А взрослые этого не увидели тогда, по-своему судьбу человека решили, и он лишь сейчас решил реализовать ту свою детскую мечту.

– Значит, есть особенности некой «возрастной охоты» к освоению чего-то нового, яркого.

– Ребенок растет по принципам, заложенным природой. Развивается поэтапно, порой внезапными импульсами. У взрослых же развитие идет по нарастающей, в зависимости от привычной мыслительной деятельности. И если ты увлек его, они пойдут за тобой. Так, например, в 40 лет в человеке идет некая продуктивная работа: ты терпелив, вынослив, целеустремлен. Второй яркий период – с выходом на пенсию. Дети-внуки выросли, а тебе скучно, хочется самореализации еще в чем-то, претворить в жизнь ту же детскую мечту. Такие люди чаще всего ищут общества, новый коллектив. И они, как правило, и становятся мастерами в новом для них деле. Им не хочется возвращаться назад. Там обыденность, кухня, посиделки на лавочке. Зачем? Так что возрастные характеристики здесь важны. Человек уже сформирован как личность, насыщен прежней жизнью. И ему нужно что-то новое. Так уж природой устроено.

– Бытует мнение, что глина впитывается в кровь через ладони и сильно обновляет энергетику.

– Поры на руках – это фильтры, микронасосы потребления всего на молекулярном уровне. Работаешь – они открываются. Иногда начинаешь лепить, глину размять не можешь, она прилипает к рукам. Значит, эти фильтры еще не открылись. Или ты расстроен чем-то. Тоже ничего не получается. Нужно подождать, успокоиться. Или начинаешь гладить глину, успокаиваешься, и вся гадость из тебя уходит. Не веришь? Можешь сам попробовать. Работает!

– Нуда, ну да: сидишь, лепишь себе что-нибудь и ни одной мыслишки в голове. Счастье!

– Нет, это происходит лишь тогда, когда ты внутренне к этому готов. Приходит, например, к тебе взрослый человек учиться. Представляете, что у него внутри? Какие сомнения, напряжение? Краснеет весь, бледнеет. Его на улице толкни – он же взорваться может. Вот и делаешь вид, что ничего этого не замечаешь, что будто и нет между вами порога. Я обычно шучу при встречах, балагурю. И человек расслабляется, доверяет тебе. Тут правильный подход нужен, чтобы снять с человека напряжение, заинтересовать его своим делом. Он начинает ваять, и у него вскрывается генетическая память. Механика же это элементарная, которую должен увидеть психолог. Так что эта методика – традиционная, заложена поколениями…

Вот такой он психолог наш самобытный гончар Николай Соколов. Со своим подходом к этому делу, со своей философией. У него даже свой охранный знак Перуна, этакий языческий символ удачи имеется. Его устанавливают над окнами, чтобы всякая нечисть внутрь не заползала, чтобы нужный настрой для работы был. Ну, вы уже, наверное, поняли, что нужно сначала делать с настроем, потом с руками, чтобы у вас в жизни любе дело спорилось.

  • Расскажите об этом своим друзьям!