Как защищать детей |
Виктория Шмидт, Polit.ru |
04 Ноября 2012 г. |
Задача этого текста – расположить читателя задуматься как над спецификой западного опыта защиты детей, который стал уж слишком искаженно и вместе с тем упрощенно упоминаться в современной российской риторике, так и над тем, какая защита детей может считаться эффективной – с точки зрения равновесия интересов ребенка, родителей и внешних по отношению к семье институтов: как общественных, так и государственных.
Хронический дефицит легитимности
Службы защиты детей переживают кризис своей легитимности (недостатка доверия к их власти) во всех странах – там, где такие службы есть. Помнится, в британском учебнике по социальной работе конца 90-х гг. была карикатура: две одинаковых картинки с понуро стоящим около дуба соцработником и толпой, которая вот-вот его вздернет. Только надписи к картинкам были разными: «Толпа собирается повесить соцработника за то, что он изъял ребенка из семьи» и «Толпа вешает социального работника за то, что он не изъял ребенка из семьи»... Набирающее обороты противостояние ювеналов (не вполне определенной группы, которая как организованное движение и вообще не распознается) и антиювеналов можно вписать в общую тенденцию кризиса легитимности защиты детей – с оговоркой относительно всей специфики ситуации стран постсоциалистического пространства. Кризис легитимности означает, что существующий порядок действия служб не вызывает доверия, а критерии, которыми пользуются специалисты для оценки ситуации семьи и ребенка, непонятны и не принимаемы общественностью. Различение этих условий (не)легитимности представляется особенно важным для анализа ситуации, складывающейся в современной России. Поскольку те, кто принадлежат движению анти-ЮЮ, не очень различают, против чего они выступают – действующей процедуры вмешательства в дела семьи или того, чем специалисты обосновывают свою интервенцию. О ювенальной юстиции говорится как об определенном подходе, даже дискурсе детства, в котором ребенок приоритетнее родителей, тогда как ювенальная юстиция – определенный тип институтов, специального правосудия для несовершеннолетних, и существует не только множество моделей ювенальной юстиции, но и не меньшее количество типизаций этих моделей. Различение процедуры и совокупности критериев становится первым шагом к конструктивному обсуждению – поскольку потребует от противников профессионального мониторинга за семьями и детьми различать в своей позиции то, как, по их мнению, следует организовать работу служб, и то, какими показателям должны оперировать как те, кто контролирует семьи, так и те, кто семьи защищает. Зарубежный опыт: проблематизация защиты детей vs демонизация ее акторовОтличительной особенностью стран, начавших институционализацию защиты детей раньше других – в силу интенсивной индустриализации и урбанизации, таких как Великобритания, Франция и страны Скандинавии, становится удивительная устойчивость процедуры вмешательства в дела семьи. Фактически, с момента закрепления процедуры вмешательства в судебной системе и местном самоуправлении в конце ХIХ и начале ХХ в. именно порядок и контроль за органами, осуществляющими вмешательство в дела семьи, не менялся. Каждая из стран сложила свою процедуру вмешательства в дела семьи - в зависимости от того, какой была судебная система и местное самоуправление. Так, если в Англии с самого начала действовала легалистская модель с опорой на прозрачную состязательную процедуру – суд, в странах Скандинавии складывается многоуровневая и многоканальная система кризисной интервенции – одна служба принимает решение об изъятии ребенка, а другая решает вопрос о его устройстве. Причем обе могут жаловаться друг на друга в специально созданную вышестоящую инстанцию – поскольку у служб устройства детей принятие решение по каждому из детей предполагает значительные усилия по поиску места, и если служба изъятия заинтересована в своевременном изъятии, то служба устройства более критично подходит к решению не оставлять ребенка в семье. Франция комбинирует оба подхода, введя институт ювенальных судей, которые рассматривают как дела несовершеннолетних в конфликте с законом, так и детей из семей группы риска. Если процедура вмешательства в дела семьи остается неизменной, то критерии и показатели оценки ситуации за последние три десятилетия существенно изменились. Прежний фокус на искушенном понимании безопасности ребенка и двойственном отношении к семье как одновременно непредсказуемом и столь нужном пространстве воспитания ребенка уступил место более взвешенному балансу между безопасностью ребенка и автономией семьи. Каждая из стран ввела меры по обеспечению гарантий участия родителей и ребенка в процессе принятия решений относительно таких вопросов, как изъятие и ограничение родительских прав. Основой таких изменений стало признание равной ответственности служб и родителей за возникающие критические ситуации, при которых риск изъятия ребенка возрастает. Именно введение такой ответственности обусловило развитие многих практики профилактики – поскольку при наступлении кризиса службы оцениваются на предмет действенности проведенной ранее профилактической работы. Если в Англии решающим стало обеспечение родителей правовой помощью, то в странах Скандинавии введено правило кооперации служб и семьи, когда судебная процедура становится мерой последнего реагирования. Франция продолжает придерживаться комбинированного подхода, в котором чувствительность к позиции ребенка и родителей проявляется в развитии множества процедур испрашивания мнения ребенка. Статистика подтверждает, что этим странам удается разрешать проблему баланса безопасности ребенка и автономии семьи: высок процент реинтеграции детей, которые были изъяты из семей, - это от 40 до 70% в зависимости от возраста и причины изъятия; в большей части случаев изымаются дети, в отношении которых было допущено физическое насилие со стороны членов семьи, и вместе с тем эффективна профилактика насилия над ребенком его предупреждения; невелико количество детей, которые задерживаются в учреждениях общественного воспитания надолго (в Великобритании 13% всех изъятых остается в учреждениях свыше пяти лет, в Дании – 22% всех изъятых детей, а во Франции – 3%). Если Великобритания по преимуществу развивает патронат как форму устройства детей, которых по тем или иным причинам нельзя вернуть в кровную семью, то страны Скандинавии опираются на заботу местного сообщества и развивают квази-формы общественного воспитания подростков вне кровной семьи. Франция остается лидером по интеграции детей разного возраста с биологической семьей. Эти страны демонстрируют не идеальное, но действенное функционирование системы защиты детей. Несомненно, эксперты каждой из стран сосредоточены на слабых моментах выработанных стратегий. Так, британцы пытаются ввести медиацию и другие формы кооперации с семьями, чтобы уравновесить очевидно конфликтный характер разрешения проблем, тогда как скандинавы критикуют недостаточную прозрачность защиты детей, которая по преимуществу сосредоточена на уровне местного самоуправления. Французы за последние 5 лет несколько раз реформировали свою систему принятия решений для обеспечения ее большей прозрачности – за счет введения правила принятия решения несколькими судьями, а не одним, как прежде; предоставления правовой помощи родителям, не согласным с вмешательством в дела семьи. Опыт этих стран убеждает в том, что эффективная защита детей требует участия многих сторон – не только государства, и взаимодействие этих акторов направлено на разрешение ситуаций, в которых безопасность ребенка входит в противоречие с автономией семьи. Если государство строит свою политику защиты детей исходя из задачи регулировать рождаемость и рынок занятости, а также расходы на заботу о детях, то семьи, общественные движения и сами дети исходят из совсем других приоритетов. Утилитарному взгляду на ребенка как потенциального взрослого, столь свойственному государственной политике, другие участники противопоставляют ценность «жить здесь и сейчас». Именно эта внутренняя противоречивость статуса ребенка убеждает в необходимости баланса власти ребенка, родителей и служб. Повседневность современной защиты детей пронизана всевозможными конфликтами интересов: например, какова роль родителя, готовить ребенка к жизни в обществе и требовать от него подчинения социальным правилам - или помогать ребенку бороться с внешним давлением; какую меру ограничения родительских прав использовать, если семья бедна, но родители и дети привязаны друг к другу; что делать в ситуации, если учреждение в интересах несовершеннолетнего применяет жесткие меры по ограничению свободы ребенка. Разрешение этих конфликтов требует не только многообразия акторов, которые могли бы представить разные точки зрения, но и разнообразия подходов к оценке ситуации. Действенная защита детей и основывается на такой плюрализации, которую, по мнению многих экспертов, поддерживает и международное право: Конвенция по правам ребенка, многочисленные протоколы относительно ее применения, Европейская конвенция по правам человека и решения Европейского суда по правам человека. Международное право: инструмент плюрализации или беззубая декларацияХотя именно социалистические страны были главным инициатором разработки и принятия Конвенции по правам ребенка во второй половине 1980-х гг., именно эти страны сталкиваются с многочисленными трудностями реализации международных норм прав ребенка. Если эксперты стран с развитой защитой детей занимаются критической ревизией практик применения конвенции – как в части решения конфликтов интересов ребенка, служб и родителей, так и относительно повышения чувствительности конвенции к культурным и политическим контекстам, - то по многим странам Восточной Европы прокатилась волна протестов против запрета физических наказаний детей и усиления ответственности родителей за насилие над ребенком. Анализ движения за традиционные ценности (а именно так околоцерковная общественность и разнообразные объединения родителей обосновывали невозможность применять новые регуляции) показал, что одной из причин оборонительно-нападательной позиции общественности стало сохранившаяся с социалистического периода практика принятия решений об изъятии и последующем помещении ребенка. В большинстве стран социалистического блока в поздний социалистический период действовала пирамида административных решений: от изъятия ребенка по решению специальных комиссий до последующего устройства в учреждение на основе решения специалистов центров оценки детей. И если эти страны и ввели судебный порядок изъятия, то все последующие шаги в принятии решения оставались до недавнего времени теми же. Интенсивная реформа практики принятия решений началась с конца первого десятилетия 2000-х – во многом как реакция на сопротивление общественности применять к семьям новые критерии оценки рисков для ребенка. Например, Польша начала проводить такие реформы с 2009 г., Словакия – с 2010 г., Венгрия – с 2008 г. Реформа кризисной интервенции требует и изменения критериев, а не только процедур вмешательства, и международные регуляции становятся тем инструментом, который может оптимизировать процесс освоения более комплексных подходов к пониманию прав ребенка. Читая статьи Конвенции по правам ребенка и решения Европейского суда по делам, связанным с конфликтом интересов семей и вмешивающихся служб, неискушенный читатель легко запутается – что же важнее? – жизнь ребенка в семье или его безопасность, если главная угроза исходит от семьи; как ребенок может заявить свои права, если он будет услышан в соответствии с имеющейся мерой зрелости и развития – кто это будет оценивать, и почему на мнение такого эксперта следует полагаться; так какую же роль играют государственные службы – они потенциальные творители произвола или гаранты не только безопасности ребенка, но и политики, поддерживающей автономию семьи? Международные документы указывают на то, что однозначного универсального ответа на эти вопросы нет. И что требуется участие многих сторон, представляющих разную интерпретацию международных норм, чтобы в каждом конкретном случае применение этих норм работало на тот самый баланс безопасности и автономии. Международное право существенно расширяет границы автономии семьи по сравнению с теми, к которым привыкли родители со времен социалистического подхода к организации образования и здравоохранения. Например, международное право отстаивает как право матери решать, в каких условиях она даст ребенку жизнь, - в клинике или на дому, - так и право ребенка выбирать место образования. Международное право указывает на то, что привязанность между ребенком и родителем скорее аксиома, чем нечто, требующее доказательств: семья живет вместе, ребенок не подвергается насилию – вопросов о оценке меры привязанности как условия принятия решения не может даже возникнуть. Международное право указывает и на то, что у государства есть не только обязанность предупреждать произвол служб в отношении семей, но обеспечивать право человека жить своей жизнью – а это значит, государство находит способы защищать тех, чей образ жизни не вполне соответствует традиционным ценностям, в том числе, защищать и право на родительство. Понимание международных норм прав детей как инструмента, который универсализирует одно-единственное условие – а именно индивидуализацию подхода, - свойственно российским правоприменителям. Последовательным примером того когнитивного диссонанса, который они испытывают, пытаясь использовать нормы международного права, становится недавняя Объясняя необходимость предлагаемых мер, Уполномоченный по правам детей в РФ довольно последовательно воспроизводит идею тотальной зависимости ребенка от контроля – как родителей, так и служб. Тема ребенка как субъекта права остается вне зоны интересов того, кто в первую очередь на топ-уровне защиты детей должен отстаивать идею равновесия интересов всех сторон и развивать тему наделения ребенка возможностями участвовать в принятии решений относительно своей жизни. Занятая омбудсменом позиция патерналистского отношения как к семье, так и детям, усложняется и тем, что он так и не решается выбрать какую-то из стратегий поддержки семьи, утверждая как необходимость отчуждения детей в пользу школ как лучших органов контроля за повседневным поведением ребенка, так и необходимость требовать от родителей предпринимать последовательные усилия в отношении контроля за безопасностью ребенка. Ни одна страна мира, даже самая развитая, не комбинирует эти две стратегии, каждая из которых требует значительных ресурсов для своего воплощения – либо в виде инвестиций в развитие социальной инфраструктуры (как это происходит в странах Скандинавии), что позволяет родителям совмещать работу и воспитание ребенка, так и в виде комбинации пособий, оплаченного отпуска по уходу за ребенком и других мер поддержки семьи - стратегия, более свойственная странам с рыночным профилем политики. Думается, что в отношении российских публичных политиков к международным регуляциям прав детей проявляется та нечувствительность к идее многообразия подходов и необходимости идентифицировать свою позицию, которая стала одним из источников современного тупика в развитии последовательной стратегии помощи семье и детям в России. Россия: турбулентность институтов и монополия упрощенного понимания прав детейСтраны с развитой защитой детей отличаются стабильной институциональной компонентой защиты детей и интенсивным движением в сторону многообразия подходов к пониманию того, что нужно ребенку. Защита детей в России формировалась принципиально иначе – наиболее подходящим определением для организационного подхода становится турбулентность, тогда как подходы к пониманию проблем детства однообразны и по преимуществу представлены тем самым утилитарным отношением к ребенку, которое используется и государственными структурами, и общественными движениями. Если отсчитывать историю защиты детей с советского периода – поскольку устойчивые практики, которые охватывали основную часть детей, стали формироваться после 1917 г., - то стратегии вмешательства в дела семьи постоянно изменялись – в силу изменения движущих сил политики охраны детства. Достаточно вспомнить жесткое ограничение поддержки семьи в первые годы советской власти, которое изменяется на более умеренную политику поддержки семьи уже в 1926 году, изменение семейной политики в период Великой отечественной войны – когда была упрощена как процедура усыновления, так и расширена поддержка многодетных матерей, еще одно изменение политики в направлении защиты интересов кровных родителей в начале 50-х гг., первичная институционализация ювенальной юстиции в хрущевский период и возрастание потребности в контроле над семьей во второй половине 70-х – когда интересы государства диктовали необходимость переложить на родителей как можно больше ответственности и ввести прямую финансовую поддержку семей с детьми. Постсоветский период также не был достаточно стабилен. С одной стороны, продолжался поздний советский тренд усиливать контроль за семьей (пресловутая статья 77 СК об административном порядке изъятия детей была введена в действие в 1994 г., и никакие более поздние попытки изменить административный порядок изъятия детей из семьи на судебный уже не увенчались успехом). Политика поддержки семьи, которая утратила свои четкие ориентиры уже в поздний советский период, стала все больше опираться на меры прямой и косвенной финансовой поддержки семьи и увеличения оплаченного отпуска женщинам по уходу за ребенком. Однако в 90-е гг. ни одна из стратегий, направленных на уравновешивание регуляции занятости и рождаемости, не охватывала значительную часть населения. Государство вернулось к решению задачи регуляции рождаемости только во второй половине 2000-х – посредством введения материнского капитала, на этот же период приходится и развитие практики ужесточения контроля за семьями, что вполне логично – ведь если родителям дается значительная сумма денег, она должна быть отработана... С другой стороны, интенсивно развивались независимые инициативы в сфере семейного устройства и оптимизации жизни воспитанников учреждений. Однако эти проекты не обладали достаточной устойчивостью. Устройство детей на патронат просуществовало более 12 лет - и было заморожено новым Законом об опеке и попечительстве (2008). Движение сирот от учреждений с большим потенциалом интеграции в учреждения, очевидно сегрегирующие, не остановлено, поскольку, несмотря на многочисленные попытки, так и не реформирована система принятия решений о помещении детей в учреждения для детей-инвалидов. Вместе с тем, в России даже в период самого интенсивного расцвета независимых проектов не складывается то многообразие подходов к пониманию детства, которое бы было чувствительно к конфликту безопасности ребенка и автономии семьи. В погоне за признанием со стороны властей, проекты семейного устройства, интеграции инвалидов, восстановительного правосудия в первую очередь апеллировали к полезности и выгоде этих форм. Неутилитарная значимость семьи, а, тем более, принятие равноценной значимости обоих статусов ребенка, как живущего и как становящегося, остались на периферии проектов. Наоборот, необходимость семейного устройства сирот, а на худой конец специальных программ социализации воспитанников детских домов отстаивалась спекулятивной статистикой относительно того, насколько бесполезными и даже опасными становятся дети, помещенные в систему общественного воспитания. Возможно, именно эта особенность пиара проектов в сочетании с их презентацией как преодоления советского подхода, привела к тому, что российские специалисты оказались закрыты от всего того корпуса исследований о конфликтной природе прав детей, которые стали генерироваться с середины 80-х гг. Наоборот, происходило заимствование весьма вторичных методик и практик, которые в первую очередь разрабатывались с целью легитимизировать вмешательство в дела семьи и показать приоритет профессионального подхода над родительским. Чем менее последовательной оставалась защита детей, чем меньше специалисты были оснащены инструментами критического мышления, тем сильнее становилась вероятность беззастенчивого использования темы детства публичными политиками – которые не были озабочены легитимизацией процедур и подходов, наоборот, задачи политики оставались, по преимуществу, в сфере борьбы интересов и спекуляций общественным мнением. Политизация защиты детей vs теоретизация детстваТема детства стала тем «топором», из которого варят политический пиар, – поварам неинтересно, из чего состоит защита детей, как она развивается, но гораздо важнее, что тема настолько объемна, что ее водоизмещение в политическом котле открывает большие возможности как для рекрутинга протеста, так и для продвижения своего имиджа. Фактически, актуальная политика защиты детства определяется борьбой групп интересов – в том числе, и исполнительной власти в разных ее персональных и групповых воплощениях. Если еще несколько лет назад можно было распознать экономические интересы в регуляции рождаемости и рынка труда, то на данный момент комбинация движущих сил защиты детей в России сводится исключительно к черпанию позитивного имиджа. Стоит отметить, что президентская кампания Дмитрия Медведева в 2008 году была в значительной степени построена на лозунге семейного устройства детей – новогодне-рождественские программы были полны встреч будущего президента с приемными родителями и директорами детских домов, которые смогли раздать детей по семьям. Несомненно, значительный капитал приобрела и Русская Православная Церковь, которая смогла втянуть огромное количество людей в противостояние вполне осязаемой околоцерковной элиты, авторизировавшей бренд анти-ЮЮ, и практически виртуальной и в реале донельзя атомизированной группы в поддержку профессионализации и институционализации правосудия для несовершеннолетних. Трудно найти политика, который бы не высказался на тему защиты детей и не проехался совершенно бесплатно по поводу произвола служб. Совсем свежим примером можно считать Если не ограничиться задачей анализа расклада политических интересов на примере манипуляции детской темой и попытаться оценить вклад кампании против ЮЮ в действующую систему защиты детей, то становится необходимым проанализировать идейную наполненность позиций тех, кто вторгся в сферу прав и потребностей детей и семей. Что становится общим в риторике всех, кто делает политический пиар на теме детства, это указание на то, что предметом заботы служб должны становиться дети без семьи - те, кому действительно нужна «чужая помощь». Такая позиция отсылает сразу к нескольким несущим конструкциям одного из самых ранних представлений о детстве, которое исходило из зависимости безопасности ребенка от принадлежности семье. Это представление на уровне закона было подкреплено Римским правом, которое утвердило власть отца над детьми. Соответственно, в первую очередь незаконнорожденные дети и дети бедных родителей становились целевой группой вмешательства – Церкви, общества, а потом и государства. Идейной основой данного подхода стало разнообразное понимание того, чем ребенок отличается от взрослого, и почему нуждается в опеке и помощи последнего. Часто данная группа дискурсов маркируется как предсоциологическое понимание детства – поскольку основным источником обоснования становились религия или здравый смысл. Уверенность в том, что только дети без семьи нуждаются в помощи, а семейные дети обеспечены, испарилась по мере того, как трансформировался семейный уклад – под влиянием индустриализации, урбанизации и информатизации. Ребенок стал отчуждаться в пользу профессиональной помощи – педагогов, медиков, юристов, тех, кто обладал экспертным знанием о детстве. Это знание на определенный период стало таким же монополистом в суждении о детстве и родительстве, как и предыдущий традиционный подход. А поскольку экспертное знание в первую очередь основывалось на различении нормы – развития ребенка и подходов к его воспитанию, - то и семьи стали делиться на нормальные и ненормальные в соответствии с гораздо более сложными критериями, чем прежде. И традиционный, и экспертный дискурсы детства стали предметом критики – из-за их удобства в политической манипуляции общественным мнением, а также невозможности смотреть на ребенка как на субъекта права, а не объект заботы. Альтернативой этим наиболее распространенным подходам стало рассмотрение ребенка как принадлежащего себе – доводом в пользу такого подхода становится необходимость научиться жить с ребенком «для сейчас», а не «для завтра». Никакая гуманизация в отношении ребенка невозможна без такого отношения. Когда в “пользу будущего” конкретного ребенка решается вопрос о его помещении в колонию, в больницу на лечение, изъятии его из семьи, это означает, что часть жизни ребенок безвозвратно проведет в условиях жесткого ограничения его автономии. Соответственно, развитие таких практик, как интеграция детей-инвалидов, восстановительное правосудие, ранняя помощь, непосредственно зависит от того, насколько принято уважать жизнь ребенка «здесь и сейчас». Однако все эти тонкости остаются за кадром выступлений как тех, кто против вмешательства в дела семьи, так и тех, кто стремится доказать его необходимость. Любая попытка рафинирования подходов к защите детей наталкивается на стигматизацию чужого опыта как неподходящего и вредного. Ничего нового в том, чтобы маркировать Запад как заложника, если не жертву прогресса, нет – как и в том, чтобы противопоставлять этому здоровый традиционализм, практически «уникальную» черту России. Только ничего уникального в воззрениях на проблему детства сторонников и противников «ЮЮ» нет. Наоборот, можно говорить о смешении подходов, не позволяющем принять возможности и ограничения как приоритета семьи, так и монополии государства. Если защита детства становится сферой борьбы политических интересов, то ее осевым вопросом остается «Кому принадлежит ребенок?». И находятся только два ответа – семье или государству. И в практике обе стороны дебатов будут делать примерно одно и то же: ждать до последнего, пока ситуация не станет такой, чтобы можно было расписаться в несостоятельности семьи, после чего без сомнений изымать ребенка. Современная политизация сферы защиты детей только усилит дискретность практик и зафиксирует упрощенное виденье проблемы, сложившееся в результате прерывистого развития институтов и подходов к защите детей. Неизбежность провала каждого из акторов защиты детей может быть конверсирована в позитивный фактор только при одном условии – те, кто занимается повседневной рутиной защиты детей, осуществят ревизию своих подходов к пониманию детства, родительства, семьи и по мере сил будут следовать в своей практике концепции плюрализма, основанной на идее баланса власти ребенка, родителей и институтов. |
|