НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Я песню жизни написать спешу…»

27 Июля 2012 г.

alt

К каждому человеку момент осмысления его предназначения приходит по-разному. Один ещё в школьные годы, раз и навсегда заболев небом, стремительно идёт к своей высоте, становясь лётчиком или космонавтом. Другой – по совету родителей поступает в престижный вуз, успешно сдаёт сессии и вдруг почти на финише осознаёт, что не его эта стезя, и отказывается от всех материальных благ, выбирая тернистый творческий путь артиста, художника, поэта, музыканта.

 

Но случается и такое, что у человека за плечами уже целая, вполне благополучная жизнь. Он посадил дерево, и не одно, вырастил сына и двух дочерей, имеет внуков. Все дети получили хорошее образование, имеют престижную работу, самостоятельно идут по жизни. Казалось бы, живи да радуйся. Но отчего-то нет гармонии в душе. Уже не радует достаток в доме. А с годами всё чаще тревожит мысль: если человек создан по образу и подобию Божию, если он предназначен быть творцом, значит, после своего ухода должен что-то оставить, и не только материальное, а именно то, во что вложил частичку своей души.

altОсобенно часто такие мысли стали посещать Геннадия Суханова в больничной палате, куда он, человек, считающий себя вполне здоровым мужчиной средних лет, внезапно угодил с инфарктом.

Именно в такие минуты вынужденного бездействия и одиночества обостряются все чувства. Неведомо откуда, как на экране кинотеатра, одно за другим выплывают образы, которые до сих пор хранились в самых дальних уголках памяти.

И конечно же, особенно отчётливо в ярких радужных красках выступают картинки детства.

Зимняя вьюга заметает затерявшуюся в глухих сибирских лесах деревеньку. Ветер воет в трубе, а сугробы вздымаются выше крыш. Маленький мальчик при тусклом свете керосиновой лампы пристроился на краешке стола и рисует, рисует, рисует – всё, что видел, всё, что помнит. Зимнюю деревенскую улицу, лица родных и знакомых, золотое поле с тяжёлыми колосьями пшеницы, солнечную поляну в лесу, сплошь усыпанную земляникой.

«Неужели этот мальчик – это я?» – думает с тоской Геннадий и ловит себя на том, что чего-то не успел он в этой жизни, не доделал, не оставил людям.

…Рассвет едва пробивается сквозь щели в ставнях, а первые петухи уже кричат во всё горло: «Пора. Вставай! Пора. Вставай!» А вставать ой-как не хочется. «Опять эти петушиные будильники», – досадует подросток и зарывается в подушку. Встала мама, загремела подойником. Вышла в стайку доить корову. Скоро вернётся с полной крынкой парного молока. А что может быть вкуснее кружки молока с краюхой выпеченного на поду душистого деревенского хлеба!? Тем временем пастухи собирали стадо. Коровы важно, не торопясь, выходили из ворот, весело позванивая колокольчиками. Так начиналось утро в самой красивой деревне на свете со смешным названием Чумашки.

Да иначе и быть не могло. Ведь это его малая Родина, край сибирских лесов и голубых озёр, край заядлых рыболовов и метких охотников. Здесь Геннадий родился. Здесь прошло его детство и отрочество. Здесь он познал вкус хлеба и нелёгкого крестьянского труда. Отсюда пятнадцатилетним подростком после окончания семилетки уехал во взрослую жизнь.

altВ ближайшем городе Кемерово, где своими семьями жили старшие сёстры, Геннадий поступил в ПТУ, получил место в общежитии и очень гордился новенькой формой с блестящими пуговицами. За годы учёбы он не только приобрёл профессию столяра-плотника, но и всерьёз увлёкся спортом. Даже был чемпионом области по классической борьбе среди юниоров.

После окончания училища он получил путёвку на Всесоюзную комсомольскую стройку – Кемеровский химкомбинат. Отсюда его призвали в армию. Служил в разведвойсках Забайкальского военного округа, продолжал заниматься спортом. Отслужив, вернулся в Кемерово, работал водителем, а в свободное время посещал изостудию, где занятия вели выпускники Иркутского училища искусств. Они-то и посоветовали вчерашнему солдату пойти по их стопам, вероятно, заметив в его незрелых работах Искру Божью.

В 1971 году Геннадий приезжает в Иркутск и поступает на вечернее отделение училища искусств. Одновременно устраивается на работу в Дом культуры завода имени Куйбышева художником-оформителем. Так начинается новый Иркутский этап в его биографии. Дальше – как у всех: учёба, работа, женитьба на любимой девушке. А в 1973 году рождение старшей дочери Инны, в 1977 – сына Саши. Занимался предпринимательской деятельностью. В смутные перестроечные годы ушёл в бизнес. В семье родился третий ребёнок – дочь Лена. Детей надо было кормить, одевать, обучать. Времени на творчество катастрофически не хватало. И только когда марафон за выживание был остановлен в палате реанимации, произошла переоценка ценностей. Всё чаще возникал вопрос: «Кто Я? И зачем пришёл на эту Землю? Ведь не только за хлебом насущным?»

…И снова выплывают картинки детства. Вот тракторист дядя Саша доверяет подростку самостоятельно вспахать землю. И хотя Генка давно уже изучил все рычаги и знает на зубок как управлять трактором, он немного волнуется, представляя себя кем-то вроде лётчика-испытателя, покоряющего небесные просторы.

…А ночная рыбалка с другом, когда темнота неба сливается с темнотой озера. И в этой, все поглощающей тьме чуть подрагивающий слабый огонёк костерка да лунная дорожка высвечивают двух мальчишек, оказавшихся наедине с целой вселенной, частичками которой они являются.

Странно, что осмысление всего этого приходит много позднее, в больничной палате. Хочется запечатлеть на холсте свои чувства, мысли, видения, ощущения на память детям и внукам, своим односельчанам, всем, кому это интересно. И тогда вместе с воспоминаниями вдруг рождаются стихи.

Дай, небо, мне необходимый цвет,
Которого в природе просто нет.
Нет и холста потребного размера,
Но, Господи, неистребима вера.
Будь милостив, о помощи прошу.
Я песню жизни написать спешу!

Господь услышал молитву Геннадия Суханова, он дал ему возможность исполнить задуманное. Поправившись после тяжёлой болезни, Геннадий взялся за кисть и краски. И на его холсты легли картины детства, пейзажи родной деревни, столь любимого всеми сибиряками Байкала, портреты родных и друзей.

Особый творческий подъём, признаётся художник, он испытывает, когда делает этюды Иркутских церквей. Работая в непосредственной близости от храмов, ощущает такую умиротворённость, такую гармонию души с внешним миром, какой ему не хватало все эти долгие годы борьбы за выживание.

Неслучайно он принял непростое решение выставить свои картины на суд зрителей именно в год 350-летия Иркутска. 25 апреля 2011 года в Центре Рогаля открылась его первая выставка «Мой Мир». В экспозиции, наряду с Байкальскими пейзажами и портретами были виды иркутских церквей, о которых искусствовед Вера Павловна Акулова сказала:

– Церкви у Суханова удивительно хороши. Они выписаны необычайно тщательно. Из того, что я видела в экспозициях центра, на мой взгляд, ни один художник таким рисунком не обладал.

Год для Геннадия Константиновича не прошёл даром. В конце июня также в Доме Рогаля открылась его вторая выставка. Экспозиция состояла из 33-х работ и почти все они написаны в период между выставками.

– Я смотрю на эти работы, – обращается ко мне Вера Павловна Акулова, с которой мы встретились у картин художника в один из дней работы выставки, – и у меня возникает ощущение тепла, как будто лёгкое дуновение ветерка меня коснулось. Это ощущение придаёт присущий ему синий цвет с оттенками фиолетового, о котором говорили ещё в прошлом году. Он навевает приятные воспоминания, вызывает светлые образы прошлого. Неудивительно, что каждая картина находит отклик в чьей-то душе и своего почитателя. Именно об этом пишут посетители выставки в книге отзывов. У кого-то возникает картинка детства, у кого-то образы юности. И поэтому незамысловатые сюжеты – старинные иркутские дворики, пейзажи Байкала, портреты детей проникают в душу. Правда, пейзажи мне показались немного грустными. В них преобладают осенние мотивы. Вот прошло лето, увядают яркие краски. И я думаю, это краски жизни, которые близки художнику в его возрасте. Именно с осенью приходит спокойная пора для размышлений, для раздумий. Он вошёл в ту пору жизни, когда дети уже выросли, идут по жизни самостоятельно. У него масса времени для творчества. Для размышлений. Накоплен огромный жизненный опыт. Его картины очень хороши, хотя их не назовешь монументальными. Такие тёплые жизненные зарисовки. Прослеживается ощущение, что за летом всё равно придёт осень. А затем зима. Каждый человек проживёт то, что ему предначертано. Но потом снова придёт весна. На деревьях набухнут почки, и расцветёт багульник. Вот такая философия заложена в картинах Геннадия Константиновича. Неспешная жизнь в череде событий.

Если на прошлой выставке превалировала сюжетная живопись. Наблюдалось преобладание храмов, ведь она посвящалась юбилею города. Эта выставка – разноплановая. В экспозиции много пейзажей. А этот жанр как бы раздвигает пространство. Здесь уже есть перспектива – дали дальние. Красивые виды. Художника отличает чёткий рисунок и такого рода работы, когда каждая по-своему хороша. В картине «Союз Гименея» меня поразил совершенно неожиданный ракурс – взята нижняя боковая позиция. Тщательно выписаны детали. Невеста кажется выше ростом. Образы ангелов над головами молодожёнов придают моменту какую-то особенную торжественность.

– Я бы отметила у его картин необычайную душевную направленность. Эта теплота, которую он аккумулировал, по-видимому, в течение всей жизни, является отличительной чертой творчества Геннадия Константиновича, – подвела итог Вера Павловна.

На работах каждого художника имеется вензель, это что-то вроде личного клейма. На вензеле Геннадия Суханова его инициалы С. и Г. изображены таким образом, что представляют собой циферблат со стрелками, показывающими половину третьего. Как объясняет автор, это символ того, что хотя большая часть жизни уже прожита, но ещё не вечер и у него есть время для творчества, что он и подтвердил новой экспозицией.

  • Расскажите об этом своим друзьям!