ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Мы росли с Маршаком

Изменить размер шрифта

alt

«Читатель мой особенного рода. Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком с читателем двухтысячного года».

Родившись в девятнадцатом столетии, Маршак легко заглядывал в двадцать первое. Целые поколения воспитывались «на Маршаке».

 

Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.

Самуил родился 3 ноября 1887 года в Воронеже, в еврейской семье, отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать, Евгения Борисовна Гительсон, была домохозяйкой. В семье было шестеро детей. Фамилия Маршак является сокращением, означающим «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» – это был известный раввин и талмудист, живший в 17 веке. Семья Маршаков относилась к его прямым потомкам.

Под покровительством Горького...

Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске под Воронежем. В 1898 году будущий поэт сдал вступительные экзамены в гимназию, но из-за процентной нормы для евреев был принят только в следующем году. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. В. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова Самуил переезжает в Петербург и поступает в одну из лучших гимназий. Целые дни проводит он в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 году в доме Стасова Маршак познакомился с Максимом Горьким, который отнёсся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где Маршак жил в 1904—1906 годах, что было необходимо для его здоровья. В том же году в журналах «Еврейская жизнь» и «Молодая Иудея» были опубликованы первые серьёзные работы Маршака. Спустя два года молодой человек, покинув Ялту, окончательно переехал в Петербург, где в 1907 году начал печататься в «Сатириконе».

Заграничное образование

В 1911 году Самуил Маршак вместе с группой еврейской молодёжи совершил длительное путешествие по Ближнему Востоку: из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья. Маршак поехал туда корреспондентом петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала». Лирические стихотворения, навеянные этой поездкой, принадлежат к числу наиболее удачных в творчестве молодого Маршака («Мы жили лагерем в палатке…» ). В этой поездке Маршак познакомился со своей будущей женой, Софьей Михайловной Мильвидской, и вскоре по возвращении они поженились. В конце сентября 1912 года молодожёны отправились в Англию. Там Маршак учился в Лондонском университете. Во время каникул он много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

Детям

Вернувшись в Россию в 1914 году, Маршак стал работать с детьми еврейских беженцев — это было его первое общение с детской аудиторией. Летом 1917 года в городе Краснодаре он с группой энтузиастов основал «Детский городок», где были устроены театр, библиотеки, мастерские. В театре ставили пьесы, написанные Маршаком, которые позже вошли в его сборник «Театр для детей». Это было началом работы в детской литературе. «Я пришёл к детской литературе через театр», — говорил Маршак.

В 1922 году писатель стал работать в издании «Радуга», где вышли его детские книжки: «Детки в клетке», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Пудель», «Вот такой рассеянный», ставшие очень популярными.

Очень нелегко отвоёвывала поэзия Маршака своё право на существование. Многие педагоги считали, что сказки, фантазии не нужны детям, что они вводят детей в заблуждение. Так продолжалось, пока не вмешался М. Горький, который взял под защиту «талантливых Маршаков»: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, – писал он, – и требование это биологически законно». Ребёнка увлекает сюжет стиха, где всё полно весёлых перемен и приключений. К. Чуковский называл сатирические стихи Маршака триумфом нашей детской поэзии.

В 1922 году Маршак переехал в Петроград, где вместе с учёным-фольклористом Ольгой Капицей руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал детский журнал «Воробей», где в числе прочих печатались такие мастера литературы, как Б. С. Житков, В. В. Бианки, Е. Л. Шварц.

В 1934 году на Первом съезде советских писателей С. Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления СП СССР. В 1939—1947 годах он был депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся.

В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено, лучшие его воспитанники репрессированы — Н. М. Олейников, Н. А. Заболоцкий, Т. Г. Габбе, (позже Хармс), многие уволены. В 1938 году Маршак переселился в Москву, где полностью погрузился в работу: писал лирические и сатирические стихи, стихи для детей, переводил с английского песни, баллады и многое другое.

Пятьдесят лет творчества

В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами. Параллельно он проделывает титанический труд — переводит все 154 сонета Шекспира. Строго следуя законам поэтической формы, он блестяще передал тонкий, сложный духовный мир этого поэта.

В 1960 году Маршак публикует автобиографическую повесть «В начале жизни», в 1961 году — «Воспитание словом» (сборник статей и заметок о поэтическом мастерстве).

Практически во всё время своей литературной деятельности, а это более 50 лет, Маршак продолжает писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику. В 1962 году у него вышел сборник «Избранная лирика»; ему принадлежит также отдельно избранный цикл «Лирические эпиграммы».

Кроме того, Маршак — автор ставших классическими переводов песен и баллад Роберта Бёрнса, стихов Уильяма Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Э. Лира, А. А. Милна, Дж. Остин, а также произведений украинских, белорусских, литовских, армянских и других поэтов. Он переводил также стихи Мао Цзэдуна.

За переводы из Р. Бёрнса Маршак был удостоен звания почётного гражданина Шотландии.

Работа над стихами для Маршака никогда не бывала лёгкой, даже если надо было написать всего две строчки. Бесконечное недовольство, казалось бы, уже признанным талантливым сочинением всё еще не давало покоя ему. В годы войны бывало так, что сданные уже в печать стихи он бесконечно исправлял, звоня в редакцию. Такая требовательность поэта к себе казалась даже капризом. Конечно, это было неверно. Хорошо известна реакция Маршака на предложение одного редактора для «лёгкости» работы писать всего две строчки:

– Вы думаете, что маленькие часы легче делать, чем большие?

Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В конце своей жизни поэт был удостоен 4-х Сталинских и одной Ленинской премий.

Чуковский сказал про Маршака: «Он умел переводить красоту красотой». Несмотря на неважное здоровье, он прожил долгую жизнь с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом — от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни. Его книги были и есть в каждой семье.

Источник: smarshak.ru, belopolye.narod.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!