Два в одном – оперетты и вальсы. 200 лет назад родился Иоганн Штраус |
| По инф. biographe.ru |
| 31 Октября 2025 г. |
|
В позапрошлом веке танцевальную музыку считали легкомысленным, несерьезным жанром. К композиторам, сочинявшим такую музыку, меломаны относились со снисходительной усмешкой. Однако австрийскому Королю вальса удалось в корне переломить эту ситуацию.
Он родился в Вене 25 октября 1825 года в семье известного музыканта, Иоганна Штрауса, и родители назвали мальчика точно таким же именем. Отец был виртуозным скрипачом и композитором, специализировавшимся на сочинении вальсов. Штрауса-старшего не устраивало отношение окружающих к его труду, для своих сыновей он хотел другой, более обеспеченной жизни. Но со временем даже окружающим стало ясно, что родитель просто завидовал своим одаренным сыновьям. По мнению главы семейства, Иоганн должен был стать банкиром. Искусству дирижирования, игре на скрипке будущий Король вальса обучался втайне от строгого родителя. Детям разрешалось играть на фортепиано, петь в церковном хоре – на такое послабление отец согласился под давлением матери. Она полагала, что только в этом случае ее сыновья могут считаться людьми, получившими достойное светское образование. Первой скрипкой в оркестре сурового отца был Франц Амон, именно этот человек научил Штрауса-младшего виртуозно владеть инструментом. В те времена представители младшего поколения обязаны были беспрекословно подчиняться старшим. И только самые большие бунтари и вольнолюбцы нарушали это правило. Юный Штраус не принадлежал к их числу. По желанию отца он пошел на компромисс, стал студентом политехнического института. В дальнейшей жизни наличие экономического образования очень помогало ему. Так, на пике своей популярности Штраус-младший основал несколько оркестров, работавших в Вене. С каждым из этих коллективов он, как дирижер, выступал только с одним произведением. Затем молодой человек отправлялся к другому оркестру, и вновь меломаны слышали одно-единственное произведение. Тем самым юный маэстро удовлетворял желание публики видеть и слышать его работу, одновременно увеличивая свой доход в несколько раз. Разошлись Штраусы и во взглядах на революционные веяния 1840-х годов. Отец поддерживал Габсбургов, сыну импонировали восставшие против этой династии. Он стал автором «Марша восставших», это произведение получила в народе другое название «Венская Марсельеза». Отец по отношению к сыну был настоящим злым гением. Когда он скончался от скарлатины, карьера молодого музыканта резко пошла вверх. Но сын, не отличавшийся злопамятностью, посвятил своему родителю вальс, стал издавать партитуры музыкальных произведений Штрауса-старшего. Как ни старался отец, у его сына уже к 19 годам был собственный оркестр. Юный дирижер дебютировал в игорном заведении, расположенном вблизи от Вены. Отец сделал все возможное, чтобы его талантливый сын не получил достойной площадки для выступления. Салоны и императорский дворец закрыли двери перед молодым композитором. Когда отец скончался, его оркестр пожелал работать под руководством Штрауса-младшего. Объединив музыкальные коллективы, дирижер стал гастролировать по всей стране. Его оркестр приглашали во дворец императора Франца-Иосифа. Оркестр исполнял вальсы, марши, польки молодого Штрауса, произведения его отца. Выдающийся музыкант не был таким ревнивым к славе, как его отец. Он считал себя обыкновенным, только очень популярным, а братьев Эдуарда и Йосифа – невероятно талантливыми и не боялся, что они превзойдут его. Вскоре о гениальном композиторе и дирижере узнал весь музыкальный мир. Его с восторгом принимали в России, Польше, Германии, Чехии, Румынии. Знатоки утверждали, что Штраус создает необыкновенные мелодии, которые просто льются из него, как вода из хрустального источника. Австрийского композитора называют основоположником венских вальсов, особых, мелодичных произведений, построенных из вступления, основы, состоящей из четырех-пяти построений, заключения. За весь период своей деятельности Штраус-младший написал 168 вальсов, многие из которых стали любимыми произведениями меломанов разных стран. Прекрасными жемчужинами огромной коллекции вальсов считаются произведения, созданные для придворных балов. Самое длинное из них – вальс «Сказки венского леса», в который композитор включил мотивы народного творчества. Большую популярность заслужили еще два произведения из этого же цикла – «Радуйтесь жизни» и «Голубой Дунай». Последний вальс был впервые исполнен на Парижской выставке, его считают неофициальным гимном страны. Очень востребованным стал еще один вальс этого композитора – «Весенние голоса». Это произведение стало атрибутом всех балов и светских раутов. В европейских странах «Весенние голоса» давно считают символом новогодних торжеств. В XX веке на основе вальсов Штрауса было создано несколько балетов. Произведения великого композитора музыкальные критики считают настоящими шедеврами, а не простой танцевальной музыкой. Когда Штраусу было 45 лет, должность придворного музыканта он передал Эдуарду. Сам композитор увлекся сочинением оперетт, балета, комической оперы. Он стал автором пятнадцати оперетт, основоположником этого жанра. Его «Летучую мышь», «Богиню разума», «Цыганского барона» знают все любители классической музыки. И в настоящее время оперетты на музыку Штрауса пользуются успехом по всему миру, не исключая Прибайкалье. Так, оперетту «Летучая мышь» можно увидеть на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского. В тот же период композитор отправился в Соединенные Штаты. Он дал четырнадцать концертов, поставил мировой рекорд, поскольку дирижировал огромным оркестром в тысячу музыкантов. Но подобные «подвиги» не пришлись ему по вкусу, впоследствии Штраус наотрез отказывался от таких неудобных, но очень выгодных предложений. Чтобы попасть в Америку, ему пришлось отказаться от контракта с Царскосельскими железными дорогами, громадного гонорара. Если бы Штраус согласился работать в России, ему бы выплатили 22 тысячи рублей, что по тем временам было просто баснословной суммой. В июне 1899 года музыкант скончался. Он берег себя, не соглашался на концерты, но не смог отказаться от важного выступления, посвященного юбилею оперетты «Летучая мышь». После концерта композитор простудился, не смог справиться с пневмонией. Его прах покоится на кладбище Вены.
|