ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-20-17-32-37
Совсем недавно Алла Пугачёва нелестно высказалась в адрес Стаса Михайлова, заявившего, что уехавшие артисты «на коленях все ещё приползут и будут целовать ноги».
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-03-21-03-56-14
Рождение четверняшек – большая редкость. А «королевских четверняшек» – вдвойне. Появились на свет новые люди – два мальчика и две девочки – в ярославском областном перинатальном центре. Мама этих детей – жительница...
2024-03-26-05-08-32
В марте 2018 года произошел страшный пожар в ТК «Зимняя вишня» в Кемерово. В этой трагедии житель города Игорь Востриков потерял свою семью. Мужчина дал совет тем, кто столкнулся с потерей близких при теракте в подмосковном...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...

Песни со счастливой судьбой

Изменить размер шрифта

krilatov

Известнейшего композитора Евгения Крылатова не все знают в лицо, но его «Прекрасное далёко», «Лесной олень», «Крылатые качели» любой человек узнаёт с первых нот. Крылатов сам называет себя кинокомпозитором: количество фильмов, в которых звучит его музыка перевалило за 150. 23 февраля 2014 года Евгений Павлович отмечает юбилей – ему исполняется 80 лет.

Евгений Крылатов родился 23-го февраля 1934 года в городе Лысьва Пермской области в рабочей семье. Музыку родители Жени любили и понимали. Отец будущего композитора ещё подростком на первые же заработанные деньги купил скрипку и брал уроки у известного педагога. Он самостоятельно выучился игре на рояле, хорошо пел, собирал пластинки с произведениями Шопена, Бетховена и других выдающихся композиторов. Мама Евгения прекрасно пела народные песни, была верующей, знала молитвы и народные притчи. Тяга к музыке у будущего композитора проявилась рано. Ребенком он любил слушать патефон и часами не отходил от репродуктора на стене. Слушал музыку и махал руками – дирижировал.

Когда Жене было 2 года, семья переехала из города Лысьва в Мотовилиху – рабочий пригород Перми, где его родители работали на заводе.

Женя сам попросил родителей записать его в Дом пионеров в фортепианный кружок. Тогда же он начал сочинять свои первые музыкальные пьески.

Инструмента дома конечно не было и поэтому он вырезал из самоучителя схему клавиатуры и «играл» на ней. Больших результатов это не давало, но...что было делать? Правда, через какое-то время местное управление культуры предоставило семье Крылатовых во временное пользование старый чёрный рояль. Инструмент целиком занял одну из двух комнат в коммуналке.

Евгений окончил музыкальную школу и поступил в Пермское музыкальное училище. Человеком, сыгравшим в этот период важную роль в судьбе будущего композитора, был директор музыкального училища Митрополов. Он направил Евгения Крылатова, который к этому времени уже был автором струнного трио и нескольких романсов, в Москву, на смотр сочинений молодых композиторов. Это было зимой, а в мае, когда Евгений решал, куда ему поступать после училища (кстати, мама хотела, чтобы сын стал врачом или агрономом) пришло письмо с рекомендацией для поступления в консерваторию. Так, в 1953 году Евгений оказался в Москве с намерением стать студентом консерватории.

Но на экзаменах сразу провалил теорию. Ведь в Пермском музыкальном училище сольфеджио и гармонию просто не преподавали. Но Евгению повезло: директор консерватории Александр Свешников разрешил сдавать экзамены дальше. Крылатов стал студентом сразу двух факультетов Московской консерватории: сочинения и фортепиано.

Композиторский курс, на котором учился Евгений Крылатов, был очень сильным. С ним учились Альфред Шнитке, Эдуард Лазарев, а на старших курсах Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Александра Пахмутова, Юрий Саульский. Балет «Цветик-семицветик», который в 1965 году был поставлен в Большом театре и шёл на его сцене в течение 5 лет.

Москвич без жилья

После окончания учебы молодому композитору пришлось нелегко. Он был женат, жена ждала первого ребёнка, а тут распределение в Самарканд пианистом. Крылатов не подписал лист распределения, и ему попросту не выдали диплом. Помог профессор Михаил Чулаки. Евгений остался в Москве как и хотел, но без жилья и прописки. Они с женой снимали углы, периодически жили у знакомых, а сын рос у бабушки. Неизвестно, сколько бы еще продолжалась эпопея со съемными комнатами и удобствами во дворе, если бы не чудо. Известный композитор Тихон Хренников помог Крылатову получить квартиру. Это случилось в 1965 году.

«Это был первый вздох облегчения: я перестал бояться милиции. А до этого чувствовал себя изгоем, все думал, донесут в участок. Поэтому когда мы с женой впервые вошли в новую квартиру, еще пустую, без мебели, то были потрясены. Постелили газету на пахнущий свежим лаком паркетный пол, легли на неё навзничь и долго так лежали, обнявшись» – вспоминает композитор.

Прорыв

Несмотря на талант и трудолюбие, известность шла к Крылатову долго. В течении двадцати лет после окончания института он сочинял музыку и приносил ее на радио, телевидение, на киностудии. Но ничего не получалось. И вот когда композитору было 36 лет, он написал свою первую песню для мультфильма, которая сразу стала знаменитой – это «Колыбельная медведицы» из «Умки». По словам Крылатова, песня эта любима им до сих пор. Это не стало разовым успехом: после этого его позвали в картины «Достояние республики» и «Ох уж эта Настя».

«Электроник» и «Чародеи»

Удивительно, но сначала Крылатов не собирался писать песню для фильма «Электроник», так как, прочитав сценарий, решил, что режиссёру нужно что-то «электронное». Но тот настоял и сказал, что примет любую песню композитора. Мол, пусть тот напишет, что считает нужным. И когда появилась песня «Крылатые качели», режиссёр Констатин Бромбер был крайне возмущён. Он назвал песню занудной, обвинил Евгения Павловича в том, что тот испортил фильм.

«Наверное, если бы на следующий день не нужно было снимать в Одессе, Бромберг бы всё переделал — так что «Крылатые качели», можно сказать, чудом уцелели. После этой работы мы с ним не общались несколько месяцев. И только когда фильм вышел на экраны и люди хвалили песню, он мне позвонил — мы помирились» – рассказывает композитор.

С «Чародеями» вышла похожая история: Бромберг снова был недоволен песнями. Он пришел к Крылатову домой и сказал: «Всё плохо, это не то, и то не так. Я хочу, чтобы была музыка, которую через 30 лет будут петь в кабаках». Евгений Павлович отказался что либо менять в песнях и как показало время, был прав. Время оказалось над ними не властно и мелодии эти звучат до сих пор. Кстати, тот звонкий детский голос, поющий в фильме песню «Три белых коня» принадлежит Ларисе Долиной.

Практически все песни, в которых звучит музыка Евгения Крылатова становились всенародно любимыми.

Помимо широко известных фильмов в творческом багаже Евгения Крылатова есть картины, которые особенно дороги композитору. Среди них, например, советско-болгарский художественный фильм «Русалочка», снятый в 1975 году режиссёром В.Бычковым.

«Не жду вдохновения»

Евгений Павлович всегда подчеркивает, что он не композитор-песенник, а так сказать кинокомпозитор. Он всегда писал музыку на уже имеющиеся стихи, причём это были стихи известных и замечательных поэтов, с которыми сотрудничал по многу лет: Евгения Евтушенко, Бэлы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Леонида Дербенёва и других. Но главным поэтом своей жизни композитор считает Юрия Энтина, с которым было создано более 70 прекрасных песен. Их дружба и сотрудничество начались в семидесятых: с «Лесного оленя» и «Песенки о шпаге». Стихи к этим песням сочинил Юрий Энтин.

На вопрос о том, как он сочиняет свои мелодии, Евгений Павлович отвечает так: «Когда пишу музыку, не жду никакого вдохновения. В кино я проработал всю жизнь, а это фактически производство, которое связано определёнными сроками, обязательствами, разве можно ждать, когда тебя посетит озарение? Я должен сесть за рояль и выдать свою продукцию — мелодию. И никого не интересует, есть ли у меня настроение, желание писать музыку или нет. Я часто цитирую Чайковского, который говорил, что вдохновение не посещает ленивых.»

Песни Евгения Крылатова давно живут самостоятельной жизнью: вне фильмов, для которых они писались. Сам композитор считает, что у его песен счастливая судьба, ведь их знают и поют до сих пор не только у нас, но и за границей и детские ансамбли, известные артисты и даже рок-группы.

Источник: peoples.ru