НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Лес» и его жители

13 Сентября 2012 г.

alt

 

На днях мне довелось пережить забытое чувство – сильное и радостное театральное впечатление от спектакля Красноярского театра им. А. Пушкина по пьесе Островского «Лес». Театр гастролировал в нашем городе в начале сентября. Сразу признаюсь, что я не заядлая театралка и уж конечно – не театральный критик. Движет мной чистое и бескорыстное желание порадоваться за красноярцев, которые могут регулярно получать такие впечатления. Я в моём родном городе от этого почти совсем отучена.

Итак, Александр Островский, «Лес».

Скромные декорации, небогатые костюмы. Не знаю, как всё это выглядит на собственной сцене Красноярска. На нашей – расписанные задники, комичный пруд в виде аквариума, в котором лакей Карп ловит рыбку, оклеенную фольгой. Рядом – огромный пень, он же легко превращается в накрытый стол. Выходит Карп (В. Лосьянов), по совместительству исполняющий роль «от автора», и объявляет: «Утро!» И изображает птичьи трели с помощью свистульки. Зал тут же включается в игру и радостно смеётся.

«Мы тут решили вас немного развеселить и подурачить», – как бы говорят авторы спектакля. – Мы всего лишь актёры, а уж во что стоит поверить и принять всерьёз – решать вам».

Многим из нас в школе привили стойкое неприятие Островского. Уж и не помню, в каком классе мы проходили «Грозу», но очень долго все пьесы этого автора представлялись мне сплошь «тёмным царством», сборищем мелких людишек, страшно далёких от современной жизни. Спасали лишь удачные экранизации: уморительная и яркая «Женитьба Бальзаминова», изящный и трогательный «Жестокий романс» да спектакли лучших столичных театров, которыми иногда баловало нас телевидение.

И вот Островский на театральной сцене в интерпретации красноярцев.

Мне просто не с чем сравнивать, поэтому я принимаю героев такими, какими их увидела в этом спектакле. Помещица Гурмыжская (Г. Саламатова), дама со следами былой красоты, в первой же сцене, говоря современным сленгом, позиционирует себя как существо кроткое и беспомощное, готовое бескорыстно помогать нуждающимся. Но Карп приоткрывает нам другое: она продаёт свои леса, а деньги пускает на ветер, на мелкие прихоти.

И вскоре становится ясно, как и куда улетают деньги. Мелкая и жадная дамочка не умеет вести свои дела разумно. Её легко использует в своих целях купец Восьмибратов – этакая смесь наглости и беспардонности с показной широтой натуры и понятиями чести по-купечески. Спектакль течёт неспешно, завязываются сюжетные линии, интриги, проступают характеры. Вот пригретый, приближенный помещицей с неясной пока целью молодой человек – нелепый до крайности, боящийся потерять расположение барыни и шанс на сытое существование. И вот он же – жених, а потом и законный супруг Гурмыжской. И видит зритель: да он из тех, кто наутро после свадьбы сядет проверять счета и отрезать купоны. А уж как становится высокомерен! Вот и гадай, где всё это сидело, в каких тайниках мелкой души? И Островский, и его интерпретаторы умело заставляют нас думать о своих героях, оценивать их поступки. Спектакль постепенно втягивает зрителя в игру, имя которой – жизнь. А в жизни всему найдётся своё место, и никого нельзя зачеркнуть или осмеять. Во всяком случае – у Островского.

Появление актёров Счастливцева (А. Киндяков) и Несчастливцева (Д. Корявин) наполняет действие новой энергией. Два талантливых исполнителя – такие разные и такие яркие – придают спектаклю блеск и глубину. По мнению режиссёра Сергея Ражука, наше время опасно тем, что человек привыкает читать дайджесты чужих мыслей, не затрачивая, не подключая душу. А когда душа не работает, она либо засыпает, либо умирает. И человек перестаёт быть человеком. Будить душу – вот задача театра, о котором так пылко говорит Несчастливцев. И, несомненно – задача этого спектакля.

Актёрский ансамбль любит и понимает Островского. Это видно и по тому, как уважительно относятся авторы спектакля к пьесе. Нет здесь дешёвых примочек с осовремениванием текста. Нет ничего на потребу невзыскательной публике. И тем приятнее, что зал вполне оправдывает такое отношение: смех и аплодисменты там, где нужно, тому показатель. В зале много молодёжи – и это радует.

На русскую классику, на Островского пришло «поколение пепси» и случилось чудо: они поняли и оценили хороший спектакль.

И в этом им, несомненно, помогли и автор, и режиссёр, усилия которого не выпячены, а скрыты в игре актёров, в расстановке акцентов, в ритме спектакля. Сохраняется живая ткань пьесы, персонажи многомерны, стилистические решения тонки.

Здесь нет проходных персонажей, кроме, пожалуй, соседей Гурмыжской. Их роль – играть свиту королевы. Хороши образы слуг. Карп – человек с достоинством, хоть и на должности лакея.

В финале спектакля он сознательно, рискуя местом у хозяйки, обносит прыткого жениха шампанским, подходя прежде к Несчастливцеву. Он всё видит, всё подмечает, жалеет и судит нравственным судом. Молча скрывает он за стянутой со стола зелёной скатертью пару влюблённых – Петра и Аксюшу. И зелёная ткань подобна лесной чаще. И стол уже не стол, а пень, оставшийся от когда-то могучего и сильного дерева. И таких режиссёрских находок в спектакле много.

Живая и яркая получилась Улита: тут гремучая смесь хитрости, лукавства и жизнелюбия. Ей бы тоже в артистки – характер народный, сочный. Барыне льстить-то льстит, но если прижмёт, стесняться не станет, выложит всё, что на душе. И такая в ней женская бесприютность, такое желание к кому-нибудь прислониться, что понимаешь – любит автор своих героев, не делит их на чёрненьких и беленьких, каждому даёт себя показать.

Благодарный зритель не скупился на аплодисменты и крики «браво!» Какая это радость – живой театр, живой спектакль!

Актёр Несчастливцев уговаривает бесприданницу Аксюшу, спасённую им после попытки утопиться в пруду, пойти на сцену, рисуя ей волшебный мир театра, мир высоких чувств и страстей. Мы, зрители, тоже мечтаем о таком театре.

  • Расскажите об этом своим друзьям!