Холодное тепло |
13 Сентября 2012 г. |
О новом Постановлении № 354 по квартплате В мае 2006 года, почти одновременно с началом работ по организации управляющих компаний, было выпущено Постановление 307, утвердившее «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В этих Правилах были приведены формулы расчёта платы за коммунальные услуги. Впервые появилась возможность самостоятельно производить расчёты платы за коммунальные услуги и спорить с управляющей компанией по поводу правильности начисленных ими сумм. Документ был достаточно удобочитаемым. Причём были приведены не только формулы расчёта оплаты, но формулы для её корректировки.
Пользуясь этими формулами, я производил расчёты корректировки оплаты за отопление за 2010 и 2011 года. Данные для расчётов я запрашивал письменно у управляющей компании. Не сразу, но добился получения всех необходимых данных. Полученные расчёты корректировки оплаты я направлял в управляющую компанию и, в конце концов, добился возврата мне около 9-ти тысяч рублей за указанные годы. В мае 2011 года правительство выпустило новое Постановление № 354, утвердившее новые Правила предоставления коммунальных услуг… В новых Правилах предусматривается: - отмена ежегодной корректировки размера платы за отопление (отмена «13-той квитанции»); - расчёты по фактическому потреблению тепла ежемесячно; - разделение каждой коммунальной услуги на две: одна – предоставляемая внутри квартиры, вторая – общедомовые нужды (ОДН); сумма ОДН может быть как положительной, так и отрицательной; - расчёт оплаты за коммунальные услуги для отдельной квартиры и расчёт оплаты общедомовых нужд (ОДН) согласно показаниям общедомовых приборов учёта по новым формулам; - распределение общего объёма ОДН по всем лицевым счетам пропорционально их площади или количеству жильцов (а не пропорционально их объёмам, как это было в 307-м); - новые требования к квитанциям квартплаты, в т. ч. указание начисленных сумм по ОДН в отдельных строках. Основную цель этих новшеств я с трудом, но уяснил. Все усложнено, изложено путано и неясно, формулы сложные в понимании (не в арифметике), непонятно, что и для чего вводится, не даны чёткие определения понятий. Начну с того, что если в 307-ом постановлении приведены формулы расчёта платы за коммунальные услуги, по которым можно самостоятельно рассчитать сумму оплаты и определить размер переплаты, то в 354-ом постановлении среди обилия формул расчёта платы за общедомовые нужды нет ни одной формулы, по которой можно было бы самому рассчитать переплату. Правда, в тексте правил есть пункт 31г, гласящий о возможности «при наличии оснований» перерасчёта платы за отдельные коммунальные услуги, но как производить, по каким формулам, скромно умалчивается. Сочтёт управляющая компания ваши доводы основанием для перерасчёта – пересчитают, не найдёт – бог подаст. Кроме того, в п. 31 пп. Д говорится, что исполнитель обязан (далее цитирую) «производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги…» (конец цитаты). Насколько я понимаю, УК в этом случае будет рассматривать правильность своих расчётов, не принимая во внимание расчёты потребителя. А каким образом они будут производить эти расчёты оплаты – это их дело. Далее. Постановление 307 п. 27 гласит: «величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги… учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчёта». Этого нет в Постановлении 354, что позволяет УК относить затраты на другие статьи, что меняет размер суммы корректировки. У нас в Иркутске 13-я квитанция не рассылается (насколько я знаю), и поэтому обсуждать её не буду. Но совершенно ясно, что там, где они существуют, суммы, фигурирующие в ней, заинтересованными лицами и организациями, скорее всего, (полностью или частично) будут перераспределены в ежемесячные оплаты. Ежемесячная оплата отопления по фактическим объёмам затраченного тепла приведёт к тому, что малообеспеченные жильцы и пенсионеры будут выплачивать за отопление в период отопительного сезона (особенно в зимние месяцы) суммы, значительно превышающие их финансовые возможности. По самым грубым прикидкам у меня получилось, что плата за отопление в зимние периоды будет более чем вдвое превышать среднемесячную. Проверить правильность начислений будет очень трудно, так как для этого надо будет приложить значительные усилия (выбивать ежемесячно необходимые данные для самостоятельного начисления, разобраться в путаных формулах, произвести сами вычисления), а затем доказать управляющей компании правильность своих расчётов – это не каждому под силу, особенно пожилым людям или людям с недостаточными знаниями. А уж вернуть переплаченные деньги будет ещё труднее. Отсутствие платы за отопление в межотопительные периоды (летом) ни в коей мере не компенсирует материальные затраты, затраты сил и нервов в период отопительного сезона. Теперь о коммунальных услугах в помещениях общедомового пользования. Во всех многоквартирных домах имеются помещения общедомового пользования. В некоторых таких помещениях коммунальные услуги используются. Но есть и такие помещения общего пользования, в которых коммунальные услуги не используются и даже не подведены. Например, в нашем доме ни на одной лестничной клетке нет приборов отопления (батарей), не подведена ни горячая, ни холодная вода и, соответственно, нет водоотведения. Однако в формулах расчёта оплаты коммунальных услуг, используемых в общедомовых помещениях, применяется показатель Sд, определённый как «общая площадь помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме». То есть в расчёт принимаются и площади помещений общего пользования, в которых коммунальные услуги не используются, и даже не подведены. Неужели нам надо будет оплачивать коммунальные услуги в этих помещениях общедомового пользования? Согласно букве Постановления 354 – надо. С этим точно согласится любая управляющая компания. Согласно здравому смыслу – площадь таких помещений не должна учитываться при расчёте за коммунальные услуги в помещениях общедомового пользования. То есть надо либо корректировать Постановление, либо поступать вопреки здравому смыслу. Теперь об оплате коммунальных услуг в помещениях общедомового пользования. В случае наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учёта тепла и отсутствия квартирных приборов учёта тепла во всех жилых и нежилых помещениях (таких домов в нашем городе подавляющее большинство), через общедомовой прибор учёта тепла проходит всё тепло, используемое в доме – часть его используется для отопления жилых помещений, а часть используется в помещениях общедомового пользования (если в них имеются соответствующие приборы потребления тепла). По формуле 3 Правил (утверждённых Постановлением 354), рассчитывается распределение всего тепла среди жилых помещений, согласно показаний общедомового прибора – то есть оплачиваются жильцами и расходы тепла в помещениях общедомового пользования. Правда, в Интернете я нашёл статью под названием «Анализ формул постановления правительства РФ № 354…), в которой говориться, что если во всех квартирах многоквартирного дома индивидуальные приборы учёта отсутствуют, то расчёт ОДН не производится. Но в самом Постановлении я не нашел чёткого разъяснения такого случая. Но зато в нём в разделе «Расчёт размеров оплаты за коммунальные услуги» есть п. 16, в котором говорится, что расчёт оплаты тепловой энергии для ОДН в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учёта тепла в случае (цитирую) «если в таком многоквартирном доме во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные приборы учёта, производится по формуле 14». Вы думаете, как в этом случае будут поступать управляющие компании? Правильно! Они будут использовать эти затраты и суммировать с результатом, полученным по формуле 3. Получается, что тепло в общедомовых помещениях будет оплачиваться дважды. Ещё один интересный момент. Не знаю почему, но владельцы нежилых помещений оплачивают тепло и воду по договорам непосредственно ресурсоснабжающей организации. Причём в договорах указывается фиксированный размер коммунального ресурса, то есть он не зависит от показаний общедомового прибора учёта. Как определяется этот размер, неизвестно. Зачем это делается, остаётся только догадываться. Но, видимо, смысл есть... Все жильцы многоквартирных домов, установившие счётчики горячей и холодной воды, утверждают, что они стали значительно меньше платить, хотя режим пользования водой не меняется. Это вполне объяснимо. Сейчас все и на всех уровнях знают, что нормативы потребления горячей и холодной воды сильно завышены. Так как счётчики показывают реальное потребление, а не по нормативам, то и платить приходиться меньше, практически при том же объёме потребления. В настоящее время подавляющее большинство жильцов не установило счётчики горячей и холодной воды, и поэтому платят по нормативам. То есть переплачивают за указанные услуги, и вполне вероятно, что сумма этой переплаты сопоставима с рассчитанными расходами на коммунальные услуги, потребляемые общедомовыми помещениями. Да и вообще, кто-нибудь рассчитывал объём потребляемых коммунальных услуг в помещениях общедомового пользования? Хотя бы примерно? Может, вообще не стоит огород городить? Если не считать, что кто-то теряет достаточно большой кусок при установке счётчиков и его надо как-то компенсировать. Поэтому и придумали оплату услуг в общедомовых помещениях. Может быть, если собрать все переплаты, которые нам сейчас преподносятся в счетах на квартплату, (за холодную и горячую воду, за освещение мест общего пользования, за обслуживание приборов учёта и др.), не получится ли сумма большая, чем планируемая сумма оплат коммунальных услуг в общедомовых помещениях? Надо бы инициаторам и разработчикам предлагаемой системы оплаты подумать и предложить испытать её в нескольких регионах страны, а уж потом внедрять повсеместно. Причём желательно, чтобы в ней приняли участие сами инициаторы и разработчики, а также и их семьи. Судя по их предложениям, никто из них ни разу не посещал (конечно, инкогнито) свою управляющую компанию и не пробовал там чего-нибудь добиться. Может, наши региональные власти это попробуют? Словом, инициаторам и разработчикам новой системы памятник не поставят. Допускаю, что я в чём-то не прав, может что-то не так понял. Если есть жильцы, которые более полно разобрались в расчётах за отопление или в других статьях платежей, большая просьба поделиться собственным опытом. Отопительный сезон начался.
|
|