НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Пилоты седеют рано...

10 Августа 2012 г.

alt

12 августа День Военно-воздушных сил. Памятный день, установленный Указом Президента РФ от 31.5.2006 № 549. В этот день в 1912 г. по Военному министерству издан приказ № 397, согласно которому был введен в действие штат Воздухоплавательной части при Главном управлении Генерального штаба русской армии. (Справочник офицера Вооружённых Сил Российской Федерации).

 

Причём чем это прошлое дальше уходит, тем ярче в памяти его картины. Кажется совсем недавно, в 1966 году я приехал в Волгоград поступать в прославленную Качу. Сколько за эти годы произошло! Развалилось Советское государство, ликвидировано известное всему миру старейшее лётное училище – моя альма-матер, знаменитое Качинское лётное, Иркутское ВВАИУ не дожило до своего 80-летия два года, да и самому уже не 18 лет, а 64. В этом году Россия отмечает 100 лет своим Военно-воздушным силам. Почти половину этого срока моя жизнь связана с этим видом Вооруженных сил.

100 лет – праздник, конечно. грандиозный, только лично для меня он получается со слезами на глазах. Это при мне уничтожались заслуженные лётные и инженерные училища, разгонялись знаменитые «Гагаринка» и «Жуковка», ликвидировались боевые части и соединения. Тысячи людей были брошены на произвол, были вынуждены менять профессию. Практически утерян боевой опыт, приобретённый в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности, а носители этого опыта несут службу в охранных структурах банков и фирм, сторожат фирмы, гаражи и дачные «домики» новых русских. Только в Иркутске, после ликвидации Высшего военного авиационного инженерного училища, десятки учёных были вынуждены искать себе работу.

15–20 лет назад с каким размахом и по настоящему празднично прошёл бы этот юбилей. Нам было чем гордиться, и мы были уверены в светлом будущем своих ВВС! К сожалению, это в прошлом. Несмотря на заверения президента В. В. Путина о том, что к 2020 году наши ВВС преобразятся и пилоты будут летать на новейших самолётах, каких мир ещё не видел, верится в эти сказки с трудом. Может быть, и будут подниматься в воздух несколько десятков новых летательных аппаратов, но прикрыть с воздуха гарантированно всю территорию нашей необъятной Родины они наверняка не смогут, если только Россия не будет представлена территорией в границах Московской области. По тому, с каким «размахом» планируется набор курсантов в авиационные училища, можно судить и о том, сколько самолётов одновременно смогут поднять в небо будущие пилоты через 10–15 лет. К сожалению, человеку свойственно стареть. Нынешние 30–35-летние пилоты уже физически не смогут летать. С чем или, точнее, с кем останутся наши пока ещё прославленные ВВС?

Но праздник есть праздник. Прошедшие 100 лет не были однозначно радужными. Было всё, взлёты и падения, периоды рассвета и тяжёлые годы гонений. Достаточно вспомнить 1959–1960 годы, хрущёвский разгон авиации. Выжили, восстановились, опять военные самолёты России стали лучшими в мире. Верю, что и нынешний развал ВВС не закат! Правители приходят и уходят, и среди них встречаются здравомыслящие люди, понимающие, что значат ВВС для судьбы государства.

Точно так же как и ВВС в целом, в судьбе каждого лётчика бывали светлые периоды и не очень. Каждый пилот может рассказать немало занимательных историй из своей жизни. Вот и меня, в канун 100 летнего юбилея ВВС, память возвращает к событиям 40 летней давности, когда я, молодой лейтенант, служил в г. Риге в истребительном авиационном полку и летал на самолёте-истребителе МиГ-21 на аэродроме Румбула.

В то морозное январское утро 1972 года наш полк был поднят по тревоге. Считанные минуты потребовались инженерно-техническому составу на подготовку самолётов к вылету и подвеску на них ракет. Мы, пилоты, переодевшись в высотно-компенсирующие костюмы, заняли места в кабинах своих истребителей, по зелёным ракетам с командного пункта запустили двигатели и в отработанной последовательности выполнили взлёт. Через 12 минут после команды «воздух» полк уже был в небе.

Наша авиационная эскадрилья, ведомая её командиром майором Р. Л. Рейно, в составе 6 самолётов МИГ-21пфм заняла зону дежурства в воздухе. Выполнив боевую задачу, мы в сомкнутом боевом порядке возвращались на свой аэродром. Мой самолёт замыкал шестёрку.

На высоте 3000 метров и скорости 900 км/ч. над Рижским заливом выполнили правый разворот на посадочный курс для снижения, роспуска группы и захода на посадку. Во время разворота боевой порядок растянулся, и потребовалось увеличить скорость, чтобы занять своё место в строю, т. е. установить расстояние до впереди летящего самолёта в пределах 150 метров и угле визирования на него в 30 градусов.

Чтобы быстро занять своё место, пришлось включить форсаж. Самолёт стал резко задирать нос вверх, на движения ручки управления не реагировал. Резко возросла положительная перегрузка. В какой-то момент увеличение тангажа самолёта прекратилось, и он резко стал опускать нос. Соответственно и перегрузка сменилась на отрицательную, меня выбросило из сиденья. Я ударился головой о фонарь кабины и завис на ремнях. Это притом что перед полётом достаточно плотно подтянул привязные ремни.

В глазах от таких перегрузок потемнело. Выключил форсаж двигателя, но это не помогло избавиться от проблемы. Колебания самолёта вверх-вниз продолжились. На ощупь выключил на приборной доске тумблер АРУ (автомат регулировки усилий на ручке лётчика). После его выключения колебания прекратились.

Вот тут началось самое памятное. Зрение отсутствует полностью. Глаза будто бы залепило серой ватой. В каком положении и на какой высоте находится самолёт – не известно, может быть, пикирует в землю, мурашки по всему телу. Где группа, также не ясно. По всем лётным законам был обязан катапультироваться! Такая мысль возникла и сразу была исключена. О покидании самолёта не могло быть и речи – подо мной город, красавица Рига.

На ощупь установил двигателю средние обороты, ручку управления самолётом в нейтральное положение и замер в надежде, что справлюсь с ситуацией. Секунды превратились в годы. В памяти пролетели картинки из прошлой жизни. О чём думал в эти секунды, трудно вспомнить, но с жизнью попрощался.

Зрение стало восстанавливаться. В «серой вате» появились узенькие трубочки, сквозь них уже можно было различить приборы. Естественно, первыми нащупал высотомер и указатель скорости – высота 500 м и скорость 500 км/час. Авиагоризонт показывает полёт с небольшим правым креном и незначительным снижением. Ура! Можно выдохнуть и осмотреться. Определил своё место. Увидел свою группу далеко впереди, она начала роспук для захода на посадку. Доложил руководителю полётов о происшествии и, вручную управляя АРУ, выполнил полёт по кругу, заход на посадку и посадку на родном аэродроме Румбула.

После посадки зарулил в капонир, выключил двигатель. Покинул кабину самолёта. Предупредил техника о том, что в кабине до особого распоряжения ничего трогать нельзя и направился докладывать о происшествии своему командиру.

Можно сказать, что с этого момента завертелась машина по расследованию лётного происшествия. Запланированные смену вооружения и повторный вылет отменили. Мой самолёт опечатали до прилёта комиссии из Москвы. Со мной начали беседовать полковые начальники и инженеры.

К 13:00 из Москвы прилетел Ту-134 – летающая лаборатория, с большой группой офицеров. К этому времени на аэродроме уже были начальники и инженеры из авиационной дивизии и из штаба Воздушной армии.

В 15:00 вся эта масса начальствующего народа сидела в классе постановки задачи, а я стоял пред их внимательными взглядами. Более трёх часов пришлось отвечать на вопросы! Не помню, сколько раз повторил описание происшествия и назвал величину перегрузок, зафиксированных прибором в кабине самолёта – +10 единиц и –4 ед. Это после расшифровки чёрного ящика станет известно, что в течение 5 секунд на меня действовали два раза положительные перегрузки +11 ед. и два раза отрицательные –5 единиц. Каких только вопросов не было! На некоторые, особенно после полутора часов работы, не отвечал, просто сжимал зубы и старался молчать, потому что боялся перейти на ненормативную лексику.

А в гостинице за накрытым столом ждали друзья снимать полученные стрессы. Меня поздравляли с новым днём рождения и с благополучным завершением аварийной ситуации. Утром в зеркале увидел своё отражение с проблесками первой седины в чёрных, как смоль, волосах.

Новый рабочий день начался с поездки в штаб Воздушной армии. Там прошёл углублённый медосмотр. Около двух часов терапевт, окулист, ЛОР и невропатолог пытались найти в моём организме следы воздействия запредельных перегрузок. Не обнаружили таковых и дали заключение о годности к полётам, рекомендовав небольшой курс реабилитации в санатории.

После медкомиссии, в кабинете у главного инженера, в присутствии ведущих инженеров ВА, специалистов из ВВАИУ им. Алкниса и Рижского института инженеров гражданской авиации несколько часов рассказывал о характере развития аварийной ситуации в воздухе и обосновывал правильность своих действий.

Система автоматического регулирования усилий на ручке лётчика была снята с самолёта и направлена в Москву, где в НИИ установили, что из-за подгорания контактов реле стабилизатор самолёта стал переходить из одного положения в другое, раскачивая самолёт по тангажу. Колебания прекратились только после выключения этой системы.

Потом один из опытнейших лётчиков-истребителей скажет: «И за меньшее пилотов награждали орденами. Я бы дал их три: за то, что остался жив, сохранил самолёт и, главное, не «разбудил» взрывами рижан». В то время об этом не задумывался, радовался благополучному разрешению аварийной ситуации, да и понимал, что напряжённые отношения с командиром авиационной дивизии, который из-за моих критических выступлений на различных мероприятиях неоднократно получал разносы от высоких начальников, не дают основания для представления к награде. Хорошо, если не накажут!

Что ж, награда за полёт действительно была – наручные часы от командующего Прибалтийским военным округом. Правда, о ней я узнал спустя полгода, а получил через два года после описанных событий. На моей руке часы ходили ровно месяц, встали и больше запустить их никто не смог. Был молодым – обижался на своих полковых командиров за то, что не объявили приказ о награждении своевременно. Стал старше и понял, что им, видимо, было понятно, что награда не очень соответствует тяжести аварийной ситуации, и для того, чтобы не возбуждать среди личного состава нездоровые разговоры, лучше приказ не зачитывать.

Потом была Дальняя авиация. Полёты правым лётчиком – помощником командира корабля, а после переучивания – командиром стратегического бомбардировщика Ту-95, но это уже другая история…

Сегодня, отмечая славный юбилей Российских ВВС, поздравляю всех своих коллег с этой светлой датой и верю, что наша военная авиация будет летать дальше, выше и быстрее всех! С праздником вас, дорогие друзья!

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Крик «совы», или Зачем переводить стрелки
    Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.