ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

История Сибири: Кругоморская дорога у Байкала

Изменить размер шрифта

alt

Освоение Сибири происходило поэтапно. Вначале по судоходным рекам была освоена Западная Сибирь. Затем русские землепроходцы от Урала к Тихому океану продвигались на восток северным путём по рекам Енисей, Лена, их притокам и далее по тропам к Охотску. Позднее начались поиски путей для развития успешного торгового обмена России со странами Востока. Южный путь товарообмена осложнялся серьёзным препятствием – дорогу преграждал Байкал и его южное обрамление гор. Трудность преодоления данных преград была очевидной, но другого пути не было. После нелёгких поисков был выбран наиболее удобный путь, по которому впоследствии и была проложена дорога через хребет Хамар-Дабан.

История строительства дороги начинается в начале 18 столетия, когда, согласно Кяхтинско-Китайскому мирному договору, сибирская внешняя торговля с Китаем была разрешена. В это время и была организована Кяхтинская торговля с Монголией и Китаем. Всё общение велось через Кяхту и Иркутск; в последнем находилась таможня. Потоки караванных торговых грузов устремились к Иркутску, но своенравный Байкал был не предсказуем. Внезапные штормы и особенно ветер «сарма» грозили бедой в летнее судоходное время, а в условиях ледостава и вскрытия льда продвижение по озеру вообще прекращалась на несколько месяцев. Назрела необходимость строительства круглогодичной дороги через хребет Хамар-Дабан. В связи с этим были неоднократные правительственные распоряжении к иркутским генерал-губернаторам в 1769, 1781, 1782 годах. Но строительство дороги по разным причинам не осуществлялось. Только в начале сентября 1795 года Иркутский губернатор И. Т. Нагель представил в Сенат Российского правительства план и смету на строительство дороги через Хамар-Дабан в южной части Байкала. Понимая значимость этого пути как для торговых сношений со странами Востока, так и для деловых связей с Нерчинскими заводами в Забайкалье, этот план был одобрен Сенатом, а 15 июля 1796 года императрица Екатерина II подписала указ о строительстве новой «ближайшей и удобнейшей дороги от Иркутска до Кяхты».

В 1797 году были проведены изыскания Кругоморской дороги через хребты Хамар-Дабан и Малый Хамар-Дабан, и начались организационные и подготовительные работы к её строительству. В это время на юго-западе Байкала село Култук стало перевалочным пунктом: организована таможня, и решались вопросы найма рабочей силы и снабжения строителей различными материалами и продовольствием. Это способствовало появлению в деревне новых поселенцев из европейской части России: из Великого Новгорода, станиц Дона и других мест. В народной памяти некоторых старожилов Култука остались в памяти такие фамилии первых поселенцев, как Война, Шолонин, Бурмакин. Они- то и начали обживать и строить первые дома вдоль берега Байкала. Так появился Новый Култук на самом берегу Байкала, а старая деревня Култук, как отмечает Э. Г. Лаксман (1786 г), состояла из «восьми дворов» на р. Култучной (в районе остановки железнодорожной электрички Вербный). К 1823 году вдоль побережья Байкала стоял стройный ряд домов. Так, путешественник Алексей Мартос отметил: «Селение лежит при западном окончании моря. Култук построен правильно, в нём 21 дом; одна улица расположена параллельно изгибу моря. Култукские окрестности заслуживают кисти художника Вернета, страстного любителя подобных приморских видов. Кедры величавые осеняют соседственные горы. Култук, к чести жителей и местного начальства, содержится в такой опрятности, которую можно найти в опрятностях Норвегии и Голландии. Жители имеют изобильное хлебопашество и рыбные промыслы. Омули, сиги, хариусы и налимы водятся во множестве». Значительная часть грузов необходимых для стройки поступала водным путём, по озеру и в связи с этим в Култуке на берегу Байкала был построен причал (напротив станции Култук Кругобайкальской железной дороги).

В строительстве дороги в основном принимали участие рабочие из Тункинской долины – буряты и некоторая часть переселенцев из западных районов России. Руководил работой иркутский землемер А. А. Дедов, а его помощниками были офицеры-инженеры Деканор и Камков. Строительные работы начались вблизи р. Култучная, на правом её склоне и далее по хребту Комаринскому. Предстоящая прокладка трассы была необычайно сложной. Она начиналась восточнее железнодорожной станции Слюдянка-II вблизи переезда через Восточно-Сибирскую железную дорогу и моста через р. Култучная (Московский тракт) у подножья Тальской гривы – водораздел между реками Култучная и Талая. Первый серпантин Кругоморской дороги срезан при строительстве нового тракта Култук – Слюдянка (фрагмент Московского тракта) в 1943 году. Второй – вблизи подножия правого склона р. Култучная в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. На месте третьего и части второго серпантинов в 1942 году была проложена выемка при строительстве новой горной железной дороги Иркутск – Слюдянка-II. Здесь дорога поворачивает в южном направлении к Тальской гриве, где хорошо сохранилась часть третьего и четвёртый серпантины. На этом участке дорогу пересекает ЛЭП, которая была построена в 1955 году. Пятый серпантин неплохо сохранился и хорошо фиксируется каменно-грунтовой насыпью с глыбами камней на повороте серпантина дороги. А шестой – пологий и протяжённый в своем конце по северному склону Тальской гривы выходит зигзагами вверх по склону на её водораздел, где она сочленяется с современной лесной дорогой. Эта дорога проходит по Тальской гриве между реками Талая – Бурутуй, а далее после седловины она поворачивает на юг-юго-восток и прослеживается по границе, разделяющей Похабинскую гриву и Шаманскую гряду и следует по Камаринскому хребту между долинами рек Похабиха – Бол. Быстрая, а затем между реками Бол. Быстрая – Слюдянка. Далее вблизи Хамар-Дабанской метеостанции дорога продолжается между реками Подкомарная – Слюдянка. Краткие описания некоторых фрагментов дороги Комаринского хребта мы находим в работах А. Л. Чекановского, И. Д. Черского, В. А. Обручева, А. В. Хопта и учащихся Култукской средней школы под руководством С. В. Снопкова.

Первая почтовая станция (станок) Хамар-Дабанской дороги – Казачья поляна, или Слюдянская находилась в 30 км от села Култук в седловине первого левого верховья р. Слюдянка на водоразделе рек Слюдянка – Подкомарная. Этот первый отрезок Хамар-Дабанской дороги был построен к сентябрю 1797 года. Затем строительство дороги было продолжено на реках Спусковая, Утулик, Шубутуй и др. Наиболее сложным и трудным был участок по р. Спусковой. Здесь были построены сложные инженерные сооружения каменных террас, которые сопровождали 23 серпантина с перилами по крутой горе вдоль р. Спусковой от метеостанции «Хамар-Дабан» до р. Утулик. Современник этих сооружений, Верхнеудинский исправник М. М. Геденштром отмечал, что Хамар-Дабанская дорога «ведена зигзагами, укреплена обрубом из толстых брёвен и высокими надолбами (преграждениями) со стороны пропасти… На устойчивость перил на дороге потребовались тысячи брёвен». В конце декабря 1827 года декабрист И. Д. Якушкин обозревал Кругоморскую дорогу, когда ехал отбывать 20-летнию каторгу в Забайкалье. Вот что он пишет: «Дорога через Хамар-Дабан и по всей этой горной и безлюдной стране была замечательна своим устройством. Везде, где она проходила мимо обрывов, были поставлены надолбни; через все потоки и речки были очень исправно построены мосты, даже некоторые крутизны были срыты». Реликты изгнивших этих сооружений и заросшие мхом и кустарником каменные укрепления серпантинов нами обнаруживались на этом участке и гати по р. Шубутуй при геологических исследованиях в 1958–1959 годах. Мы часто использовали эту дорогу при перевозке грузов на лошадях вьючно.

От зимовья Шубутуй (в верховье реки) дорога продолжалась в верховье р. Снежной (хутор Байри), далее по гольцам к почтовой станции Шибет, затем переваливала через хребет Малый Хамар-Дабан и вела к почтовой станции Джида. От станции Джида трасса проходила вдоль рек Джида и Селенга к Кяхте, вдоль которой находился ряд постоялых дворов. Весь Хамар-Дабанский путь проходил по дикой тайге и горам с крутыми склонами, частыми бродами через реки с быстрым течением, что осложняло путь торговым караванам. В полноводье рек Утулик, Шубутуй, Снежной и других нередко путешественникам приходилось пережидать по нескольку дней, пока не прекратится дождь и не спадёт высокий уровень воды в реках. На этих реках нередко проявляются такие преграды и в наши дни. Так, мы, выполняя полевые геологические работы на реках Утулик, Безымянная, Шубутуй, Бол. Быстрая, пережидали иногда непрерывные дожди в течение 4–5 дней. Уровень воды в реках быстро повышался, и переход через них был очень затруднителен. Рельеф здесь сильно расчленён глубокими врезами рек. Растительность представлена преимущественно хвойными деревьями с многочисленными зарослями кедрового стланика, который затрудняет проходимость по склонам рек Утулик, Безымянной, Шубутуй, Бабха, Солзан и др. Геологические маршруты по физическим условиям были самыми трудными при сравнении их с забайкальскими, западно-монгольскими, центрально-афганскими и другими.

Строительство дороги закончилось в 1805 году, но при её эксплуатации постоянно велись ремонтные работы. Этому способствовали сложные природные условия: таяние мощного зимнего снежного покрова, проливные летние дожди, которые разрушали построенную дорогу. Поэтому приходилось восстанавливать мосты, смытые бурными потоками вод в полноводье, укреплять и подновлять размытые водой серпантины и дополнительно строить гати в необходимых местах.

Кругоморскую дорогу активно использовали торговые караваны около 40 лет с момента её постройки. На смену ей пришли другие пути сообщения: Игумновская дорога по р. Хара-Мурин, затем от села Мысовая горная дорога к р. Удунга и далее к Гусиному озеру, а с 1860 года – тракт вдоль восточного побережья Байкала и левобережья р. Селенги к Верхнеудинску (Улан-Удэ). А в 1979 году завершилось строительство нового асфальтированного тракта (фрагмент Московского тракта) вдоль восточного берега Байкала от города Слюдянки.

В настоящее время Кругоморская дорога является чудесной, привлекательной туристической тропой, где можно наслаждаться с пика Черского лучезарными бликами Славного моря, обрамлением гор Приморского хребта и отрогами гор Восточного Саяна, необыкновенной красотой и величием гор Хамар-Дабана, названных в 1766 году академиком Э. Г. Лаксаманом «сибирскими Альпами». Он их полюбил навсегда. Он обнаружил здесь «минералогический клад» (сейчас описано более 250 минералов), прожил в Иркутске в течение девяти лет и постоянно рвался к «сибирским Альпам», к минералогическим кладам Южного Прибайкалья. Он буквально был очарован красотой лазурита, флогопита, байкалита, апатита и другими минералами. Об этом он писал в письме от 18 ноября 1786 года академику П. С. Палласу: «Я до безумия, до мученичества влюблён в камни Сибири».

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…