ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

«Дядьки» при юных дворянах: что за «должность» такая?

По инф. cyrillitsa.ru   
22 Октября 2020 г.
Изменить размер шрифта

В дворянских семьях каждого члена семьи сызмальства окружал целый отряд прислуги, среди которой на особом положении были кормилицы, няни и дядьки. Эту категорию помощников остальные слуги называли дворовой аристократией, и были обязаны обращаться к ним по имени-отчеству.

«Дядьки» при юных дворянах: что за «должность» такая?

Такие привилегии они заслужили ролью, которую играли в жизни и воспитании хозяйских детей. Кормилицы – кормили младенцев, няни – заботились о повседневных нуждах малышей обоих полов, а вот «дядьки» появлялись только у мальчиков, которым исполнилось 5 лет.

Вместо няни

В обязанности дядьки входило мужское воспитание мальчиков, которым они полностью заменяли нянь, поскольку считалось, что женщины, своей мягкостью и излишней опекой портят будущих служителей Отечества.

Для мальчиков дядька - обычный крепостной мужик, становился проводником по взрослению, физическому развитию и духовному становлению. Он будил и укладывал спать своего воспитанника, следил за его гигиеной и внешним видом, заботился о его здоровье и отводил на родительскую половину дома.

Дядьки были первыми педагогами мальчиков, они разъясняли им азы грамотности, закладывали основы русского языка и быта, а также учили молитвам.

Мужская дисциплина

Львиную долю времени в образовательном процессе дядьки уделяли выработке у подопечного мужской закалки и патриотизма. С малых лет мальчики должны были понимать, что они будущие защитники Родины - храбрые воины, имеющие четкие понятия о чести и долге дворянина. Формируя психологическую устойчивость юноши, дядька приучал его к сдержанности чувств, преодолению страха, выносливости и дисциплине.

Дядька должен был увлечь воспитанника, чтобы обучение не превратилось в муку. Поэтому, к примеру, ловкость и координацию движения он развивал в игровой форме, а умение держаться в седле оттачивал на охоте.

Всем этим навыкам дядька обязан был научить воспитанника до того возраста, пока к нему не приставляли гувернера. С этого момента воспитательная миссия дядьки считалась оконченной, но он зачастую не покидал своего подопечного, оставаясь при нем в качестве управляющего.

К слову, дядька проводил со своим опекуном больше времени, чем его родной отец, а потому между ним и мальчиком зачастую складывались очень теплые, почти родственные отношения.

Дядька Пушкина

Ярким примером искренней дружбы между учеником и «дядькой» являются взаимоотношения между Александром Пушкиным и Никитой Козловым. Увековечив своего «дядьку» в образе Савельича в романе «Капитанская дочка», Пушкин, таким образом, выразил благодарность преданному воспитателю.

Козлов, который был старше поэта на 20 лет, любил его отеческой любовью и ездил вместе с ним не только в Петербург, но и по местам его ссылок. Пушкин посвящал своему дядьке стихи и едва не вызвал из-за него на дуэль своего лицейского друга Корфа.

До последних земных дней писателя Козлов жил с ним в одном доме, а в день злополучной дуэли с Дантесом, именно он на своих руках внес в особняк истекавшего кровью Пушкина.

Дядька Тютчева

С необыкновенной теплотой и любовью вспоминал о своем дядьке поэт Федор Тютчев, который с 4-летнего возраста воспитывался Николаем Афанасьевичем Хлоповым – человеком мудрым, уважаемым и богомольным.

Почти 20 лет Хлопов ухаживал за поэтом, провожал его каждый день на лекции университета, а затем отправился в Мюнхен, где Тютчев служил как атташе в посольстве. Находясь в постоянной переписке с матерью поэта, Хлопов держал родителей в курсе сыновней жизни.

Приходя домой со службы, Тютчев сразу же попадал из Германии в Россию, потому как дядька, разговаривавший исключительно на родном языке, воссоздал в быту русский уют со свойственным ему хлебосольством. Будучи православным человеком Хлопов устроил в мюнхенской квартире иконный уголок, где молился не только он, но и многочисленные сослуживцы поэта.

Дядька Хлопов жил с воспитанником до самой его женитьбы, а потом вернулся в московское имение Тютчевых, где его все ценили и почитали. Вскоре выяснилось, что Хлопов неизлечимо болен, и он, желая оставить о себе память, заказал для любимого им Федора необычный подарок.

По его задумке была написана необычная Феодоровская Икона Божией Матери, по четырем углам которой были лики разных несвязанных друг с другом святых. Разгадка такой композиции таилась на обороте иконы: оказывается каждый из изображенных святых являлся покровителем того дня, который был примечателен в жизни поэта. Эту же сторону иконы украшает выведенное рукой Хлопова дарственное посвящение: «В память моей искренней любви и усердия к моему другу Федору Ивановичу Тютчеву».

До самой смерти Тютчев хранил драгоценную икону в своем кабинете, а после, этот символ истинной дружбы и привязанности между дядькой и воспитанником, стал храниться в музее - усадьбе «Мураново».

  • Еще страницы истории (которая не сводится к одним лишь победам полководцев и революциям!) - по ссылке.

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.
  • Записки андрагога. Из дневника «Союза неугомонных»
    С 2009 года в Иркутске действует добровольческий образовательный проект «Высшая народная школа (ВНШ) для людей пенсионного возраста», девиз которой «Не доживать, а жить!» В этом году школке исполняется 15 лет…