Под парусом «Слова» |
30 Марта 2012 г. |
Но 24 марта в Иркутске состоялось событие, которое может открыть новые горизонты, объединив творческих людей разных профессий и интересов. Иркутск по традиции считается театральным городом. Не будем касаться больших театров – это разговор особый. А вот изобилием любительских коллективов город похвастаться не может. Один из сильных – народный театр «Диалог», которым уже тридцать лет руководит режиссёр Валентина Просекина. Новым проектом театра стало сотрудничество с иркутским Домом литераторов. Так родился литературный театр «Слово». Директор ИДЛ Юрий Баранов в разговоре с журналистами определил задачу нового театра: «Помочь, прежде всего, молодому человеку услышать русское слово, его красоту и силу». В планах – не только создание спектаклей, но и занятия в студии художественного слова, а также выступления с литературными программами иркутских актёров и писателей. «Мы ни на мгновение не усомнились, что материалом для первого спектакля нового театра должны стать произведения нашего знаменитого земляка Валентина Распутина, – сказала Валентина Просекина. – И дело не только в юбилейной дате, в уважении к его творчеству. Начать хотелось с самого сильного художественного слова, что родилось на нашей земле». Средства в распоряжении нового театра пока самые скромные. Он располагает осветительными приборами, экраном и проектором, пультом звукорежиссёра. Небольшой зал – всего-то 55 мест! – не в силах был вместить всех желающих. Срочно принесли ещё десятка два стульев, и всё же многим пришлось слушать и смотреть стоя. Чёрно-белая выгородка на маленькой сцене выглядит аскетично даже по меркам литературного театра. Спектакль называется «Век живи, век люби». В нём прозвучали три рассказа Валентина Распутина: «Встреча», «Что передать вороне?» и «Василий и Василиса». На экране катит свои волны Байкал, звучит текст Валентина Распутина и веришь, что и впрямь «для сострадания и любви, для сладких грёз, утоляющих скорбь, прошедшего времени не существует». На сцене два актёра – Николай Мареев и Ирина Романова. Такая проза жизни в рассказе «Встреча»: на совещании в областном центре встретились мужчина и женщина, которых в молодости связывали такие отношения, что могли бы они прожить семьёй долгие годы, но вышло всё иначе. Парень любил девушку, а девушка любила другого. И вышла за него замуж. А потом была война, любимый погиб на фронте, и прошла жизнь в трудах и заботах, без любви, без радости. Психолог Ирина Романова и студент-физик Николай Мареев создают маленькое чудо: им удаётся добиться того, что и на профессиональной сцене случается нечасто: сопереживания зрителей. Их герои узнаваемы, они абсолютно естественно проживают ситуации, описанные в рассказе. Доярка Анна – народный характер. Тяготы жизни не убили в ней способности радоваться и даже пленять, она сохранила серьёзное отношение к чувству и – готовность к игре, строгость и нежность. И эти переходы актриса Ирина Романова играет точно и естественно, поскольку идёт не столько от наработанных профессиональных приёмов, сколько от внутреннего чувства. Николай Мареев создаёт узнаваемый характер, в нём есть и хитреца, и жизнелюбие, и грусть по ушедшей молодости, тому юношескому чувству, которое осталось на донышке души. С распутинским текстом в спектакле обращаются бережно, не позволяя себе никаких вольностей. Как тут не вспомнить недавнюю премьеру фильма «Белая Гвардия», где текст, впечатавшийся в память каждого любящего эту книгу человека, безжалостно дописан и переписан самонадеянными сценаристами, уверенными, что могут творить ничуть не хуже Булгакова. Сам «автор рассказов» притаился тут же: стучит себе на старенькой машинке, отрываясь, чтобы произнести несколько фраз. Александр Кононов в этой роли не вполне убедителен. Нет в нём распутинской самоуглублённости, сосредоточенности, внутренней жизни. Текст он скорее произносит, чем проживает. Впрочем, это его первая роль, ему ещё расти и расти, и этот процесс будет захватывающе интересным. Режиссёру негде разгуляться, но вмешательство его в ткань спектакля оправданно и точно. Так возникает вдруг лёгкий посвист метели в сцене встречи – как раз, когда появляется в отношениях героев холодок от неловких слов или печальных воспоминаний. По словам режиссёра Валентины Просекиной, задачу перед собой они ставили нелёгкую – добиться, чтобы состоялся диалог душ. Поэтому так важен внимательный взгляд, дыхание зала. И зал отзывался, проживал рассказанные истории вместе с актёрами. Вот только немного было в нём молодых лиц. А ведь для них в первую очередь и должно звучать умное и глубокое писательское слово. Впрочем, у литературного театра на этот счёт есть свои планы. О них рассказал директор ИДЛ, писатель Юрий Баранов. По его словам, эта площадка приблизит творчество иркутских писателей к молодому читателю, поможет им обрести друг друга. На сцене Дома литераторов уже выступали ансамбли «Ковчег» и «Лира», детский театр «Вдохновение». У литературного театра пока нет своей труппы, а ведь воспитать актёра, как заметила Валентина Просекина, дело непростое и небыстрое. В апреле здесь пройдёт конкурс чтецов. Возможно, он даст театру новые дарования. Говорили и о том, что зрителя надо приучать к новой сцене, а для этого спектакли должны выходить регулярно. Судно под названием «Слово» только отплыло от причала, поймало ветер в паруса. Пусть ветер будет попутным, небо ясным, команда – видящей цель, а капитан – умелым и надёжным. |
|