ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-03-26-05-08-32
В марте 2018 года произошел страшный пожар в ТК «Зимняя вишня» в Кемерово. В этой трагедии житель города Игорь Востриков потерял свою семью. Мужчина дал совет тем, кто столкнулся с потерей близких при теракте в подмосковном...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-09-02-58-05
Нередко бабушкам и дедушкам доверяют присматривать за внуками. Но мужи науки предостерегают, что это может быть для пожилых опасным занятием. У последних при общении с малышами возрастает риск развития пневмококка. Ученые призвали прививать пожилых от...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...

Волнуемся за внуков: что нового в вузах?

Изменить размер шрифта

students-1

В этом году по всем направлениям подготовки и по всем уровням образования выделено почти 520 тысяч мест, в это количество входит и магистратура с аспирантурой. Кого примут в ведущие университеты? Кто сможет поступить по льготам? Останутся ли в вузах места для целевиков? Об этом «Российской газете» рассказывает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

- Ярослав Иванович, впервые по закону вузы обязаны 10 процентов мест отдать льготникам. Готовы?

Ярослав Кузьминов: Готовы. К примеру, мы примем 5 тысяч человек на бюджетные места по конкурсу, 500 человек по квотам для иностранцев и, наверное, возьмем три тысячи внебюджетников. Квота для иностранцев и соотечественников за рубежом каждый год увеличивается, и мы считаем это своим долгом и вкладом в русский мир. Большинство таких льготников - из Средней Азии, Украины, Белоруссии, они отлично знают русский язык и хорошо учатся.

Что касается льготников, то я уверен: будет, как всегда, заполнено только 2-3 процента бюджетных мест. Остальные отдадим на общий конкурс. Нет смысла приходить учиться в Вышку, купив ЕГЭ или справку об инвалидности. У нас доля "липовых" абитуриентов в 3-4 раза ниже, чем в среднем по стране. Просто потому, что у нас тяжело учиться.

- 15 процентов мест надо отдать целевикам. Сколько их будет у вас?

Ярослав Кузьминов: Целевиков в Вышке - несколько десятков человек. Это заказ силовых ведомств. Мы договорились, что это будут в первую очередь дети погибших офицеров. А вот от региональных квот отказывались и будем отказываться. Правительство нас поддерживает. В госзадании для ВШЭ ни одного места для целевиков из регионов не предусмотрено.

Так и говорим губернаторам и президентам республик: "Вы просите места для 10 человек, а в прошлом году из вашего региона поступили 48 человек. Пожалуйста, пусть эти десять участвуют в общем конкурсе".

- В структуре ВШЭ в прошлом году был открыт лицей. Его выпускники получат льготы при поступлении в Вышку?

Ярослав Кузьминов: Нет, конечно. Лицей создавался не для того, чтобы дать какие-то преимущества при поступлении в Вышку, а для того, чтобы предоставить возможность талантливым детям заниматься в старших классах тем, что им интересно. Новый образовательный стандарт это позволяет.

В 2015 году выпустятся "пилотные" 60 человек, а примем мы в 10-е классы этим летом 700 учеников на несколько профилей: социально-экономический, математика и информатика, гуманитарный, право, востоковедение, дизайн. Я уверен, что все наши лицеисты поступят в ВШЭ и другие ведущие вузы по конкурсу ЕГЭ или олимпиадам.

О рейтингах

- Перед ведущими вузами стоит сложная задача - войти в ТОП-100 международных рейтингов. У ВШЭ есть шансы попасть в QS или TIMES?

Ярослав Кузьминов: Шансы попасть в международные рейтинги зависят от степени глобализации университета, количества иностранных студентов и присутствия вуза в международных научных журналах. Около 5-10 процентов наших выпускников каждый год поступают в международные магистратуры и докторантуры, уезжают на работу в крупнейшие компании: в Лондон, Берлин, Нью-Йорк, Париж.

У Вышки один из самых высоких показателей глобализации рынка труда среди российских университетов. Такой же, как например, у Физтеха. В рейтинге глобальных международных работодателей мы занимаем 120-е место и стали вторыми в России после МГУ, который стоит на 40-м месте.

ВШЭ довольно быстро вышла на мировой рынок образовательных услуг. Но есть отрыв по публикациям - российская социальная и гуманитарная наука 70 лет была выключена из системы международного взаимодействия, и преодолеть это в одночасье трудно. Порой даже ведущие российские научные журналы не включены в международные базы данных WoS и Scopus. Тем не менее опыт Китая показывает, что и здесь можно добиться успеха. За последние семь лет ученые ВШЭ в 15 раз увеличили количество научных публикаций в международных журналах. План - до 2020 года увеличить еще в восемь раз. Тогда выйдем на уровень вузов топ-100 в QS, где мы пока в группе 500-550.

Если же мы возьмем отраслевые рейтинги, такие, как REPEC или SSRN, НИУ ВШЭ там уже в топ-200 и имеет все шансы войти в топ-100 до конца десятилетия.

- Есть ли среди международных экспертов преподаватели ВШЭ?

Ярослав Кузьминов: И я, и научный руководитель Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исаак Фрумин, и директор ИРО Ирина Абанкина входим в число таких экспертов. Есть среди них представители РАН, МГУ, Физтеха. Но в целом на российских специалистов приходится не более половины процента.

- Ректоры ведущих вузов предложили создать свой рейтинг со штаб-квартирой в Москве...

Ярослав Кузьминов: Хочу напомнить, что Шанхайский рейтинг предложил создать университет Цзяотун, который сначала определил свое место за пределами топ-400, а сейчас медленно поднялся до 200-го. Это пример того, как надо делать рейтинги, чтобы тебе верили.

Если у нас хватит воли построить свой, более корректный рейтинг, учитывающий факторы, которые игнорируют уже существующие рейтинги, и занять там, условно говоря, 200-е место, то - вперед. А если сразу "займем" второе или пятое, боюсь, доверие к рейтингу будет невысоким.

О мониторинге вузов

- В России второй год проводится мониторинг вузов, и всякий раз он сопровождается скандалами. Как, по-вашему, по каким показателям надо оценивать вузы?

Ярослав Кузьминов: Минобрнауки ведет мониторинг вузов по 50 показателям. Чтобы не было скандалов, надо публиковать все эти 50 критериев, и люди сами бы разобрались, какой вуз плохой, а какой - хороший. Вместо этого мониторинг стали использовать как механизм отсечения слабых вузов. Он для этого не приспособлен. По моему мнению, есть три критерия неэффективных вузов. Первый - это прием троечников на бюджетные места. Если ты принимаешь на инженерные места выпускника с тройкой по математике и физике, ты занимаешься профанацией. Второй - средний заработок выпускника вуза в первые пять лет. Третий - наличие профессионального рынка труда для выпускников.

Возьмем Москву. В мегаполисе нет ни одного текстильного предприятия, но соответствующий вуз регулярно принимает бакалавров, ни один из которых потом в текстильную промышленность не идет, оседая в офисах и магазинах. Это не значит, что такой вуз в Москве надо закрыть. Если здесь есть хорошая научная база, нужно сохранить коллектив исследователей, оставить магистратуру и аспирантуру, но бакалавров надо готовить там, где есть производство.

- Сколько вузов нужно России? Сейчас их больше тысячи.

Ярослав Кузьминов: А в США - три тысячи. Проблема не в том, сколько университетов, а в том, какие образовательные программы они предлагают. У нас только 20% вузовских преподавателей отвечают положительно на вопрос: "Занимаетесь ли вы научной работой?". Большинство наших вузов - это, по сути, техникумы и учить там надо не инженеров, а техников на программах прикладного бакалавриата. В некоторых странах такие учебные заведения называются университетами прикладных наук. Мы можем пройти таким же путем.

Я ничего не имею против того, что эти программы будут программами высшего образования - на них есть выраженный общественный спрос. Но надо определиться, о каком именно высшем образовании мы говорим. О том, которое производит исследователей, инноваторов, конструкторов или о том, которое выпускает специалистов, выполняющих технические регламенты? Нужно и то, и другое, но это качественно разные программы, они требуют разных ресурсов.

В России необходимо иметь не меньше 100 исследовательских университетов. Они должны охватывать все отрасли экономики и хотя бы половину регионов. Их преподаватели - это в первую очередь ученые, они должны зарабатывать на уровне мирового рынка.

Исследовательским вузам необходимы собственные программы фундаментальных и поисковых исследований, как в РАН или в МГУ, СПбГУ, ВШЭ. Это требует значительного увеличения финансирования "исследовательского сегмента" Высшей школы и ряда организационных мер. Например, у нас ни один транспортный , ни один аграрный университет не является исследовательским или федеральным. Только один медицинский университет входит в группу национальных исследовательских (НИУ), а ведь это приоритетное направление развития науки и экономики в мире...

Что нового в других вузах

Владимир Филиппов, ректор РУДН, председатель ВАК:

- В этом году набираем четыре тысячи студентов: пополам россиян и иностранцев. На платной основе поступают около 60 процентов студентов. В подготовке бакалавров ничего не изменится. Серьезный вуз тем и отличается , что в нем не может быть каждый год много новых специальностей. Подготовка бакалавров всегда должны быть связана с научной деятельностью.

Чтобы в вузе появилась новая хорошая специальность, надо не менее 20 лет: нужны научные школы - выпускники, аспиранты, кандидаты и доктора наук, которые защищались по этой специальности. А вот в магистратуре появится около 30 новых специализаций на английском языке. Это совместные магистратуры РУДН и зарубежных вузов, когда один год магистранты учатся в России, а второй - за рубежом. Поэтому выпускники получают два диплома.

Марина Лаврикова, проректор СПбГУ:

- В университете откроется около 50 программ бакалавриата и более 100 программ магистратуры. Появятся и другие направления подготовки. Например, программы "Психология служебной деятельности", "Графика", "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем". Еще одна новая программа - по журналистике, которая будет реализована совместно со Свободным университетом Берлина.

Всего в СПбГУ откроется 10 основных образовательных программ на иностранных языках. К самым популярным направлениям относятся экономика, юриспруденция, менеджмент, журналистика, связи с общественностью и реклама, лингвистика, социология. Наблюдается постепенное смещение интереса абитуриентов в область естественных и точных наук, информационных технологий.

Максим Назаров, проректор РАНХиГС:

- У нас будет изменена технология проведения конкурса в Московском кампусе. Конкурс пройдет по совокупности профилей в рамках каждого направления. Если раньше конкурс был общий на направление, а потом уже на факультеты, то теперь абитуриент будет сразу участвовать в конкурсе на факультет.

Изменения коснутся также вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности на дизайн и журналистику. Будут проведены два вступительных испытания, за каждое из которых выставят свой балл по 100-балльной шкале.

Академия в соответствии с Порядком приема будет проводить отдельный конкурс среди льготников, а также абитуриентов, поступающих в рамках целевого приема. Квота приема установлена правилами на каждое направление/специальность.

Визитная карточка

Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ

В 1979 году окончил экономический факультет МГУ, после чего в течение десяти лет преподавал там же на кафедре истории народного хозяйства. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1989 году открыл альтернативную кафедру экономической теории в МФТИ. Затем работал старшим научным сотрудником, заведующим сектором Института экономики АН СССР (РАН). В 1992 году Ярослав Кузьминов был назначен ректором ВШЭ, и долгое время оставался самым молодым руководителем государственного вуза в России.

alt

 

 

 

 

 

 

Тэги: