Сельские школы получат деньги на реконструкцию спортзалов |
Регионам выделили 1 млрд 800 млн рублей на ремонт спортзалов в сельских школах. Кому дадут эти деньги? На что их можно потратить? Какими должны быть современные спортзалы и как надо изменить стандарты уроков физкультуры, чтобы ученики ходили на них с интересом? Об этом "Российской Газете" рассказывает депутат Госдумы, олимпийская чемпионка Ирина Роднина.
Ирина Константиновна, сельские школы уже в июне получат деньги на реконструкцию спортзалов. Первого сентября начинается учебный год. Что можно успеть сделать за это время? Ирина Роднина: Можно заменить протертые дощатые полы, сделав современное безопасное покрытие, скорректировать стены, "спрятав" за мягкими покрытиями батареи и выступы, установить хорошее освещение, поменять окна и отремонтировать раздевалки. К сожалению, наши спортзалы строились не по спортивным нормативам, а по строительным, и заниматься в них не очень удобно. В двух школах Московской и Смоленской областей мы провели реконструкцию старых спортзалов и посмотрели, сколько времени и средств на это понадобится. За 1 миллион рублей и три недели все это сделать реально. Причем компании, которые участвовали в проекте, использовали в основном отечественные строительные материалы. Хотелось бы, чтобы все спортзалы были отремонтированы с соблюдением единых требований к качеству, а материалы соответствовали спортивным стандартам. На какой срок рассчитана программа реконструкции спортзалов? Ирина Роднина: На три года. Пока в ней будут участвовать только сельские школы, а в 2015 году добавятся школы в поселках городского типа и рабочих поселках. Бюджетные средства будут выделяться на условиях софинансирования, регионы должны выделить 24 процента от суммы расходов. В России 5 процентов школ вообще не имеют спортзалов. Эти школы получат деньги? Ирина Роднина: Да, они могут рассчитывать на эти средства. Условия такие: в школе должно учиться не менее ста учеников. Там должны быть спортивные кружки, секции, спортивные команды. Если в школе нет спортивного зала, под него можно переоборудовать обычный класс, сделать тренажерный зал или зал для аэробики. Еще, к примеру, можно оборудовать открытую площадку для занятий спортом. Регионы уже определились со школами и до 1 июня средства будут перечислены. Школа перешла на новые стандарты. А что нового появится в преподавании физкультуры? Ирина Роднина: Стандарты для уроков физкультуры постоянно пишут одни и те же люди. Никаких новых структур или организаций, которые могли бы предложить современное содержание для уроков физкультуры, к этой работе не приглашают. В итоге получается: мы четко поставили задачи для уроков физики, химии, математики, и не знаем, чего ждем от физкультуры. Для чего проводим эти уроки? Что хотим получить в конце обучения? Сейчас в стандарте написано, что цель - сохранять здоровьесберегающие навыки. Образование в России начинается теперь с дошкольной ступени, а это 5-6 лет. Какие здоровьесберегающие навыки мы собрались сохранять у пятилетнего ребенка? В школьные годы у ребенка идет активное физиологическое и биологическое развитие. Вот на этом и надо сделать упор: мы должны не сберегать, а развивать физическую культуру ученика. И это не сумма физических упражнений два-три раза в неделю, а гигиена, педагогика, тренировочные нагрузки, система питания, физиология. В стандартах должно быть обязательно прописано, сколько и какого инвентаря надо для уроков физкультуры, какой должна быть инфраструктура для занятий спортом. У нас расписано, сколько лобзиков, молотков надо для уроков труда, а сколько мячей, лыж требуется школе - не знает никто. Нужны ли оценки на уроках физкультуры? Ирина Роднина: Может быть, и нет. Особенно сейчас, когда снова предлагается учитывать при поступлении средний балл в аттестате. Мы уже один раз наступали на эти грабли, когда в 1970-80 годы ученики всеми правдами и неправдами брали справки - освобождения от физкультуры, чтобы не портить плохой оценкой средний балл аттестата. А нормы ГТО придется сдавать всем ученикам? Ирина Роднина: Я считаю, что нужны некие тесты. Чтобы человек знал больше о себе и своем физическом развитии, чтобы понимал, что ему надо от спорта, какие нагрузки нужны, какого режима придерживаться. В школу должно вернуться медицинское обследование учеников. Желательно - в начале и в конце года. Иначе число трагических случаев на уроках физкультуры не уменьшится. Так дело ведь не только в здоровьи учеников, но еще и в том, как ведет урок учитель. После кросса на пять километров и ста отжиманий плохо может стать даже самому здоровому. Ирина Роднина: Я встречала разных учителей, в том числе - блестящих. Хотя, есть, конечно, и слабые педагоги. Но кто и где научит их проводить современные интересные уроки? Возьмите любой институт повышения квалификации учителей, там предмета "физическое воспитание" вообще нет. А если где-то и есть, то занятия проводятся не в спортзале, а за партой. Я знаю только один региональный форум ассоциации учителей - конгресс в Петрозаводске, где педагогов учат, как грамотно проводить уроки физкультуры. На этот конгресс в качестве лекторов приезжают преподаватели из Скандинавских стран. И если раньше наши учителя приезжали в Петрозаводск в деловых костюмах, с блокнотом и ручкой, то сейчас - в спортивной форме. Ни у минобрнауки, ни у других региональных министерств интереса к этой работе, к сожалению, нет. Тэги: |
|