ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Живая история Иркутска: Мы Вас помним…

Изменить размер шрифта

alt

В этом году Евгению Ячмёневу исполнилось бы 55 лет. В нашем городе он был известен как видный учёный-историк и общественный деятель, больше 25 лет он возглавлял сначала отдел Иркутского областного краеведческого музея (ИОКМ) «Дом-музей декабристов», а с 2000 года Иркутский историко-мемориальный музей декабристов, ставший самостоятельным учреждением культуры. Всё это история Иркутска.

 

 

Участников восстания на Сенатской площади называют то либералами, то врагами государства... Но сибирская школа декабристоведения, оперируя глубочайшим изучением всех исторических фактов, всегда стояла на том, что для Сибири декабристы стали абсолютным благом, взрастив на «сибирских пустынях» ростки культуры. Именно Евгений Александрович Ячменёв прилагал все усилия, чтобы культурная традиция, заложенная декабристами, была жива и сегодня.

В бытность семейства Волконских в Иркутске гостиная Марии Николаевны была одним из центров культурной жизни города. Здесь звучали музыкальные произведения в исполнении крупных мастеров, таких как знаменитая французская певица Юлия Ришье, виолончелистка датского короля Элиза Христиани, скрипачка Тереза Отава, пианисты Бёглер и Малер. Здесь бывали и художники: немец Карл Рейхель, англичанин Томас Аткинсон с женой Люсией, швед Карл Мазер, ссыльный поляк Леопольд Немировский и известный русский писатель И. А. Гончаров, который потом отзывался о «приюте» Волконских: «Странный дом – между брёвен торчит пакля, а подают на серебре!»

Возрождение музыкально-литературных салонов позволило «включить» тончайшие энергетические токи: посещение музыкально-литературных вечеров в традициях Золотого века русской культуры погружало гостей в атмосферу тех далёких лет. Лев Николаевич Толстой как-то заметил, что общество живёт культурными ценностями последних пятидесяти, редко – ста лет. Е. А. Ячменёву удавалось вводить в обиход культурные и духовные ценности 150-ти и даже 200-летней давности, и для посетителей это оказывалось очень важным, так как затрагивало сокровенные струны души…

Евгений Ячменёв был тонкой артистической натурой, в последние годы он был даже приглашён для участия в постановках Академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова («Наш господин Чичиков» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», «Сны Ермолая Лопахина» по пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»). Невозможно было поверить, что перед нами не профессиональный актёр. В спектакле «Сны Ермолая Лопахина» его герой, помещик Симеонов-Пищик, прощаясь с Раневской, удивительно проникновенно произносил финальную фразу: «Ничего… Бог Вам поможет… В жизни всё имеет конец… А если дойдёт до Вас слух, что мне пришёл конец, вспомните… вот эту самую лошадь и скажите – был на свете… такой-сякой Симеонов-Пищик, царствие ему небесное…» Сегодня эти слова воспринимаются как пророческие, и мы вспоминаем…

Ячменёв Евгений Александрович родился в Иркутске 5 февраля 1957 года. В 1978 г. закончил Иркутский государственный педагогический институт по специальности «Музыка и пение». После демобилизации из рядов вооружённых сил СА, где он служил флейтистом в оркестре ИВВАИУ, работал концертмейстером Иркутского Дворца пионеров и школьников (с 1980 г.). С 1980 по 1983 гг. также работал старшим лаборантом кафедры истории СССР Иркутского государственного университета. В 1991 г. Ячменёв Е. А. с отличием заочно окончил исторический факультет ИГУ. В 2006 г., систематизировав научную базу работы музея, Евгений Ячменёв защитил диссертацию на соискание учёной степени «кандидат культурологии» по специальности «Музееведение, консервация, реставрация историко-культурных объектов» в Санкт-Петербургском государственном университете под научным руководством доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента РАН М. Б. Пиотровского.

Сколько праздников, мероприятий городского и областного уровня, сколько событий культурной жизни состоялось в стенах Музея декабристов! Здесь не раз проходило вручение Губернаторской премии, премии «Интеллигент провинции», которой в 2003 году удостоился и сам Евгений Александрович. Проходили многочисленные встречи с творческими людьми – издателями и авторами томов серии «Полярная звезда», декабристоведами и литераторами, артистами, музыкантами; здесь встречалась с иркутянами Наталья Бондарчук, приехавшая на съёмки фильма о Пушкине и декабристах, а во время съёмок фильма «Звезда пленительного счастья» бывал кинорежиссёр Владимир Мотыль, сюда приезжали зарубежные гости, которых интересовала культурная жизнь и декабристское наследие Иркутска.

Заботясь о процветании и укреплении музейного дела, в силу своего таланта, характера и темперамента Евгений Александрович лично принимал участие не только в руководстве и научной работе, но также в творческой деятельности, во всех мероприятиях, проводимых как в стенах Музея, так и за его пределами, и международном сотрудничестве Музея.

Если обозначить в центре условной карты Музей декабристов и от него провести линии к тем странам, с которыми он связан исследовательскими, научными интересами и географией туристов, то сюда попадут Франция, Германия, Великобритания, Дания, Италия, Польша, Китай, Япония, Австралия, США, Канада – вот далеко не полный перечень.

Используя короткое сибирское лето, на Байкал едут зарубежные гости. Бегло осматривая достопримечательности Иркутска, они, наконец, оказываются в Музее декабристов – приходят сюда одними людьми, а покидают его – другими. Об этом говорят их лица, а свои чувства они изливают в отзывах, где изумление смешивается со словами восхищения и благодарности. Поэтому, пролистав книгу отзывов за летние месяцы, можно увидеть множество записей на каком хотите из европейских языков, а также иероглифы всевозможных начертаний. Ну, а фразы на русском языке, вроде короткого выдоха: «Просто потрясены!», – дополняют эту картину так, что ничего добавлять не надо.

Впрочем, иногда случалось, что иностранные гости, не зная, что их ждёт, не хотели посещать экскурсию и подготовленный для них концерт. Так, однажды турагенты привели в Музей испанцев, совершенно не готовых к встрече с прекрасным. Они всё восклицали: «Меха, меха!», – единственное их желание было тотчас отправиться за покупками (возможно, они думали, что у нас в Иркутске меха вместе с медведями – на каждом шагу!). Но Евгений Александрович не растерялся и, указывая на макет памятника Пушкину, сказал: «Господа, это памятник из Мадрида…» Услышав знакомое слово, испанцы заинтересовались: «Что значит из Мадрида?» Оказалось, что памятник скульптора Комова собирались поставить в Иркутске, но по каким-то обстоятельствам не смогли этого сделать, и монумент был куплен правительством Испании. Услышав эту историю, гости решили всё же посетить Музей, а после – их просто невозможно было «выпроводить» – им хотелось продолжать беседовать с сотрудниками Музея и между собой, обсуждая ворох полученных впечатлений!

Такой эффект возникал постоянно, а заключительные слова: «Вы сможете рассказать своим друзьям и родным, как побывали в салоне княгини Марии Николаевны Волконской», чаще всего воспринимались как весёлая шутка – гости уже предвкушали, как будут завидовать им близкие! Так встречи в гостиной Дома Волконских помогали иностранным гостям по-новому увидеть этот дом, историю и Россию. Образно говоря, каждый такой концерт «прорубал окно» то в Европу, то в Азию.

Тематические программы Музея, на которых Евгений Ячменёв выступал как высокопрофессиональный музыковед, концертмейстер и вокалист, неоднократно были отмечены специалистами. Это были программы, позволявшие собрать в одном месте «сборную команду города» – Евгений Александрович не стеснялся привлекать лучшие исполнительские силы. Творческие встречи представителей Музея с жителями города и области стали школой эстетического и нравственного воспитания молодёжи и повышения общего культурного уровня населения.

Евгений Александрович уделял большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Под его руководством в Музее была открыта новая форма работы со школьниками, названная «Детский бал». Благодаря этой программе, современные дети усваивают основные правила дворянского этикета. Они специально готовят к этой программе соответствующие костюмы и танцы, знакомятся с жизнью и бытом декабристов, учатся говорить друг другу комплименты, быть приветливыми и внимательными. После нескольких часов такой работы дети выглядят преображёнными – это становится для них ценным опытом, о котором, по отзыву преподавателей, они ещё долго вспоминают.

Используя богатый музейный материал, Е. А. Ячменёв разработал авторский спецкурс «Дворянская культура и этикет». Эту дисциплину он преподавал в Иркутском театральном училище, а отдельные материалы курса читал во многих вузах города.

Евгений Ячменёв был постоянным участником региональных, всероссийских и международных конференций, автором десятков научных, научно-популярных и публицистических работ по проблемам декабристоведения, музейного дела, краеведения, театральной и музыкальной культуры Восточной Сибири. Основной темой его публицистической деятельности было влияние декабристов на культуру Иркутска и Сибири. В частности, в своей работе «Иркутский театр и декабристы» (2000 г.) он последил интереснейшие связи между декабристами и иркутским театром, поскольку интерес к театру отвечал его собственным глубинным потребностям.

Евгений Александрович был автором и руководителем Межрегионального туристического мегапроекта «Декабристское кольцо России» – этот туристический маршрут должен был объединить места жизни и каторги декабристов. Также он был известен как общественный деятель в области культуры и искусства. Он являлся членом Административного совета общества «Альянс-Франсез-Иркутск», заместителем председателя президиума Иркутской региональной организации ВООПИК. Его общественная позиция не единожды была обозначена публично. Яркие выступления Ячменёва в печати имели сильный резонанс.

Вместе с ним ушла целая эпоха жизни Музея. Недаром Ячменёва за сочетание многообразных талантов и способностей называли «человеком Возрождения». Если деятели Ренессанса возрождали культуру античных времён, то Евгений Александрович с успехом вносил в жизнь города и области высочайшие образы национальной культуры и искусства, проявленные в первой половине XIX века.

Консультанты: кандидат исторических наук, доцент ИГУ Т. А. Перцева, зав. отделом концертной работы, пропаганды и рекламы А. В. Чернышёв.
Для подготовки материала использованы также интервью с Е. А. Ячменёвым и публикации разных лет иркутских журналистов Любови Сухаревской и Веры Филипповой.

  • Расскажите об этом своим друзьям!