ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Внутренний голос Штирлица

Изменить размер шрифта

kapelyn

Народный артист СССР Ефим Захарович Копелян сыграл множество ярких ролей в кино и на театральной сцене. А глубокий и выразительный голос актёра, звучащий за кадром в телесериале «Семнадцать мгновений весны», узнает любой советский зритель.

Ефим Захарович (Залманович) Копелян родился 12 апреля 1912 года в городе Речица в Белоруссии. В семье было ещё пять сыновей. Ефим Захарович вспоминал, что в двенадцать лет прочёл «Короля Лира», после чего одолел всего Шекспира, и именно детские впечатления от прочтения этих произведений сыграли большую роль в выборе им профессии.

Студия БДТ

После окончания школы Ефим Копелян приехал в Ленинград и, проработав некоторое время токарем на заводе «Красный Путиловец», поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, где ранее обучались его два брата. Однажды, чтобы немного заработать, Ефим пришёл в Большой драматический театр имени Горького (БДТ) для участия в массовке, и вскоре один из знакомых предложил ему поступить в театральную студию при БДТ.

Преподававший в студии актёрское мастерство главный режиссёр и художественный руководитель БДТ Константин Тверской был очень строгим и требовательным педагогом. Актёрские способности Ефима Копеляна показались ему незначительными, и дело чуть не дошло до отчисления. Но в тот момент студента-первокурсника выручила общественная нагрузка, так как Ефим был председателем ученического комитета.

Но педагог своего мнения не изменил, и через год устроил второкурснику Копеляну «тест на профпригодность» – дал ему роль в отрывке пьесы Погодина «Мой друг». Во время исполнения этой роли нужно было исполнить песню, мотив которой Ефим неожиданно забыл, но он не растерялся и стал напевать «Марсельезу». Педагоги в экзаменационной комиссии смеялись, а Копелян получил возможность учиться дальше.

В 1935 году Копелян окончил театральную студию, и его пригласили в труппу БДТ. Первой его ролью, сыгранной на профессиональной сцене, стала роль кинооператора Буркова в постановке «Не сдадимся», рассказывавшей о знаменитых челюскинцах. Газеты хвалили спектакль, но о молодом актёре Копеляне в них сказано не было. После дебюта в течение нескольких лет Ефиму Копеляну доставались лишь эпизодические роли.

Война

Начало Великой Отечественной войны труппа БДТ встретила на гастролях в Баку. Гастроли театра сразу прекратились, и труппа вернулась в Ленинград. Сразу после возвращения в город Копелян вместе с другими актёрами записался в народное ополчение, но на фронт добровольцы попасть не успели. В Ленинграде создали Театр народного ополчения. А поскольку актёров осталось мало, каждому из членов концертной бригады пришлось осваивать смежные профессии. Копелян по совместительству стал барабанщиком. В конце сентября 1941 года Театр народного ополчения был переименован в Ленинградский фронтовой агитвзвод. С транспортом в осаждённом городе было плохо, и бойцы агитвзвода на свои концерты чаще всего отправлялись пешком, передвигаясь на обстреливаемых участках короткими перебежками или ползком. Если кто-то из артистов по пути погибал, то оставшиеся в живых на ходу меняли программу выступления.

«Меня сделал Товстоногов...»

В 1943 году БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, и Копелян вновь вошёл в труппу театра. Играл он много, но своих ярких ролей у актёра по-прежнему не было.

Ситуация изменилась лишь в 1956 году с приходом в БДТ Георгия Товстоногова, который, уволив многих актёров театра, оставил Копеляна. Товстоногов увидел в нём то, что не замечали другие режиссёры – большого художника, способного создавать глубокие и неоднозначные сценические образы. Ефим Копелян рассказывал: «Меня сделал Товстоногов. До сорока моих лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. Вместе с театром я много пережил: взлёты, падения, крах — перед приходом Товстоногова. Хемингуэй правильно писал, что человек один ничего не может. Нельзя сделать роль в одиночестве, без коллектива».

При Товстоногове Ефим Копелян был занят практически во всех премьерах. Он играл как главные роли, так и второстепенные – от романтического Дон Сезара де Базана до Шванди из «Любови Яровой».

Наш Жан Габен

В кинематографе талант Копеляна проявился далеко не сразу. Кинодебютом актёра стала эпизодическая роль балалаечника в фильме «Ошибка героя», снятого в 1932 году, потом были эпизоды в разных лентах. Активно сниматься в кино Копелян начал, когда ему было за сорок. В пятидесятых-семидесятых появились «Как Вас теперь называть?», «Время, вперёд!», «Интервенция», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Опасные гастроли», «Чайка», «Даурия», «Неуловимые мстители», «Николай Бауман», «Вечный зов». За всю свою карьеру Ефим Захарович сыграл более чем в 80 фильмах.

Актриса БДТ Зинаида Шарко говорила: «Копеляна иногда называли «нашим Жаном Габеном», находя, что он похож на французского актёра и внешне, и масштабом личности. А я бы сказала: «Жан Габен – это их Фима Копелян!»

Кого не удалось сыграть Ефиму Копеляну, так это легендарного Камо в фильме «Лично известен», вышедшего в 1957 году на студии «Арменфильм». Подвела... национальность. Как рассказывал исполнитель одной из ролей в фильме Артём Карапетян, на роль знаменитого революционера требовался только лучший артист, которого начали искать по всей стране. Загвоздка была ещё и в том, что ЦК партии потребовал, чтобы национального героя Камо играл только армянин. И вот был найден Ефим Копелян. Вся съёмочная группа ликовала, артист великолепный, все довольны. И вот тут-то выяснилось, что при такой подходящей фамилии у актёра нет даже капли армянской крови! Кстати, сам Ефим Копелян и никогда не скрывал своего происхождения.

«Ефильм Закадрович»

Блестящий талант Ефима Копеляна как чтеца, раскрылся в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Можно сказать, что успех Штирлица Вячеслав Тихонов в равной мере разделил с Копеляном. Режиссёр сериала Татьяна Лиознова собиралась без проб пригласить Копеляна в фильм на одну из ролей, но сняться Копеляну у Лиозновой не удалось. Татьяна Лиознова вспоминала: «Я позвонила в Ленинград и просила передать, что коленопреклоненно прошу его читать авторский текст. Работать с ним было наслаждением. Он приезжал и, хотя был только что с поезда, всегда успевал побриться и переодеться в белоснежную рубашку, ни разу не изменил себе. Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит...»

Ефим Копелян, приезжая на съёмки, часто говорил: «Я у вас не Ефим Захарович, а Ефильм Закадрович – я же всё время за кадром».

За великолепную работу в сериале «Семнадцать мгновений весны» Ефиму Копеляну была присвоена Государственная премия РСФСР, но, к сожалению, уже посмертно, в 1976 году.

Ефим Копелян скончался 6 марта 1975 года в возрасте 62-х лет.

Из актёрской жизни

Ефим Захарович рассказывал, как, выходя на сцену БДТ в своём первом спектакле, от волнения появился не через дверь, а через окно. На сцене в это время находился другой актёр – Николай Монахов, к которому удручённый Копелян отправился извиняться после спектакля. Монахов выслушал сбивчивые тексты, тяжело вздохнул и спросил: «А больше ты ничего не заметил, Копелян? Ты ведь, голубчик, мало того, что вошёл через окно, ты ведь вышел-то... через камин!».

И на сцене, и в жизни актёр не расставался с усами. Он рассказывал: «Сбрил я их как-то, но Товстоногов не оценил. «По-моему, – говорит, – вы сразу потеряли индивидуальность». Естественно, я за свою индивидуальность очень испугался и решил срочно обрести её вновь».

  • Расскажите об этом своим друзьям!