ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

«Вертушки» конструктора Миля

Изменить размер шрифта

3011 18 1a 

Они спасали наших бойцов в горах Афганистана и Чечни, сейчас показывают класс в боях с бандформированиями в Сирии...

3011 18 1

Родом из Иркутска

22 ноября 1909 года в Иркутске в доме на улице Зверевской (возле ЦПКиО), в семье железнодорожного служащего Леонтия Миля родился второй ребёнок. Семья жила хорошо: работники Транссиба получали высокое жалованье и пользовались у иркутян авторитетом. Мили входили в элиту любителей искусства. Музыка, театр, живопись были неотъемлемой частью их жизни. Отец семейства профессионально работал с акварелью и частенько брал с собой на этюды детей, Костю и Мишу, а когда они подросли, отдал их на обучение художнику Копылову. Миша много рисовал с натуры, и ему пророчили будущее живописцем, но в школе открылся авиамодельный кружок, и у мальчика появилось второе увлечение. Он был усерден и старательно делал модели. Кружковцы запускали свои детища с Петрушинской горы. Одна из моделей Михаила победила на соревнованиях. Его рекомендовали на конкурс авиамоделистов в Новосибирск. Миша вернулся с первым призом.

Увлечение стало главной частью Мишиной жизни: он становится членом городского ОСОАВИАХИМа и сам начинает учить сверстников строить модели.

Миша учился во 2-й Иркутской трудовой советской школе второй ступени с кооперативным уклоном. По окончании в учётной карточке отзывы: активен, успешно освоил... Оценки в то время не ставились.

Продолжать учёбу он поехал в Томский технологический институт, который уже окончил молодой Камов. Миль поступил на инженерно-строительный факультет, но это оказалось не то, о чём мечтал Миша, а учителя из авиации, как Камову, ему не встретились. Он бросил институт и вернулся в Иркутск. Миша стал узнавать, где можно получить авиационное образование. Московский авиационный институт отпугивал величием столицы: юноша был застенчивым и скромным, а когда узнал про авиационный факультет в Новочеркасском технологическом институте, поехал туда. После окончания вуза «взлётная полоса» всё же привела Миля в Москву.

В 1937 году Миль и Скржинский создали автожир-истребитель А-12, который на высоте пять тысяч метров развивал скорость 260 км/час – подобный рекорд через десятки лет побьют только вертолёты Миля.

За годы работы в ЦАГИ Михаил зарекомендовал себя хорошим теоретиком винтокрылых аппаратов, его статьи печатали в Германии и Англии, но война прервала работы института. С отрядом автожиров инженер Миль находился на фронте под Ельней. Автожиры большого применения не получили: с них разбрасывали листовки, корректировали огонь артиллерии, но их часто сбивали.

Вскоре Миля с фронта отозвали. На одном из эвакуированных в Сибирь авиазаводе он получил возможность работать над своей темой – вертолётостроением.

Миль против Сикорского

В 1945 году Михаил Леонтьевич защитил докторскую диссертацию об устойчивости и управляемости вертолётов, а в начале пятидесятых возглавил конструкторское бюро. Вертолётостроение преодолевало «детскую болезнь» первого периода (малую грузоподъёмность, неустойчивость, плохую управляемость), но техническое развитие тормозили вибрации и усталость металла. Практическое применение вертолётов ограничивалось. Трудности стали проявляться при длительных полётах.

Немногим конструкторам удалось создать вертолёт, пригодный для практического применения. Первым в нашей стране стал Ми-1, принятый в эксплуатацию в 1950 году. Он был построен с двигателем конструкции А. Г. Ивченко, по одновинтовой схеме, с взлётной мощностью в 570 л. с.

Вертолёт Ми-1 по скорости и высоте полёта намного опередил иностранные одновинтовые винтокрылы.

В 1952 году в серийном производстве появились новые десантно-транспортные вертолёты Ми-4, вдвое превосходящие по своим тактико-техническим данным американские S-55 Игоря Сикорского.

Мировые рекорды Миля

Задуматься о вертолётостроении заставила война в Корее в 1950–1953 годах. В Инчхоне в конце 1951 года американцы впервые на вертолётах S-55 высадили с кораблей батальон морской пехоты. Через год после этих событий Ми-4, имея оборудование для слепых и ночных полётов, противообледенительную систему и гидравлическое сервоуправление, не знал себе равных в мире.

Лётчик Р. И. Капрэлян установил на Ми-4 мировой рекорд скорости полёта – 187,5 км/час на высоте 6017 метров с грузом в две тонны. Вертолёт имел специальный люк, через который можно было загрузить автомобиль типа ГАЗ-69 «Победа» или артиллерийское орудие. Вертолёты Сикорского загрузочных устройств не имели.

Мировое достижение Ми-4 – перелёт из Москвы на Северный полюс. Расстояние свыше семи тысяч километров. Лётчики Мельников и Бабенко стали Героями Советского Союза.

Экспедиция в Антарктику в 1955 году на дизеле-электроходе «Обь» была оснащена вертолётами Ми-4. Лётчик Колошенко, вылетев в начале 1956 года из Москвы на станцию «Северный полюс-6», обслуживал её в течение всего дрейфа и вернулся на материк, пролетев над открытым океаном 740 километров.

Ми-4 оказался незаменимым спасателем в зонах бедствия. Во время наводнений этими вертолётами спасено 10 тысяч человек, и Миль сказал тогда: «Ради этого стоило жить и трудиться».

Любимец милевского КБ

Милевские машины учил летать самый известный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Юрий Гарнаев.

Гарнаев выполнил на Ми-4 единственный в мире смертельный номер – покинул вертолёт с отказавшим двигателем. Обычно падающая машина «догоняла» парашютиста и рубила его авторатирующими лопастями винта. Но был задуман отстрел лопастей, и спасение получилось.

Миль доверил Гарнаеву самую большую машину из своего семейства – турбореактивный вертолёт с двумя двигателями Ми-6. После испытаний «шестёрку» готовили показать в Ле Бурже на авиасалоне.

Во Францию вертолёт летел своим ходом. Ми-6 проявил себя не только в показательных полётах, но и в деле.

В дни, когда проходил авиасалон, в горных местах на юге Франции бушевали лесные пожары. Фирмы многих стран предложили свои услуги. Гарнаев решил продемонстрировать всю мощь нашей машины, её возможности. Представился случай высоко поднять рейтинг отечественного вертолётостроения. Одна за другой сходили с дистанции машины ведущих в этой области стран, сдали американские вертолёты Сикорского, а Ми-6, управляемый Гарнаевым, носил и носил воду в цистернах на подвеске в самые задымлённые и недоступные районы.

На Ми-6 росли ставки зарубежных фирм, наших представителей буквально атаковали с предложениями.

...В одном из полётов связь с экипажем Ми-6 прервалась. Так погиб Юрий Гарнаев, ставший национальным героем Франции, а Ми-6 – лучшим вертолётом в мире.

Жизнь после смерти

В 1970 году Михаила Леонтьевича Миля не стало. По просьбе дочери, Татьяны Михайловны Миль-Щипановой, главного конструктора похоронили подальше от суеты, на сельском погосте под Москвой. На доме в Арбатском переулке укрепили мемориальную доску, на территории КБ установили памятник. Но главной памятью о Герое Социалистического Труда, лауреате Государственной премии Михаиле Леонтьевиче Миле остаётся работа Московского вертолётного завода его имени, который к концу XX столетия запустил в серийное производство боевой вертолёт нового поколения Ми-28Н – неуловимый танк с огромной живучестью. А в новом веке на авиасалоне проявил себя Ми-24 «Крокодил», единственный в мире выполняющий мёртвую петлю, и самый большой на земном шаре вертолёт Ми-26.

  • Расскажите об этом своим друзьям!