ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Птица счастья

Изменить размер шрифта

rezba-1

Ничего случайного в жизни не бывает. Поэтому наша встреча с Виктором Ирбулатовым была предрешена заранее. Случилось это в 1969 году. С той поры и дружим. И случилось не где-нибудь, а в Усть-Илиме, в общежитии на улице Романтиков.

25-07master1Усть-Илим, как и Братск, Магистральный, в те времена был особо притягательным местом для людей активных, ищущих себя и друг друга Здесь даже чиновники были другими, они могли назвать улицу не Советской или Профсоюзной, но – Романтиков!

Едва ли не с первых дней Виктор стал ходить в таёжные походы. Спортивный туризм был тогда излюбленным занятием молодёжи.

Многих он удивлял тем, что выбирал самую тяжёлую работу. Всегда брался за комель, если надо нести бревно. Он и один мог тащить сушину, не прося помощи. Немногословный, детдомовской закваски, Витя привык во всех делах полагаться только на свои силы.

Сколько помню друга, он всегда был примерным семьянином. По сегодняшним временам редкий тип мужчины. Редкий, увы, как музейный экспонат. Каждый свой поступок, каждый шаг он сверяет с семьёй – как это отзовётся на них, на самых близких людях? Много ли таких отцов сегодня? Не знаю... Знаю другое – сорвав в лесу первые ягоды земляники, не съест их сам, но бережно завернёт в зелёный лист и отнесёт домой, чтобы угостить своих, увидеть их счастливые глаза.

Лес знает и любит. И здесь его первая любовь – птицы. Как на них смотрит, с каким лицом слушает – это надо видеть! Будто весь светится при этом. И подражать им любит, и разговаривает с ними, как с малыми детками.

Раскрыл однажды книгу по народному творчеству и там увидел чудо-птицу, сделанную из дерева, известное изделие мастеров русского Севера. По преданию она должна быть в жилище и беречь семью.

Птица подвешивалась под потолком, тёплый воздух приводил в движение крылышки-перья. Получается, что птица плывёт по окружности, то закручиваясь, то раскручиваясь. Осматривает с высоты – всё ли ладно в семье, все ли живы-здоровы?

Загорелся Витя – надо сделать такую же. Но как?

Мастер прежде всего работает головой, потом руками. Перечитав краткое описание самоделки, он понял, что многое придётся домыслить самому.

Выручит творчество. Ищи, думай, пробуй, снова ищи – всё найдёшь!

Где найти прямослойную древесину, которую можно расслоить на ровные, тончайшие, менее миллиметра, пластинки? Каким должен быть нож, подходящий для этой работы? И как расщепленные пластинки развести в разные стороны, не сломав при этом? Честно признаюсь: когда друг овладел мастерством, сделал не один десяток птиц и предложил обучить меня, я отказался. Слишком сложно.

А он пошёл дальше. Начал делать композиции из нескольких фигур, затем взялся за хвостовое оперение, улучшил его и добился того, что изделия стали оригинальней и интересней тех, что однажды увидел на картинке. Постепенно увеличивал диаметр окружности и довёл его до полуметра. Оригинал – около 20 см.

Если кто-то не поленится сосчитать все перья, вырезанные из золотистых сосновых пластинок на крупной птице, – тот, закончив считать, удивлённо вскинет брови и, должно быть, скажет «ого!»

25-07master2Перья каким-то чудом, без клея, держатся за брусок, из которого вырезано. Представить такое трудно, сделать ещё труднее. Хочется воскликнуть: «Не может быть!» Но... вот она – птица.

Хранительницы домашнего очага, выпорхнувшие из рук Виктора, разлетелись широко и далеко. Хранят семейный уют в квартирах Москвы, Хабаровска, Иркутска, Санкт-Петербурга и многих других городов России, ближнего и дальнего зарубежья. В этом и есть народное признание мастера, которому за долгие годы работы удалось довести свои изделия до совершенства.

Как человек, имеющий отношение к резьбе по дереву, рискну предположить, что по качеству, по сложности «Птица счастья» Виктора Ирбулатова значительно превосходит оригинал. Осмелюсь даже сказать, что лучше этих птиц не делает никто! Буду немало удивлён, если кто-то сумеет опровергнуть это.

Ни в магазинах, ни в художественных салонах Москвы и других городов, ни на выставках-ярмарках, ни в книгах по народному творчеству – нигде не встречалось хоть что-то сравнимое с его сказочными птицами.

Как альпинист готовится к восхождению, аквалангист – к погружению, как охотник или грибник предвкушают очередной выход в лес, так и для Вити выглядит подготовка к любимому делу.

Мастер критически оглядывает верстак, где всё должно быть в чистоте и в полном порядке. Весь инструмент должен быть на виду и под рукой. Ножи заточены, отполированы до такой степени, что ими можно бриться. Иначе нельзя, не пойдёт работа.

Хорошо, когда всё готово и всё под руками. И вот наступает момент – нож погружается в податливый сосновый брусок, с приятным для слуха шелестом отслаивается пластинка, вторая, третья...

Если заглянуть сейчас в душу мастера, то увидишь, что всё в ней ликует и поёт, а сама душа раскрыта, как раскрываются лепестки под лучами восходящего солнца. Мастер в своей стихии – что может быть лучше?

Счастлив человек творящий! Он делает то, что хочет и что нравится делать. Ему не надо «пожить для себя», как говорят обделённые счастьем эгоисты, он рад тому, что его труд приносит радость другим.

Востребованность, осознание своей необходимости в этом мире – вот она, высшая награда, и нет ничего выше.

Живой человек не может долго стоять на одном месте. Движение – жизнь. Освоив «птицу счастья», Виктор Биктимирович решил заняться обработкой капа. Те, кто часто бывает в лесу, конечно, видели капы – причудливые наросты-бородавки на живых и умерших деревьях. Дело это не менее хлопотное, тоже требует терпения и больших усилий.

Только найти кап в лесу, вырубить, не поранив сильно дерево, – одно это уже непросто. Ещё труднее обработать нарост, очистить от коры, придать ему нужную форму, затем отшлифовать так гладко, чтобы ни одной царапины на поверхности. Мало кто при этом знает, что высохший кап твёрд, как кость.

Охотников резать кап не много. Единицы. Начав, большинство бросает. Вполне по бессмертным словам «ох, и трудная эта работа – из болота тащить бегемота!». Замечу только, что красота, изящество изделий из нароста не сравнимы ни с чем. Этим сполна компенсируются все возникающие трудности.

Чем-чем, а трудностями Виктора Биктимировича не напугаешь. Он среди них вырос.

Конечно, кап перед ним раскрылся. И никуда он не денется, отступит перед таким напором, как настойчивость, терпение и трудолюбие.

Снова пела и радовалась душа, снова руки рвались к резцам. Что ж, так и должно быть. Ведь работа красивая! Каждый кап, как человек, глубоко индивидуален – рождается лишь однажды и никогда не повторяется. А если в резчике живёт ещё и художник – такого кап уже не отпустит.

Грамотно раскрытая текстура нароста ольхи, осины, черёмухи очень похожа на живописные полотна – на неё хочется смотреть и смотреть.

Новое творчество мастера люди оценили по достоинству. Его изделиями заинтересовались ценители прикладного искусства, его стали приглашать на различные выставки. Благодаря умелым рукам Виктора многие люди впервые увидели, какие удивительно красивые вещи – шкатулки, орешницы, конфетницы – можно сделать из капа, из корней, из обычных сучков и коряг.

Как одного из лучших резчиков Восточной Сибири, его пригласили в Москву для участия во Всероссийской выставке народного творчества.

Ему, конечно, было интересно посмотреть – что привезли на выставку другие участники? Побродив среди стендов, среди множества красивых поделок, привезённых из разных уголков России, он вдруг услышал музыку. Она звала к себе, и ноги сами понесли на зов. Здесь ему показали необычную флейту, вырезанную из тонкого ствола дерева. Показали, как на ней играть.

Флейта пела так, что казалось – это поют далёкие горы и степи, шумят бескрайние леса, журчат чистые ручьи, трепещет листва на ветках, и птицы радуются солнцу.

Так родилось новое увлечение. Мастеру опять пришлось немало потрудиться и подумать, прежде чем стало получаться что-то похожее. Перепробовал различные породы дерева, не раз испытал разочарование. Вырезать из дерева поделку или музыкальный инструмент – далеко не одно и то же. И всё-таки добился своего – зазвучала музыкальная камера, спрятанная в трубке, из флейты полились дивные звуки.

В очередной раз Виктор оправдал своё имя – Победитель!

Но нельзя победить время. Такое никому не удавалось. Годы, увы, не щадят никого – ни плохих, ни посредственных, ни хороших людей.

Человеку, увлечённому и работящему часто кажется, что он по-прежнему полон сил, что ему всего двадцать лет. Всего сорок, всего пятьдесят... Он, как и раньше, хватается за оба ведра, полные воды, хватается за бревно...

Да, не выдержала нагрузок рука. Самая натруженная – левая. Порвались связки, стал разрушаться плечевой сустав. Боли были такие, что не только делать что-либо – даже шевельнуть рукой нельзя. Даже спать невозможно! Каждый в его семье не находил себе места от переживаний, друзья с тревогой наблюдали за его состоянием.

Наверное, нет тяжелее испытания для мужчины, чем это – ощущение собственной беспомощности. Ещё вчера ты был опорой семьи, нёс самую тяжёлую ношу, а сегодня сам нуждаешься в подпорках...

Часто он звонил сам, зная, что о нём беспокоятся. Старался говорить бодрым голосом, успокаивал: «Уже шевелю пальцами, уже держу карандаш, иду на поправку!»

Прошёл год. Здоровья он, конечно, не прибавил и не мог прибавить, когда тебе давно за шестьдесят. И тем не менее... Втирая мазь в больной сустав, запивая какую-то из таблеток, Виктор Биктимирович прекрасно понимал, что одними снадобьями не вылечишься. Жизнь – движение. И потому надо действовать самому.

Зимой попробовал встать на лыжи. Потом решился на большее – пересёк на лыжах Иркутское водохранилище. Звонил с другого берега и радостно сообщал: «Я снова в тайге! Сижу у костра!»

К весне рука окрепла и уже сама просилась к резцам. А если просится... Попробовал сесть за работу, начал новую флейту. И снова нож поёт под рукой, снова летит над морями и лесами. Жизнь продолжается.

А недавно он позвонил. Поздно вечером позвонил, когда большинство уже спит. Говорил приподнятым, весёлым голосом:

– Ты знаешь, боялся, что не получится. А получилось! Флейта поёт!

И было приятно слышать, что друг вернулся к любимому делу. Он не из тех, кто жалуется, ищет виноватых вокруг, когда приходит беда. Он из тех, кто ищет свет в конце тоннеля. И обязательно найдёт. Он просто мужчина, просто Мастер.

  • Расскажите об этом своим друзьям!