ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

«Профессию не выбирал...»

Изменить размер шрифта

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/batalov_20_11 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

batalov 2 

20 ноября празднует день рождения великолепный актёр Алексей Владимирович Баталов. Ему исполнилось 87 лет. Баталов сыграл более сорока ролей в кино, и многие из них стали настоящим событием в киноискусстве.

Алексей Баталов вырос в театральной семье: известными актёрами Московского художественного театра были не только его родители, но и дядя, и тётя со стороны отца.
Когда Алёше было пять лет, его мама, Нина Ольшевская, вышла замуж за известного в те годы писателя-сатирика Виктора Ардова, который сумел стать для мальчика настоящим отцом. В квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом, часто бывали Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров. Подолгу там гостила Анна Ахматова. С Анной Андреевной у Баталова связано множество воспоминаний. Как-то она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар – чтобы вернувшийся из армии Алексей купил себе одежду. А он приобрёл... подержанный «Москвич». И назвал его Аннушка.


 Детство в театре

Первое детство, по словам Баталова, закончилось в 1941 году. Второе – началось в эвакуации в Бугульме. Алексей Владимирович вспоминает: «Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное – война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье. Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме».
Вернувшись после войны в Москву, Алексей окончил школу и поступил в школу-студию МХАТ. Выбор профессии был естественным: «Я сроду не знал, что такое песочница! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актёров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актёром. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять моих прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын...»
По окончании школы-студии, с 1950 по 1953 год, Баталов был актёром Центрального театра Советской Амии. В 1953–1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало.


 Новый герой

Алексей Баталов не собирался сниматься в кино. Считал, что его место только в театре. И, кстати, укрепился в этом убеждении после того, как снялся в крошечном эпизоде в картине «Зоя» о легендарной Зое Космодемьянской. Было это в 1944 году. Баталов вспоминал потом, что чувствовал себя совершенно ужасно.
Десять лет спустя режиссёр Хейфиц пригласил молодого актёра на одну из главных ролей в фильме «Большая семья». С Алексеем Журбиным на советский экран пришёл новый герой – рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии.
Встреча с таким режиссёром стала поистине судьбоносной для молодого актёра. Опытный мастер, тонкий психолог, И. Хейфиц увидел в молодом актёре новый тип героя. В лице А. Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрёл героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести.
Баталов снялся ещё в четырёх картинах у Хейфица: «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья». Все герои Баталова – чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.
Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссёров, и в 1956 году Марк Донской пригласил молодого актёра на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького «Мать». Интересно то, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея – талантливый и обаятельный Николай Баталов.
Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине «Летят журавли». Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения – солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Этот фильм до сих пор остаётся единственной советской картиной, удостоенной Золотой пальмовой ветви Международного кинофестиваля в Канне.

{gallery rows=7 cols=1 width=290}TXTS/2015/batalov_20_11{/gallery}


Режиссура, радио

В 1960-е годы Алексея Баталова пригласили работать на радио. Его голосом заговорили персонажи радиоспектаклей по произведениям Толстого, Куприна, Лермонтова, Шекспира.
Рассказывая о творческом пути Баталова, нельзя не упомянуть о режиссёрской работе. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссёра фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому.
Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм «Три толстяка», в котором актёр играл одну из главных ролей - канатоходца и революционера Тибула. Артист сам, без дублёра, шёл по натянутой между домами проволоке, причём без страховки. Целый год он тренировался, чтобы сделать эти несколько шагов. Жена Гитана, в прошлом цирковая наездница, тем временем обучала девочку, игравшую Суок.


Слесарь Гоша

Особняком стоит мелодрама «Москва слезам не верит» – фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве – премию Оскар.
Роль слесаря-философа Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. Слесарь Гоша стал мечтой многих советских женщин.
Однако Баталов считает, что зрители всё-таки не совсем разглядели его героя: «Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить её бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушёл, пристаёт к незнакомой женщине в электричке, пьёт, дерётся. «Одинокие советские женщины» не рассмотрели моего героя как следует».


Семья

Алексей Владимирович рано стал семейным человеком: первый раз он женился в шестнадцать, невесте Ирочке Ротовой было столько же, они знали друг друга с детства. Правда, узаконить свои отношения юные влюблённые не смогли из-за возраста, а поэтому просто купили одно кольцо на двоих. Через два года они поженились, а потом родилась дочь Надя. После съёмок в «Большой семье» в 1954 году Баталов стал знаменитым, начались гастроли, звонки поклонниц. Жена не выдержала, начались ссоры. Алексей Баталов увлёкся потомственной циркачкой-наездницей цыганкой Гитаной Леонтенко. К 1958 году он окончательно разорвал отношения с Ириной, потом женился на Гитане. Их семейная жизнь оказалась долгой и счастливой, но была омрачена болезнью дочери. Маша появилась на свет с родовой травмой. После её рождения Гитана Аркадьевна оставила цирк и стала домохозяйкой. Никакое лечение не помогло: Маша так и осталась в инвалидной коляске. Но родители сделали всё возможное, чтобы дочь нашла своё место в жизни. Алексей Владимирович брал её с собой на все гастроли, её возили в театр и на балет. Мария оказалась одарённым и сильным человеком, она закончила сценарное отделение ВГИКа, написала книгу, выпустила сценарий, по которому сняли фильм, стала членом Союза писателей.


 В наши дни

Алексей Владимирович преподаёт во ВГИКе уже окло сорока лет,  давно не снимается в кино. В последнее время здоровье его пошатнулось, он редко выходит из дома. Живёт актёр довольно замкнуто, избегает публичности, общается только с женой и дочерью Марией, не даёт интервью.

 
  • Расскажите об этом своим друзьям!

Тэги: