ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

От Шепетовки до Одера

Изменить размер шрифта

alt

 

...На железнодорожной станции Шепетовка находились десятки эшелонов с боеприпасами, цистерны с бензином, платформы с танками, тяжёлой артиллерией, грузовиками, а также санитарные составы с ранеными немецкими солдатами. Были составы с вывозимым в Германию зерном и скотом. В этой болотистой местности, тем более в распутицу и половодье, почти единственной фронтовой транспортной артерией была железная дорога.

В начале февраля на рассвете для немцев как гром среди ясного неба – два наших пикирующих бомбардировщика в сопровождении истребителей. Они сбросили на Шепетовскую железнодорожную станцию смертоносный груз.

altЭтот удачный налёт наших бомбардировщиков помог воинским частям 1-го Украинского фронта 11 февраля овладеть Шепетовкой. Дивизии фронта после захвата железнодорожного узла в Шепетовке вырвались из болотистой местности и ринулись к Бугу. Доставлять военный груз дивизиям в тот период можно было только железной дорогой. Нужно было срочно восстановить железнодорожный путь через разрушенную станцию. Такая боевая задача стояла перед батальонами железнодорожных войск.

Спрашиваю Александра Ермолаевича Медведева, бывшего солдата 60-го железнодорожного батальона седьмой бригады, как им, железнодорожникам, удалось быстро восстановить Шепетовскую станцию.

– Восстанавливать станцию начали сразу, как только город был очищен от фашистов. Сначала правый путь – одну ветвь, по которой надо было как можно скорее пустить воинские составы к наступающим дивизиям. Где было возможно, с помощью прибывшего паровоза отволакивали в сторону остовы сгоревших паровозов и вагонов. Где паровоз не мог приблизиться к этим остовам, оттаскивали трактором. Из завалов несло сладковатым смрадом – там, в пыли, гари, среди исковерканных вагонов, паровозов, разного хлама, разлагались полусгоревшие останки людей и животных. Бродили одичавшие кошки и собаки.

Очистив правый крайний путь, стали заменять погнувшиеся рельсы, полусгоревшие шпалы. Новых рельс не было. В старых вручную вырубали непогнувшиеся куски и соединяли их. Основными инструментами были тяжёлые молотки, кувалды, зубила, ручные дрели. Работали, не разгибая спины от рассвета до заката солнца – весь световой день, прихватывали и ночи. Почти на ходу ели, курили. Спали не более пяти часов. Немецкие бомбардировщики по нескольку раз в день сбрасывали бомбы на станцию, пытались сорвать восстановительные работы. Но не сорвали. Вскоре правый путь был восстановлен, и по нему понеслись к фронту воинские эшелоны. А наш батальон в таком же темпе днём и ночью стал приводить в порядок и другие пути на станции.

alt

Восстанавливал 60-й батальон железнодорожные пути на разных участках наступающих армий на запад. Отступая, гитлеровцы в первую очередь разрушали железнодорожные дороги, станции, мосты. У них был излюбленный приём выводить из строя железнодорожные пути – рвать пополам шпалы. Делали это так: два сцепленных один к другому паровоза волокли за собой мощный железный крюк, который рвал шпалы. Железнодорожным батальонам, по сути, приходилось заново строить колею. На это уходило время. Восстанавливали зачастую под вражеской бомбёжкой. Прятались в воронках и в заранее вырытых щелях. Однажды Медведев во время налёта немецких пикирующих бомбардировщиков спрыгнул в воронку, прикрыв себя мокрой шинелью. Шинель топорщилась, лежала коробом. Этим и спасла солдата от мелких осколков – они в ней застряли.

Родился Александр Ермолаевич Медведев в 1921 году в Мурашинском районе Кировской области. Семья была многодетной – четыре девочки и три мальчика. Жили в нужде, бедности. Отец ушёл из семьи. Поднимала детей одна неграмотная мать Алина Ивановна. В 1933 году она заболела брюшным тифом и умерла. Дети стали круглыми сиротами. Кормились мирским подаянием. На всех была на десять рядов латанная одежонка – заплата на заплате. В летнее время ходили босиком, зимой – в старых изношенных валенках, ботинках или сапожных опорках с дырами, из которых выглядывали пальцы. Эти обноски давали из жалости люди бедные, едва сами сводившие концы с концами. С горечью вспоминает Александр Ермолаевич:

– Детства не было. Одни мытарства. Помыслы у всех нас сводились к одному – поесть, какой бы еда ни была. Корка хлеба в то далёкое время казалась всего дороже на свете. Даже теперь, когда голодным не бываю, рука не поднимается бросить кусочек хлеба в помойное ведро...

altВ 1940 году девятнадцатилетний Александр Медведев – в рядах Красной армии. В городе Хабаровске определён рядовым в 60-й батальон 7-й железнодорожной бригады. Вместе с батальоном строил туннель под Амуром – со всеми подъездными путями около 16-ти километров. Туннель имел очень важное стратегическое значение в военное время – на случай уничтожения вражеской авиацией мостов через Амур. Командующий Дальневосточным округом генерал армии Апанасенко каждый день приезжал на стройку – торопил строителей-железнодорожников завершить работу в установленный срок – до конца 41-го года.

Строители работали по 18–20 часов в сутки. Жили в больших палатках, в которых зимой у дневальных в кружках замерзала вода. Осенью в дождливую погоду одежду, ботинки с обмотками негде было сушить. При всех этих трудностях к намеченному сроку туннель был построен.

В начале 1942 года седьмую железнодорожную бригаду перебросили к Байкалу – строить туннели в районе Култука. Строилась объездная железная дорога Иркутск – Слюдянка. Как и на Амуре, работали по восемнадцать и более часов. Питание плохое – буханка хлеба на отделение, жиденький мясной суп с мороженой картошкой и перловкой. Утром и вечером – перловая каша. Каждый день одно и то же. Солдатские ботинки, выданные в Хабаровске, просились на свалку. Новые не выдавали. Одни солдаты были вынуждены шить себе самодельные ботинки с деревянной подошвой, другие – плести лапти из бересты или верёвок, как красноармейцы в некоторых частях в Гражданскую войну.

Все рвались на фронт. Рвались не только из патриотических чувств. Знали, что там с питанием и обмундированием было лучше. И это желание осуществилось в начале 1943 года – 7-й железнодорожной бригаде было приказано отбыть на фронт. Ехали в товарных вагонах, обогреваемых «буржуйками» – небольшими железными печками-времянками.

В марте 1943 года прибыли на Воронежский фронт. Высадились перед Валуйками – для восстановления прямо с колёс в этом городе железнодорожного узла, где было разрушено всё железнодорожное хозяйство. Произошла первая встреча с врагом. Впереди к узлу двигался 61-й железнодорожный батальон. При налёте немецкой авиации он почти полностью полёг. Бойцы батальона навечно остались лежать вдоль насыпи. Немногие оставшиеся в живых влились в 60-й батальон. Такая же страшная участь постигла бы и этот батальон, если бы его комбат своевременно не приказал своим солдатам рассредоточиться и отрыть для себя узкие щели. А толчком для такого приказа послужило появление в небе немецкого самолёта-корректировщика – «рамы». Появилась «рама» – жди артиллерийского обстрела или появления вражеских самолётов. А они тут как тут – около тридцати стервятников. Пикировщики зависли над батальоном каруселью: первый «юнкерс», сбросив бомбы, отворачивал в сторону. Тут же на его месте возникал другой, резко, с рёвом заваливался на крыло и пикировал на это же место или железную дорогу. За ним – третий, потом – четвёртый, пятый... тридцатый. Всё вокруг горело, трещало, рвалось; летели вывороченные пни, пласты земли, комья грязи.

Солдат Медведев при взрыве первой же бомбы скатился в глубокую воронку, прикрывшись телогрейкой. На него свалились ещё двое солдат. И всех троих присыпало землёй...

60-й батальон не понёс больших потерь. Спасло то, что бойцы успели отбежать от насыпи на десятки и сотни шагов, не допустили скученности на малой площадке.

Александр Медведев со своим 60-м батальоном в составе 7-й железнодорожной бригады после боевого крещения перед городом Валуйки участвовал в восстановлении разрушенных железных дорог, мостов через большие и малые реки, в расширении зарубежных железнодорожных путей, в которых колея меньше на 10 сантиметров и шпалы в отличие от наших – железобетонные или дубовые...

Условия службы в железнодорожных войсках были суровыми: трудиться приходилось днём и ночью, почти без сна, под артобстрелом, работать в стужу, дождь, снегопад. Работа всегда срочная, всегда важная, которая не терпит отлагательств. Солдаты в железнодорожных войсках должны быть исключительно выносливыми, способными выполнять задания в экстремальных условиях.

Солдаты и офицеры всех родов войск хотели эту жестокую войну завершить в фашистском логове – Берлине. Но по воле большого начальства из немецкого города Оппельна на Одере, северо-западнее Кракова, совсем близко от вражеской столицы, 7-ю железнодорожную бригаду в апреле 1945 года откомандировали в Иркутскую область – продолжить строительство объездной дороги Иркутск – Слюдянка. 60-му батальону предстояло завершить строительство туннелей...

Демобилизовался Александр Медведев в 1948 году. Стал трудиться в Иркутске в военизированной охране Восточно-Сибирской железной дороги – в пожарном подразделении. Работал бойцом, командиром отделения, начальником пожарной команды, начальником пожарного поезда, инструктором по пожарно-технической части. Работа в пожарном деле схожа со службой в железнодорожных войсках – также всё срочно, работа до седьмого пота.

С 1981 года Александр Ермолаевич на заслуженном отдыхе. Но до перестройки не сидел сложа руки – десять лет работал начальником штаба по охране общественного порядка в Ленинском районе...

Ветеран войны и труда, он награждён орденом Отечественной войны II степени и многими медалями.

В 1948 году Александр Ермолаевич женился. Жена Тамара Валентиновна – тоже круглая сирота, не познала в детстве материнскую ласку. Александр Ермолаевич и Тамара Валентиновна в 1998 году отметили золотую свадьбу. Сейчас болеют, но стойко переносят удары судьбы. И в этом помогает им дочь Людмила Александровна, пенсионерка, как и её родители.

  • Расскажите об этом своим друзьям!