ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Неукротимый Иван Пырьев

Изменить размер шрифта

Иван Александрович Пырьев – имя, широко известное всем поклонникам кинематографа, ведь этот режиссёр стоял у истоков советского кино и создал жанр народной лирической комедии. Иван Пырьев шесть раз был удостоен Сталинской премии и был одним из создателей киностудии «Мосфильм» и Союза кинематографистов.

Неукротимый Иван Пырьев

Биография Ивана Пырьева

Иван Александрович Пырьев родился 17 ноября 1901 года в селе Камень-на-Оби, на Алтае. Его родители, коренные сибиряки, крестьянствовали. Кроме работы на полях отец и мать грузили хлебом огромные баржи. В 1904 году отца убили в драке, и мать уехала на заработки, оставив мальчика на семь лет в семье деда. Когда Ваня окончил три класса, мать увезла его в небольшой городок Мариинск, где она сошлась с мелким торговцем фруктами. Отчим отличался крутым нравом, в подпитии бросался на всех с кулаками. Однажды четырнадцатилетний Ваня не выдержал и дал сдачи, а после этого ушел из семьи. Он сел в воинский эшелон и поехал на фронт.

Актер

Пырьев воевал в составе 32-го Сибирского полка, отличался беспримерной храбростью. Был дважды ранен, получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.

В мае 1918 года Иван перенес тиф, а после выздоровления записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии, где встретился и подружился с Григорием Александровым.

Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

В столице Пырьев играл у Сергея Эйзенштейна, потом ушел к Всеволоду Мейерхольду. Одновременно будущий режиссер руководил рабочими самодеятельными кружками.

Король ассистентов

В 1923 году Иван Пырьев окончил актерское, а потом и режиссерское отделение отделение ГЭКТЭМАС. Наконец судьба привела его в кино. Пырьев начинал как помощник режиссера. Вскоре о нем заговорили как о «короле ассистентов». Утверждали, что даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьется успеха.

Конечно, он хотел снимать сам. Помог ему случай. На кинофабрике «горел» сценарий, рассчитанный на летнюю натуру. Пырьев за три месяца сделал из него сатирическую комедию. Но второй сатирический фильм «Государственный чиновник» был подвергнут критике. Считалось, что в социалистическом обществе сатире места нет...

Следующая лента Пырьева «Деревня последняя», начатая в 1931 году, была посвящена возникновению колхозов. Но в процессе работы режиссера отстранили от постановки «за противопоставление интересов картины интересам государства»...

В 1933 году Пырьев выпустил драму «Конвейер смерти» со своей женой Адой Войцек в главной роли. Но ни этот, ни следующий фильм «Партийный билет» успеха не имели. Пырьева отстранили от режиссерской работы и уволили с «Мосфильма».

Автор советской комедии

Иван Александрович отбыл в Киев, где взялся за съемки музыкальной комедии «Богатая невеста». Это был настоящий прорыв: Пырьев нашел «свой» жанр, который и прославил его на всю страну. Пырьев пронизал все эпизоды фильма стремительным ритмом, красотой, задорной и доброй веселостью. Композитор Исаак Дунаевский написал превосходную музыку. Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число наиболее популярных советских актрис, а кроме того, стала второй женой Ивана Александровича.

Возвратившись на «Мосфильм», Пырьев принялся за новую комедию – «Трактористы». В этой картине блистали молодые актеры Николай Крючков, Борис Андреев и Петр Алейников. Песни из «Трактористов» популярны в народе до сих пор.

Разработанная Пырьевым в «Богатой невесте» и «Трактористах» поэтика бесконфликтной лирической комедии, воспевающей труд, стала своеобразным эталоном советской комедии 1930-х годов.

Одну из лучших своих картин, «Свинарка и пастух», о любви юной свинарки Глаши (Ладынина) и лихого чабана Мусаиба (Зельдин), Пырьев заканчивал в осенние месяцы 1941 года, когда на Москву падали фашистские бомбы. Казалось бы, война и комедия, – вещи несовместимые. Но успех фильма превзошел все ожидания!

Когда советские войска перешли в наступление, Пырьев решил вернуться к жанру музыкальной лирической комедии, поставив «В шесть часов вечера после войны», где он представил, какой будет радость победы, – с салютом, с народом, вышедшим на ярко освещенные площади Москвы. К счастью, творческое предсказание режиссера сбылось.

Тогда кинематограф еще не знал термина «мюзикл». Но именно мюзиклом следует считать и «В шесть часов вечера после войны», и следующую работу Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Музыка стала темой и сюжетной основой картины.

Фильм был очень хорошо оценен прессой, премирован, продан в восемьдесят шесть зарубежных стран, но особенно большим успехом почему-то пользовался в Японии. Пырьев получил звание народного артиста СССР.

Николай Погодин написал для Пырьева сценарий фильма «Веселая ярмарка». Роль Пересветовой стала лучшей работой Марины Ладыниной, а Сергей Лукьянов сыграл Гордея Ворона, «казака лихого, орла степного». Песню «Каким ты был» на стихи Матусовского написал Исаак Дунаевский. Перед выходом на экраны фильм посмотрел Сталин и предложил новое название – «Кубанские казаки».

Вначале картина была восторженно принята и зрителями, и прессой. Пырьев получил свою шестую Государственную премию. После смерти Сталина фильм начали критиковать, обвинять в «лакировке действительности».

Трудно сказать отчего – от несправедливой ли критики, или по какой другой причине, но Пырьев отошел от комедии.

В конце 1950-х годов Пырьев приступил к экранизации романа «Идиот». Картина имела необыкновенный успех. Юрий Яковлев (князь Мышкин) и Юлия Борисова (Настасья Филипповна) создали незабываемые образы. Трагические сцены, особенно сцена торга и сожжения денег, были подлинными, по Достоевскому. Режиссер показывал сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей.

«Иваном Грозным» называли Пырьева между собой кинематографисты, уважая, боясь, восхищаясь. Иван Александрович был человеком огромного темперамента и эмоциональности, с большим обаянием и умением привлекать людей. Скольких руководителей он посетил и убедил, чтобы появился Союз кинематографистов СССР – истинное детище Пырьева. Несколько лет проработал он и директором «Мосфильма».

Однако, получив должности и посты, Иван Александрович стал превращаться из художника в чиновника. Марина Ладынина не могла с этим смириться. Разрыв усугубили его увлечения на стороне. Пырьев женился на молодой актрисе Лионелле Скирде, воспитаннице Юрия Завадского. Лионелла по возрасту годилась своему мужу во внучки.

Последней картиной Пырьева стали «Братья Карамазовы». Над трехсерийным фильмом он работал с полной самоотдачей. Болело сердце. 7 февраля 1968 года, вернувшись со студии, Иван Александрович лег, уснул и не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесенных в работе, на ногах... Актеры Михаил Ульянов и Кирилл Лавров закончили фильм.

Иосиф Маневич, редактор и сценарист, работавший с Пырьевым на «Мосфильме», вспоминал: «Неукротим он был во всем, никогда не сдавался ни в споре, ни в преферансе, ни в любви, ни на бильярде, ни на съемках, ни в больнице перед лицом смерти. И врачи разводили руками перед всякими его анализами, по показаниям которых он давно должен был умереть».

  • Расскажите об этом своим друзьям!