ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Несравненная Фаина

Изменить размер шрифта

 

27 августа 2016 года исполняется 120 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской. Какой она была? Безумно талантливая, острая на язык, щедрая, но с несносным характером. Любима властями и публикой, но очень одинока.

У Фаины Георгиевны Раневской не было ни одной большой роли из мирового репертуара, но, тем не менее, редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» включил её в десятку самых выдающихся актрис ХХ столетия.

Детство

Фанни Гиршевна Фельдман – будущая Раневская, появилась на свет в Таганроге, в обеспеченной и благополучной еврейской семье.

Маленькая Фанни подражала всем, кого видела вокруг: дворнику-татарину, нищим, продавцам мороженого. Она старательно копировала интонации, слова и манеру поведения. Получалось у неё великолепно. При этом девочка была очень ранимой и впечатлительной, но скрывала это. Очень переживала, что её постоянно сравнивают со старшей сестрой – красавицей Беллой. Фанни была «гадким утёнком» – нескладная, стеснительная, она ещё и слегка заикалась. Девочка сторонилась сверстников, подруг у неё не было. Зато Фанни обожала читать, особенно любила Чехова, а над грустной книгой могла просто разрыдаться.

Увлечение кино пришло Фаине лет в двенадцать. Свое первое впечатление от увиденного она описывала так: «Обомлела. Фильм был в красках, возможно, Ромео и Джульетта. Я в экстазе, хорошо помню моё волнение...»

Чуть позже она увидела спектакль «Вишнёвый сад», в котором играли театральные звёзды тех лет. Фанни решила, что обязательно будет актрисой.

Как Раневская

Девятнадцатилетняя Фаина пошла учиться на частные театральные курсы. Семья не одобряла странное увлечение, но терпела, надеясь, что девушка это «перерастёт».

Но потом Фанни объявила, что собирается стать актрисой. Это вызвало скандал, а Герш Хаимович высказался очень жёстко: «Посмотри на себя в зеркало – и увидишь, что ты за актриса!» Отец поставил условие: либо семья, либо театр. Но Фанни было не остановить.

Девушка приехала в Москву, но провалилась на экзаменах: от волнения Фаина начала так заикаться, что не сумела прочитать ни один монолог. Конкурс был огромный, и, конечно, никто не стал присматриваться к робкой провинциалке.

Фая была без денег и без крова, но решила остаться в Москве. Чем бы для неё кончилась эта зима, неизвестно, но помогла удача: Фаину приютила знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Она поселила девушку у себя, брала на спектакли, познакомила со своими друзьями. А потом помогла устроиться в театр в Малаховке. Так Фаина получила свою первую роль без слов. Позже Фая подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом».

Труппа не вызвала интереса публики, заработка практически не было. И тут, на счастье, пришёл перевод из дома. Это мама тайком помогала своей непутёвой дочери. Фанни получила деньги, но...

«Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры – всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

– Денег жаль, зато как красиво они улетают!

– Да ведь Вы Раневская! – воскликнул спутник. – Только она могла так сказать!

Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё...»

Так Фанни Фельдман стала Фаиной Раневской.

Большая актриса

В 1917 году вся семья Фаины отправилась на пароходе «Святой Николай» сначала в Турцию, а потом в Европу. Девушка осталась совсем одна.

Она ездила по всей стране с труппами провинциальных театров. В Ростове Раневская познакомилась с замечательной актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, ставшей её театральной учительницей и подругой. Они оказались духовно близкими людьми, и завязалась дружба на всю оставшуюся жизнь.

Раневская много кочевала, потом обосновалась в Москве. Подолгу не задерживалась ни в одном театре. Играя незначительные роли, она отвлекала всё внимание зрителей на себя. Раневская сама придумывала реплики для своих персонажей, практически создавая их заново, а это часто не нравилось режиссёрам.

«Вы слишком хорошо играете!» – сказали ей однажды. «Если надо в интересах дела, я могу играть хуже», – ответила Раневская.

Однажды, в театре Моссовета, режиссёр Завадский закричал ей из зала: «Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!» «То-то у меня чувство, что я наелась говна», – парировала она.

Странности любви

Семьи у Раневской никогда не было. Почему? Может быть сказывалась то, что Фаина Георгиевна была уверена в своей непривлекательности: о том, что она некрасива, ей твердили с самого детства. Главным недостатком она считала свой нос. Даже в театре старалась держаться в глубине сцены, а от приглашения на телевидение отказалась наотрез.

«Все, кто меня любили, – не нравились мне. А кого я любила – не любили меня», – говорила актриса. А ещё: «Моя внешность портит мне личную жизнь».

Несчастная любовь приключилась с Раневской ещё в юности: она влюбилась в «героя-любовника» театра. Однажды он подошёл и сказал: «Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером: буду к вам в семь часов». Раневская принарядилась, накрыла стол. Гость явился сильно подшофе и ...под руку с дамой! И попросил хозяйку погулять где-нибудь пару часиков.

«С тех пор не то что влюбляться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!», – так заканчивала Раневская эту историю.

Ещё была история в Баку – в парке к Раневской пристал какой-то мужчина. Пытаясь от него отделаться, она сказала: «Товарищ, вы, наверное, ошиблись. Я старая и некрасивая женщина». Он обогнал её, посмотрел в лицо и заявил: «Вы правы. Очень извиняюсь».

«Старость – это свинство»

Раневская очень страдала от одиночества. Публика её обожала, постовые на улицах отдавали честь. «Как много любви, а в аптеку сходить некому», – сетовала она.

В начале шестидесятых годов по специальному разрешению Фурцевой к Раневской приехала из Франции её сестра Белла. Но, сёстры прожили вместе всего полтора года, потом Белла умерла от рака.

С тех пор самым близким существом для Фаины Георгиевны стал дворняжка Мальчик, которого актриса подобрала на улице. Раневская читала ему вслух русскую классику, французскую поэзию и даже не хотела ложиться в больницу, боясь, что с Мальчиком что-то случится.

В 1983-м Раневская перестала выступать, объяснив это в театре тем, что «устала притворяться здоровым человеком», а ещё через год, 19 июля, легендарной актрисы не стало.

Похоронные принадлежности

Когда Раневская получила новую квартиру, друзья перевезли её немудрящее имущество, помогли разложить всё по местам и собрались уходить. Вдруг она заголосила:

– Боже мой, где мои похоронные принадлежности?! Куда вы положили мои похоронные принадлежности? Не уходите же, я потом сама ни за что не найду, я же старая, они могут понадобиться в любую минуту!

Все стали искать эти «похоронные принадлежности», не совсем понимая, что, собственно, следует искать. И вдруг Раневская радостно возгласила:

– Слава Богу, нашла!

И торжественно продемонстрировала всем коробочку со своими орденами и медалями.

Афоризмы от Раневской

Саркастические замечания актрисы, часто сдобренные крепким словцом, всегда сражали наповал.

Я себя чувствую, но плохо.

Оптимизм – это недостаток информации.

Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке).

  • Расскажите об этом своим друзьям!