ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Мистер «Танец с саблями»

По материалам culture.ru   
07 Июня 2020 г.
Изменить размер шрифта

Советский армянский композитор, дирижёр, педагог, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян начал учиться музыке поздно – лишь в 19 лет. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».

Мистер «Танец с саблями»

Звучащий город

Арам Хачатурян родился в 1903 году в пригороде Тифлиса. Он был четвертым сыном в армянской семье. Первыми впечатлениями его детства стали народные песни, которые исполняли родители. С раннего детства Арам пытался воспроизводить те мотивы, что слышал дома и на улицах. «Старый Тифлис – звучащий город, – писал Хачатурян впоследствии, – музыкальный город… Вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс».

Арам Хачатурян участвовал в школьной самодеятельности, играл на фортепиано, горне и трубе, но музыке не учился: родители не поддерживали увлечения сына. В семье считалось, что профессиональные музыканты и актеры – это люди без серьезного образования.

В 1921 году Арам вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где жил и работал его старший брат, театральный режиссёр Сурен Хачатурян. Поддавшись желанию отца видеть в нем инженера или врача, Арам стал студентом физико-математического факультета Московского университета, но спустя год покинул университет

и поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных. Не имея специальной подготовки, он исполнил на вступительном экзамене романс «Разбей бокал» и сыграл несколько фортепианных пьес. Его приняли, несмотря на большой конкурс. «Я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», – вспоминал Хачатурян.

Будущий композитор

Начались нелегкие годы учебы. Хачатуряну приходилось восполнять пробелы в теоретических знаниях (ведь у него не было никакого начального музыкального образования), параллельно осваивая виолончель и фортепиано, учиться в университете (который он бросил не сразу) и зарабатывать на жизнь. Сначала он трудился грузчиком в винном магазине, а позже – репетитором и участником церковного хора. Будущий композитор старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.

Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества.

После окончания музыкального училища Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Там он сначала учился под руководством Михаила Гнесина, а затем стал учеником советского композитора Николая Мясковского. Еще учась в консерватории, Хачатурян начал писать симфонические и камерные произведения.

«Танец с саблями»

Всего за годы учебы в консерватории Хачатурян написал более пятидесяти произведений. Но свой профессионализм предстояло подтвердить в дипломной работе, и композитор создал Первую симфонию, в которой, по словам автора, он стремился воплотить «горе, грусть прошлого, светлые образы настоящего и веру в прекрасное будущее».

В декабре 1942 года прошла премьера балета «Гаянэ», за который Хачатурян получил Сталинскую премию. Он появился из первого армянского балета «Счастье», который Хачатурян решил переписать. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки, а самым известным фрагментом стал «Танец с саблями». Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». Как сказал о композиции армянский композитор Тигран Мансурян, это «контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу». Благодаря произведению во многих странах мира Хачатуряна стали называть «мистер «Танец с саблями».

«Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя – это «Танец с саблями» из «Гаянэ». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс»: от английских слов sabre – сабля и dance – танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым».

Свой последний балет, «Спартак», композитор создал в послевоенные годы. Балет стал неотъемлемой частью репертуара множества балетных трупп, его ставили по всему миру.

Вальс к «Маскараду»

Арам Хачатурян написал множество композиций для кино, однако еще большую известность получили его композиции к театральным постановкам. Он говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером». Самыми известными спектаклями, к которым Хачатурян написал музыку, можно считать «Макбета», «Валенсианскую вдову», «Короля Лира» и «Маскарад».

«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.

«Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами – достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего вальса».

Во время Второй мировой войны Арам Хачатурян работал на радио, писал патриотические песни и марши. В 1944 году он написал Государственный гимн Армянской ССР. Еще через год закончилась война, и вскоре появилась Третья симфония – «победная». Действительно, Третья симфония – это взволнованная, полная патетики ода, своеобразный гимн победителям. В связи с Третьей симфонией Хачатуряна можно вспомнить слова академика Б. В. Асафьева: «Искусство Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!»…

Долгие годы Хачатурян руководил композиторскими классами в Московской консерватории и училище Гнесиных. Он создал свою композиторскую школу. Его учениками стали Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев, Алексей Рыбников, Эдгар Оганесян и другие известные авторы.

Композитор был дважды женат. Первый брак состоялся в конце 20-х годов, у композитора родилась дочь Нунэ. Но во время учебы в аспирантуре Хачатурян познакомился с Ниной Макаровой и принял решение разорвать свой первый брак. В 1933 году молодые композиторы поженились, семь лет спустя у них родился сын. Супруги были счастливы всю жизнь. Хачатурян писал: «...если Нина умрет, она уведет меня за собой». Он не представлял себе жизни без жены.

Арам Ильич Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Его имя занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской консерватории. 31 октября 2006 года в Москве был открыт памятник Араму Хачатуряну.

  • Расскажите об этом своим друзьям!