ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-21-05-29-01
Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему...
2024-03-14-09-56-10
Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения...
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...

Мир песен Матвея Блантера

Изменить размер шрифта

 

Матвей Исаакович Блантер – крупнейший композитор-песенник, музыка которого вошла в золотой фонд советской культуры. Песни Матвея Блантера звучали на фронте, в тылу и не устарели до сих пор. А знаменитая «Катюша» сначала стала одной из главных песен Великой Отечественной войны, а позже превратилась в символ нашей страны. Во время второй мировой войны мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан, ныне – широко известна и любима в Японии и других странах.

Матвей Блантер родился 10 февраля 1903 года в Почепе Брянской области и был одним из четырёх детей в семье купца Исаака Борисовича Блантера и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси. Отец имел на станции Унеча стружечный завод и керосиновые склады, занимался зерноторговлей.

О своей первой встрече с музыкой Блантер вспоминал так: «Когда я был маленьким, лет пять-шесть мне было, мама послала меня к соседке за уксусом. Пока соседка искала в кладовке уксус, мой взгляд упал на фортепиано. Я не устоял, я должен был дотронуться до клавиш. Я был околдован его звуком. Соседка позволила мне изредка заходить к ней и играть на пианино. Родители накопили денег на инструмент».

В Почепе мальчик учился в реальном училище, пел в хоре. Но ещё до первой мировой войны семья переселилась в Курск, где двенадцатилетний Матвей поступил в музыкальное училище по классам фортепиано и скрипки. Талантливый подросток даже участвовал в оркестре Курского драматического театра. Учёба продолжалась два года, а затем Блантер уехал в Москву, где в 1917–1919 годах учился в драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки у известного преподавателя Александра Могилевского. Тогда же начал заниматься композицией у Георгия Конюса.

Лёгкий жанр

Ранний период творчества Блантера связан с театром и театральными студиями различных городов. В 1920—1921 годах он руководил музыкальной частью эстрадной студии «Мастофор», для неё он писал мелодии в модных ритмах «танцев машин», позже заведовал музыкальной частью в Ленинградском театре сатиры, Магнитогорском драмтеатре, Передвижном театре журнала «Крокодил», Горьковском театре миниатюр.

В период НЭПа Матвей Блантер прославился как композитор лёгкого жанра – такая музыка вполне соответствовала его весёлому характеру. Он писал эстрадные песни и танцы – фокстроты, танго, шимми и чарльстоны: «Фудзияма», «Багдад», танго «Сильнее смерти» и другие.

Широкую известность принёс композитору фокстрот «Джон Грей», сочинённый в 1923 году.

«Катюша»

В 1930-х годах композиторский стиль Блантера резко поменялся, его новую музыку можно отнести к соцреализму.

Работая в Магнитогорском театре, он пишет «Песню о Магнитогорске». Следом появляется «Мальчишку шлёпнули в Иркутске» на стихи Иосифа Уткина. Потом, на слова Михаила Голодного, – «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», которые были восприняты слушателями как народные песни гражданской войны. Эти и другие произведения Блантера сразу вошли в репертуар Утёсова и Руслановой.

А в конце 1938-го увидела свет «Катюша», ставшаяся позже практически символом России. «Катюша» была написана на стихи постоянного соавтора композитора Михаила Исаковского, вместе ими было создано более 20 песен.

В 1938 году Матвей Блантер был назначен руководителем только что созданного Государственного джаз-оркестра СССР. На первом концерте оркестра и прозвучала «Катюша». Первой исполнительницей песни стала солистка джаз-оркестра Валентина Батищева.

Исаковский был автором и слов первой песни Матвея Блантера времён Великой Отечественной – «До свиданья, города и хаты», которая была написана уже 23 июня 1941 года, буквально на следующий день после объявления войны. С этой мелодией уходили на фронт солдаты.

Военное творчество Матвея Исааковича не ограничилось этими произведениями. «Огонёк», «Моя любимая», «Жди меня», «Песня военных корреспондентов», «Под звёздами балканскими», «В лесу прифронтовом» – всего около полусотни композиций.

В 1945-м году была написана ещё одна песня на стихи Исаковского «Враги сожгли родную хату» («Прасковья»).

Об истории её создания композитор писал: «Успех моих песен я наполовину отношу на счёт соавторов-поэтов. Легче писать музыку, когда располагаешь высококачественным литературным материалом. Удивительно легко было писать на стихи Исаковского. На самые, казалось бы, сложные. И творчески мы сразу понимали друг друга. Вот один из примеров. Встречаю я возле нашего дома на улице Горького (мы жили с Исаковским тогда всего лишь на разных этажах) Александра Твардовского. Он говорит взволнованно: «Идите скорее к Мише, он написал замечательные стихи. Убеждён, что если вы возьмётесь, получится песня что надо. «Поднялся я к Исаковскому, и он мне прочитал: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью...» и т. д. А потом как бы даже извинился: «Очевидно, Саша ничего в этом деле не понимает. Здесь слов – целая простыня. В какую же песню всё это влезет?» Однако через час, уже у меня дома, Исаковский слушал нашу песню».

Победу Блантер встретил в Берлине, откуда 23 апреля отправил телеграмму: «Москва, Союз композиторов. Сердечный привет из Берлина. Блантер. Хренников».

Послевоенное творчество

Популярными стали и многие послевоенные песни Матвея Блантера: «Лучше нету того цвету», «Летят перелётные птицы», «В городском саду играет...», «Присядем, друзья, перед дальней дорогой», «Черноглазая казачка», «Надежды маленький оркестрик».

Матвей Исаакович активно сочинял до 1975 года, его перу принадлежит несколько оперетт, музыка к спектаклям, фильмам, радиопостановкам. В 1946 году Блантер был награждён Сталинской премией второй степени. В 1975-м композитору было присвоено звание народного артиста, в 1983-м – Героя Социалистического Труда. Кроме того, Матвей Исаакович получил два ордена Ленина и орден «Знак Почёта».

Мелодии песен Матвея Блантера яркие, индивидуальные, запоминающиеся. О своём любимом жанре композитор говорил: «По моему глубокому убеждению, лирика – один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему общественно-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека».

Песни на музыку Блантера исполняли Леонид Утёсов, Владимир Нечаев, Сергей Лемешев, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Лидия Русланова, Марк Бернес, Булат Окуджава, Краснознамённый ансамбль Александрова.

Композитора не стало 27 сентября 1990 года (по другим источникам – 24 сентября).

Интересные факты

В России 8 июля 2009 года футбольная премьер-лига приняла решение отказаться от использования знаменитого «Футбольного марша» Блантера из-за конфликта по поводу авторских прав между РФПЛ и Российским авторским обществом. РАО потребовало 0,2 % от суммы, полученной от продажи билетов на матчи. Внучка и наследница композитора Татьяна Бродская подтвердила, что марш был написан в дар футбольному сообществу (Блантер увлекался футболом) и его исполнение на матчах РФПЛ должно оставаться бесплатным.

Однажды знаменитый шахматист Марк Тайманов увидел в квартире Дмитрия Шостаковича портрет Бетховена, а рядом — Матвея Блантера. Шостакович так пояснил соседство: «Это Мотя принёс свой портрет и повесил. Ну и пусть висит».

После первого исполнения песни «Прасковья» Владимиром Нечаевым Блантер сам снял её из эфира: «Друзья тревожились, что песней я словно сыплю соль на открытые раны: война только-только окончилась, всё ещё так горько, так свежо в памяти. Убедили меня».

Эта песня, исполненная Марком Бернесом через 15 лет после создания (в1960-м году), стала классикой.

  • Расскажите об этом своим друзьям!