ЗДРАВСТВУЙТЕ!

СПРАВКИ
НА КАЛЕНДАРЕ

«Балалайка – жизнь моя»

По материалам balalaika-master.ru, liveinternet.ru   
28 Июня 2018 г.
Изменить размер шрифта

 

Легендарный балалаечник Михаил Рожков со своим инструментом прошёл всю войну, а после неё прославил русскую балалайку во всём мире. Народный артист СССР, кавалер многих орденов, участник штурмов Ржева и Кенигсберга. 18 июня 2018 года виртуоз балалайки скончался в Москве, не дожив двух месяцев до столетия.

rojkov mihail 89

Выбор профессии

Родился знаменитый балалаечник 30 августа 1918 года в селе Крюковка Нижегородской губернии.

Был младшим из семи сыновей. Жили очень бедно. Чтобы помочь семье, Михаил брал зимой санки и возил пассажирам багаж с вокзала. В 1925 году Миша стал юным ленинцем, и его направили в Дом пионеров. Был там и самодеятельный оркестр народных инструментов, где мальчик научился играть почти на всех инструментах и впервые взял в руки балалайку.

Когда пришло время выбирать профессию, Михаил твёрдо сказал, что хочет учиться на музыканта и дирижёра. Юноша отправился в Ленинград поступать в музыкальное училище. На вступительных экзаменах решительно заявил, что играет на всех инструментах, и его непременно следует принять.

Солист-балалаечник

В училище Рожков начал с игры на домре. А потом услышал, как играет на балалайке студент училища Павел Нечепоренко (в настоящее время народный артист СССР, профессор, также знаменитый балалаечник). Михаил был очарован звучанием инструмента, и на следующий день пошёл просить о переводе в класс балалайки. До конца учебного года оставалось всего несколько месяцев, но Михаилу пошли навстречу, и он за эти месяцы освоил программу всего года.

Училище Рожков окончил с отличием в 1939 году и приехал в Москву на Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, чтобы послушать его участников. В это же время в столице проходил отбор музыкантов в Краснознамённый ансамбль. Рожков поучаствовал в отборе, и по приказу наркома обороны Ворошилова был определён в балалаечный красноармейский оркестр, где проработал семь лет, сначала солистом-балалаечником, потом – дирижёром оркестра.

Боевое оружие

Воспоминания музыканта: «Для меня война стала продолжением армии. Я уже отслужил свои два года в ансамбле ЦДКА... 22 июня 1941 года мы как раз вернулись в Ленинград из последней поездки. Сходить в баню и – домой, к маме, в Нижний! И тут в два часа дня Молотов по радио объявляет: «Враг вероломно напал на нашу страну». Меня вызвали к начальству, увольнительную забрали. Дали пять рублей, и я поехал в Москву. А там только три часа передышки, в которые я успел повидать брата. Мы поздоровались, поцеловались и попрощались. И я ушёл в военный оркестр, с которым уехал на Калининский фронт. Помню, как по прибытии нас напутствовал будущий маршал Конев. Достал папироску свою, постучал и говорит: «Вот что я вам скажу, ребятки. Сейчас война, грустные песни уберите, дайте весёлые. Заставьте солдата улыбнуться перед боем. Вот ваша боевая задача».

Коллектив нередко выступал прямо на передовой, перед началом атаки. Что такое пули, разрывы бомб и снарядов, Рожкову и его коллегам-музыкантам пришлось испытать на собственной шкуре. После штурма Ржева получил свою первую боевую медаль. «Бывало, что и похлеще оружия балалайка работала. Она ведь укрепляла боевой дух! Мы приказ Конева выполняли старательно... Бойцы нас очень ждали, поэтому выступали мы с утра до ночи. В любых условиях... Зимой под открытым небом на кузове грузовика играем. Пальцы коченеют, промерзают до костей от мороза, струны лопаются. На фронте они были жильные – из толстых жил, кетгута, которым и перевязывали, и раны зашивали. А часто приходилось откладывать инструменты и выносить раненых с поля боя».

Война для оркестра закончилась в Кёнигсберге. Руководители ансамбля были демобилизованы в 1945 году, и по приказу маршала Баграмяна Рожков принял командование оркестром.

«Смерть всегда ходила рядом. Но миновала много раз. Судьба будто берегла меня. И в детстве, когда я, младший, пережил с семьёй и бедность, и голод. И позже, когда четверо моих братьев были репрессированы. «Топор судьбы» так и свистел рядом, но меня не тронул. Позже я случайно узнал, что было, оказывается, такое распоряжение: «Младшего Рожкова не трогать – талантливый».

Балалаечник номер один

В 1946 году Михаил Федотович вернулся в Москву и с Геннадием Петровичем Быковым создал дуэт балалаек. Репетировали где могли – в подвалах, на чердаке. Однажды Рожкова услышал Леонид Утёсов, был в восторге, назвал его «гением балалайки». Благодаря поддержке Утёсова дуэт попал в эстрадную элиту страны, в лучшие концерты на лучших площадках. Дуэт Рожкова и Быкова выступал на самых престижных сценах Москвы, записал пластинку. Однако в 1949 году Быкова арестовали.

Михаил Федотович поступил в «Гнесинку» на факультет народных инструментов. Учёба значительно расширила возможности и репертуар музыканта, он стал выступать со сложными программами. В свои концерты Михаил Рожков включал разные по стилю произведения, это позволяло ему показать все возможности балалайки. При этом каждое выступление непременно сопровождалось интересным и увлекательным рассказом об истории инструмента.

Многие годы без выступлений Рожкова не проходил ни один из главных концертов в Москве. Поклонником его творчества были и Хуан Антонио Самаранч, и посол Чили Оскар Пиночет.

Великий дирижёр Герберт фон Караян назвал его «Паганини балалайки». В Париже репертуар маэстро признан «балалаечным Евангелием». Арам Хачатурян после исполнения Рожковым и Быковым «Танца с саблями» воскликнул: «Я написал это для симфонического оркестра в 92 человека. Как играют два человека – не пойму!»

Рожков пробовал соединить балалайку в дуэте с различными инструментами, и в 1958 году вместе с Георгием Меняевым он организовал первый профессиональный дуэт балалайки и гитары.

Балалайку Рожкова можно услышать в более чем пятидесяти фильмах, среди них «Война и мир», «Течёт Волга», «А зори здесь тихие...», «Простая история», «Тени исчезают в полдень» и др. Современные композиторы сочиняли музыку специально для Рожкова.

Из книги А. В. Афанасьева о Михаиле Рожкове «Балалайка – жизнь моя»

На сцене – народный артист России Михаил Рожков. Он выходит радостный, улыбающийся... Прошедший через испытания судьбы и невзгоды, он заражает всех своим оптимизмом. Как будто дерзко бросает вызов: «Я немолод, но я выстоял, и я радуюсь жизни! У меня в руках русская балалайка. Меня часто спрашивают, почему я не изменил ей и прожил с этим инструментом всю свою жизнь. В ней особая теплота. На балалайке я могу вызвать слёзы грусти и слёзы радости. В балалайке есть секрет души русского человека, в ней так много ещё непознанного, ещё нераскрытого...» И он начинает играть. Это «Светит месяц» – демонстрация всех технических возможностей балалайки. «Бряцание!.. Тремоло!.. Пиццикато!» Очень эмоционально называет он все приёмы игры, вызывая улыбки в зале, никого не оставляя равнодушным... Единым вихрем проносятся все вариации, оставляя после себя ореол восхищения и гордости за наш национальный инструмент – русскую балалайку... Звучат эффектные миниатюры зарубежных композиторов: чардаш Монти, полька «Трик-трак» Штрауса... Слушатели убеждаются, что балалайка – инструмент с богатыми техническими возможностями, если она находится в руках профессионала...»

Михаил Рожков провёл на сцене более 80 лет своей жизни и звуками своего инструмента пробудил у людей многих стран мира любовь к русской музыке. Не зря его называли послом балалайки. Ещё несколько лет назад Михаил Рожков активно концертировал и преподавал. Собирался отметить столетие большим концертом в Москве.

Загрузка...
  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОНИМАЕТ: НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО! Последние новости Наша историяСудьбы людские Наша почта, наши споры
ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новостиВоенным пенсионерам Работающим пенсионерам