Природа и культура |
Анатолий ВЫБОРОВ |
20 Сентября 2019 г. |
Каждый год в конце августа – начале сентября в нашей редакции царит лёгкая паника: когда же, по какому стилю и по чьёму на этот раз решению-указанию мы будем нынче отмечать день рождения нашей святыни – батюшки-Байкала?
Дата «День Байкала», действительно, в течение последних нескольких лет настолько разнится по времени проведения, плавает по неделям и месяцам, что в ней запутались уже все: не только журналисты и читатели, любители природы и борцы за чистоту священного моря, но и власти. А ведь именно они обязаны по долгу службы отслеживать и знаменательные даты, и любой чих в истории страны. Но наши власти, находясь меж собой в очередном раздрае, даже здесь не могут прийти к согласию: город проводит праздник в один день, исполнительная власть области назначает другую дату, законодательная настаивает на своей, центральная – вроде как давно уже определила свою. История установления дня рождения Байкала за последние два десятка лет стала такой запутанной и туманной, настолько обросла мифами и легендами, что мы решили сегодня её несколько прояснить. С помощью очевидцев тех событий и публикаций тех лет сделать в эту историю некий экскурс – рассказать, как же всё тогда складывалось, кто и что стоял у истоков и этой даты Байкала, и самого движения в его защиту. Но главное (если по большому счёту!) всё же не в том, когда нам отмечать День Байкала. А в том, как мы относимся к этой святыне, к природе вообще. Настолько ли мы образованы и культурны, чтобы жить с этой природой в единстве? Академик В. И. Вернадский когда-то считал, что человек, развиваясь и совершенствуясь, примет на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле и сделает этот ход направленным. Но, похоже, великий учёный ошибался – не учёл эгоизма и жадности нынешнего гомо сапиенса. Современный человек со своим научно-техническим прогрессом свёл все преобразования в природе к осуществлению только своих интересов. И все эти его преобразования привели лишь к нарастающему разрушению биосферы, к реальной угрозе существования на Земле всего живого, да и самого человека. Спору нет, научно-техническая революция сильно продвинула человека в развитии, но это развитие стало лишь чисто техническим. Сделала ли она человека более культурным, одухотворённым? «Знание в руках некультурных людей, – пишет меж тем в своём эссе «Символы и параллели» герой сегодняшнего материала и один из основателей движения в защиту Байкала Анатолий Сосунов, – опасная разрушительная сила. Неодухотворённая наука способна погубить мир… Мы теряем Родину, превращаясь в уродливое государство торгашей…» Ведь именно в новой России доморощенные дельцы и власть имущие, наплевав на будущие поколения, ведут себя как временщики при скором отъезде: продают и отдают чужому дяде всё, что находится на этой земле – лес, нефть, газ, да уже и саму землю. Особенно поднаторел в прихватизации нашего якобы народного имущества ближайший сосед. СМИ который уже год пестрят убойными заголовками: «Китай вырубает Россию», «Байкал в осаде у китайцев», «Туристы из Китая убивают Байкал», «Китай скупает Россию». Эти «зарубежные потребители» уже не только массово вывозят нашу древесину, качают нефть, газ, воду, но и планомерно ведут аренду-захват лесных делян и сельскохозяйственных земель на многих тысячах гектаров, массово строят на нашей территории свои заводы и турбазы. И все об этом знают. В том числе и власти. Но ничего не предпринимают, лишь всячески ограничивают права и возможности местного населения в земледелии, охоте, рыбалке, заготовке древесины – всего необходимого для привычной им в Сибири и на берегах Байкала жизни. По отношению же к «захватчикам» лишь радостно рапортуют: «неуклонно растёт товарооборот с соседней страной, увеличиваются поставки сырья, возрастает поток туристов». Затихли в последние годы и многочисленные общественные, экологические, природоохранные организации. Затихли не в единичном участии в митингах по защите Байкала, не в разовых акциях по очистке свалок, посадке какой-нибудь юбилейной рощицы, а в своём массовом и постоянном проявлении, как это было накануне тех же нулевых годов. Похоже, смирилось с этим и население нашего края. В большинстве своём мы не только, как у Пушкина, ленивы и нелюбопытны, но ещё и бесстыдны: когда разные там «Гринписы» и волонтёры чистят берега Байкала, мы тут же можем оставить после себя горы мусора. Хорошо сказал по этому поводу всё тот же Анатолий Сосунов: «Называем Байкал священным – и святотатствуем, называем жемчужиной – и в кашу. Что мы делаем! Не схватиться ли нам за голову и не повернуть ли её, непутёвую, глазами к осквернённым красотам? Не пора ли гнать торговцев из храма?» Так что пора начинать действовать! Пока мы окончательно не погубили природу и себя как цивилизацию. Действовать, чтобы выжить, чтобы вновь обрести утраченное. А для этого, по тому же Сосунову, «нам придётся допустить в своё сердце, в наше сознание и в нашу жизнь другую революцию (В противовес научно-технической. – Авт.) – мирную, гуманную и, может быть, последнюю – революцию культурно-экологическую». Поэтому мы у себя в газете заводим новую рубрику под простым названием «Природа и культура». Под ней мы будем не только размышлять, как нам жить в единстве с природой, чтобы сократить этот всё увеличивающийся разрыв между миром природы и человека, но и публиковать примеры борьбы за сохранение этой природы, примеры возрождения её с помощью человека. …Знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор, хотя и посвятил свою жизнь атомным реакциям, всё же предупреждал: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре – оно задохнётся в собственных отходах». Лично я для своих потомков такой участи не хочу.
|
|