ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-03-21-03-56-14
Рождение четверняшек – большая редкость. А «королевских четверняшек» – вдвойне. Появились на свет новые люди – два мальчика и две девочки – в ярославском областном перинатальном центре. Мама этих детей – жительница...
2024-03-26-05-08-32
В марте 2018 года произошел страшный пожар в ТК «Зимняя вишня» в Кемерово. В этой трагедии житель города Игорь Востриков потерял свою семью. Мужчина дал совет тем, кто столкнулся с потерей близких при теракте в подмосковном...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...

Олег Басилашвили: "Не знаю ни одного актера, кого бы подмостки вылечили"

Изменить размер шрифта

basilashvili

Очередной новый сезон в легендарном Большом драматическом театре им. Товстоногова откроется 28 сентября. Причем на собственной отремонтированной сцене, в здании на набережной Фонтанки, 65. Прославленная труппа возвращается домой. Долгожданное событие совпадает с другими, не менее значимыми. Речь о череде юбилеев ведущих актеров Большого драматического. Алисы Фрейндлих, Леонида Неведомского, Олега Басилашвили. Олег Валерианович Басилашвили 26 сентября отмечает восьмидесятилетие. Но говорил корреспондент "Российской газеты" с ним, конечно, не только о "красивой дате". Человек неравнодушный ко всему, что происходит на его Родине, в его родном театре и выбранной им когда-то профессии, он анализирует, рассуждает, переживает за судьбу страны и каждого в ней живущего.

Совместить несовместимое

- Незадолго до начала нового сезона к вам на дачу в Репино приезжал Андрей Могучий, художественный руководитель и главный режиссер БДТ. Можно узнать, это был чисто дружеский визит или деловая встреча, вызванная какими-то неотложными вопросами, связанными с труппой?

Олег Басилашвили: О дружбе говорить пока преждевременно, потому как знакомы с ним всего-то полтора года - с того времени, как Андрей Анатольевич был назначен руководителем нашего театра. То есть с весны 2013 года.

- Вам ведь тогда самому предлагали занять должность худрука, и коллеги как будто не возражали...

Олег Басилашвили: Никто мне ничего подобного не предлагал. Там иначе было: несколько затянулся поиск кандидатуры на пост худрука нашего театра, поговаривали, что возможно предложат это место мне. А когда зашла речь о Могучем и спросили мое мнение, я с радостью согласился.

- Он советуется с вами?

Олег Басилашвили: Да, советуется. И я со своей стороны изо всех моих сил стараюсь помочь Андрею Анатольевичу. Особенно, мне кажется, он нуждался в поддержке в первое время, когда ему требовалось освоиться в театре. Мы много с ним говорили. Я вводил его в курс дел труппы, давал некоторые советы, в частности, о том, с чего можно было бы начать работу. Не знаю, пригодились ли они ему или нет. Пока кроме "Алисы" на сцене нашего филиала - Каменноостровского театра - ничего не поставил. Надо дождаться, когда начнем работать на основной сцене.

- На ваш взгляд, в чем сегодня основная сложность работы в БДТ для главного режиссера?

Олег Басилашвили: Мне кажется, Андрею Могучему нужно преодолеть некоторые проблемы. Первая из важнейших - это привычка работать на малой сцене. Хотя он ставил спектакли и на большой, например в Александринке, и неплохие. Вторая. Могучий пришел в коллектив, освященный гением Георгия Товстоногова. В театр, чья труппа воспитана на русской театральной культуре. Хорошо было бы, соединив собственное видение мира (каким он представлял его в своем Формальном театре) с русской актерской реалистической школой, не одно десятилетие царившей на нашей сцене, влить, так сказать, в старые меха свежую кровь. Это задача большой трудности. Но я надеюсь, что у него получится.

- Разве можно совместить несовместимое?

Олег Басилашвили: Посмотрим. По одному спектаклю судить сложно. Тем более "Алиса" - это некий эксперимент, где артисты в основном сами придумывали диалоги для своих героев, додумывали образы. От Льюиса Кэрролла, сочинившего прелестную сказку об "Алисе в стране чудес", почти ничего не осталось.

- А, с другой стороны, может, и не надо совмещать? Ведь известно: театр жив, пока жив режиссер. Пришел другой ему на смену - родился другой театр.

Олег Басилашвили: Совершенно верно - подражать Товстоногову не нужно. Надо делать, как считаешь нужным, как видишь и думаешь сам. Вот этого мы и ждем от него. Я желаю ему успехов. Хочется, чтобы было по-новому, но замешено все-таки на тех дрожжах, что и великая русская реалистическая театральная школа.

26-09-basilishvili
Олег Басилашвили: Наша профессия - это испытание. И большое счастье, если ты это испытание выдерживаешь.
Фото: Виктор Васенин/РГ

От Товстоногова к Чхеидзе и далее

- Как актер вы состоялись именно в БДТ у Георгия Александровича Товстоногова. Вам очень не хватало его все минувшие годы после ухода Мастера?

Олег Басилашвили: Конечно, не хватало. Так же как любому нормальному человеку может не хватать умного близкого друга. Но это естественный процесс. Ни человек, ни театр не живут вечно. Обновления необходимы.

- И не было никогда за это время желания уйти в другой театр, чтобы сохранить в своей душе и в памяти зрителей легенду под названием товстоноговский БДТ?

Олег Басилашвили: Когда ведущие актеры покидают труппу под предлогом верности ушедшему, ничего хорошего из этого обычно не выходит. Они тем самым разрушают, а не сохраняют театр. И потом, куда уходить - на свободные хлеба? А семью кормить? Это первое. Второе. После ухода Георгия Александровича у нас был хороший режиссер Темур Чхеидзе, он продолжал традиции, очень много сделал для театра. Да, он не обладал таким опытом, как Георгий Александрович. Но работать с ним было интересно. Уверен, не только мне одному из всей труппы. Я с удовольствием играл в его спектаклях "Копенгаген", "Антигону", а еще раньше - "Салемские колдуньи".

- "Колдуньи" вышли, помнится, на переломе эпох в нашей стране. Были злободневны, популярны у зрителя, но их почему-то очень быстро сняли из репертуара.

Олег Басилашвили: Прекрасный был спектакль. Но пришел как-то посмотреть его бывший в то время мэром города Анатолий Собчак. Посмотрел и сказал, что "Пиквинский клуб" гораздо интереснее, там можно посмеяться, а тут нельзя. "Колдуньи" заставляли зрителя думать. Вскоре его из репертуара убрали.

- Вам льстит, что в БДТ в последние годы зрители ходят в основном на вас и Алису Фрейндлих?

Олег Басилашвили: Я этого не знал. Впервые слышу об этом. Тут, конечно, во многом виновато кино. И я, и Алиса Бруновна, по счастью, много снимались, и преимущественно в хороших фильмах. Мне приятно, не скрою, что публика считает меня хорошим актером.

- А еще вы играете в популярном антрепризном спектакле "Ужин с дураком". В свое время отечественные критики много дискутировали на тему: убьет антреприза репертуарный театр или не убьет.

Олег Басилашвили: Пока, как видите, не убила... Об этом феномене много размышлял еще в начале 1980-х годов Товстоногов. Он видел, что советский театр себя к тому времени уже изжил. Необходимы были новые формы. "Придет время, - говорил Георгий Александрович, - и антреприза возьмет свое". Сегодня в театрах режиссеры приходят и уходят, актеры ходят туда-сюда в поисках интересных ролей, своего постановщика. Длиться так будет долго. А потом как протест против такого театра возникнет некий новый Станиславский.

- ...И все возвратится на круги своя?

Олег Басилашвили: Примерно так.

"Синяя птица" - птица судьбы

- Чтобы кто ни говорил про ту страну под названием СССР, в которой многие из нас, современных россиян, родились и выросли, а сколько тогда было талантливых режиссеров, актеров, литераторов, музыкантов и т.д.! Сейчас же по пальцам можно перечесть действительно интересные, яркие произведения, привлекающие зрителя или слушателя, заставляющие его по-иному взглянуть на жизнь, в том числе собственную. Чем это объяснить, на ваш взгляд?

Олег Басилашвили: За минувшие два с лишним десятилетия кардинально изменились и сама страна, в которой мы живем, и ее люди. Добрее стали? Нет. Какие были, такие и остались. Как говорит булгаковский Воланд: люди как люди. А что изменилось? Атмосфера. Раньше кроме театра, а потом телевидения и кино не было в сущности никаких развлечений. Что оставалось нашим гражданам, чтобы как-то занять свой досуг? Выстраиваться в очереди в Эрмитаж, в театры. Сейчас миллиард развлечений. Потому часть публики ушла из театров, в том числе в ночные клубы и рестораны. Кроме того, наша нынешняя публика развращена рекламой и клиповым сознанием. Им хочется все быстро и чтобы не особенно о чем-то задумываться. Люди разучились не только сидеть вместе, но и вместе воспринимать происходящее на сцене, на экране. Видно, и театр, и кино в чем-то обманули их ожидания. Они от него что-то ждали, а ответа на свои запросы не нашли.

Ответы же на животрепещущие вопросы современности - это удел больших мастеров. Таких, каковым был Георгий Товстоногов. Того, что двигало творчество в его время, а именно советской системы с ее многочисленными табу уже нет. И художники растерялись: что объединяет теперь людей, в чем задача театра, что они должны сказать зрителю, непонятно. В театре идет очень трудный процесс. Хотя кое-что и получается. Мне, например, очень понравился спектакль вахтанговцев "Пристань" в постановке Туминаса. В отличие, замечу, от его же "Дяди Вани", который я категорически не приемлю.

- Вы сравниваете, наверное, с тем "Дядей Ваней", который поставил в БДТ Товстоногов и в котором сами сыграли одну из главных ролей.

Олег Басилашвили: Нет, не сравниваю. Просто я люблю Чехова, читаю его произведения и вижу, какое безобразие происходит на сцене с его пьесой. Безобразие, устроенное хорошими актерами. Режиссер поставил их в жуткое положение, они вынуждены все это играть... Что еще хорошего в театре? Премьера "Вишневого сада" в постановке Льва Додина в его петербургском Малом драматическом театре. Интересная работа. Хотя это новая для меня режиссура. Действие происходит в зрительном зале. Некоторые линии пьесы выброшены для простоты. Но когда смотришь, возникает подлинно чеховское состояние души. Очень понравились артисты, особенно трое - Лиза Боярская в роли Вари, молодой артист Олег Рязанцев, играющий Петю Трофимова, играющий очень точно, настоящий "облезлый барин", и очень хорош Гаев в исполнении Игоря Черневича. Я эту роль знаю, сам ее играл в спектакле на сцене нашего театра. И, к сожалению, плохо играл. Непонятно вообще было, зачем выходил на сцену. Не было идеи, вот в чем проблема. А здесь режиссером очень здорово решена роль Гаева. Мне понятно, что это за человек. Никакой сентиментальности. Очень все точно, весомо. Хороша и Ксения Раппопорт в роли Раневской!

- "Пристань" в Вахтанговском театре, "Вишневый сад" в МДТ-Театре Европы. И - все?

Олег Басилашвили: Посмотрел ряд модных спектаклей. Не буду называть фамилии постановщиков. Это в основном наши "молодые и талантливые", как считается. Если бы я в детстве посмотрел их работу, я бы стал, наверное, металлургом или кем-то еще, человеком, весьма далеким в своей профессии от театра. По счастью, мне повезло. В детстве мама сводила меня в МХАТ на "Синюю птицу", поставленную Станиславским. Это было в мае 1941 года. Точно знаю: если бы не тот спектакль, артистом бы я не стал. Помню его до сих пор. Хотя меня водили и в другие театры. Могу хоть сейчас воссоздать его в точности. Настолько врезался в память.

- К слову, почему Товстоногов не ставил спектакли для детей?

Олег Басилашвили: Думаю, ему было что сказать взрослому зрителю.

Волшебная сила искусства

- В кино сейчас снимаетесь?

Олег Басилашвили: Снялся у Худякова в "Марево" по произведениям Гоголя. Там у меня прекрасная партнерша и коллега по театру Алиса Фрейндлих. Большое счастье находиться с ней на сцене! Еще в телесериале "Вербное воскресенье". Мне эта работа дорога. Там я играю члена КПСС Новикова - собирательный образ советского партийного чиновника. А вот от роли Юрия Андропова не так давно отказался, прочитав сценарий. Из него следовало, что наш глава КГБ, а потом генсек партии и руководитель большой страны был этаким благостным дедушкой, сладким до одури. Но это же совсем не так. В советской партийной элите были несколько иные люди. Зачем вводить зрителя в заблуждение?

- Все эти картины прошли не скажу, что незаметно, но и явлением в нашем кинематографе явно не стали. Обидно?

Олег Басилашвили: Что тут обижаться? Кино, как и театр, подрастеряло зрителя. Главным образом из-за того, что убит кинопрокат. Сам дух кино ушел из тех залов, что еще остались. Вот раньше, может быть, помните - люди ходили на киносеанс всегда в компании. С близкими, друзьями. Даже когда в домах у некоторых людей появились уже телевизоры. Потому что искусство кино (как и театра) объединяет. Оно превращает индивидов в нацию. Когда мы видим в фильме "Баллада о солдате" женщину, провожающую на фронт сына-солдата, которая еще не знает, что видит его в последний раз, весь зал плачет. Как и я. Каждому важно, чтобы все переживали то же, что и ты сам. Это откладывается в подсознании. Только так может вырасти что-то общее в душах.

- В театре подобное еще сохраняется?

Олег Басилашвили: Могу судить лишь по своим спектаклям: "Лето одного года", "Квартет", "Дядюшкин сон". Мне кажется, мы с публикой, приходящей на них, хорошо чувствуем друг друга. Я сужу не по аплодисментам и крикам "браво", а по своему незримому контакту со зрительным залом. Мне кажется, те крупицы разумного, доброго, вечного, которые мы продолжаем нести публике, находят у нее горячий отклик. То есть зритель не совсем потерян. Наша задача - поддерживать и понемножечку разжигать огонек в сердцах людей.

- Выше вы обмолвились, что остались в свое время очень недовольны "своим" Гаевым. А есть вообще роли, которые бы хотели переиграть?

Олег Басилашвили: С теми ролями, которые не удались, я встречаться не хочу.

- А много таковых?

Олег Басилашвили: Театральных? Я сыграл их более 70, многие неважно. Особенно в первые годы своего актерского служения.

- Есть роли, которыми гордитесь?

Олег Басилашвили: Есть такие, за которые не стыдно. Их процентов 80 из сыгранного в театре и кино.

До новых ролей!

- В конце 1980-х вы были народным депутатом, много сделали на этом поприще, помогая коллегам, да и не только им. Могли бы пойти, как говорят в таких случаях, "по политической линии".

Олег Басилашвили: Я не хотел уходить из театра. Мне просто очень хотелось помочь жителям нашей страны, уж коль мне доверили представлять их на Съезде народных депутатов РФ, начать жить по-человечески.

- У вас есть идеальная картина мира?

Олег Басилашвили: Нет, конечно. А у кого она есть? "Наше все" Александр Пушкин ненавидел, как известно, ту Россию, в которой жил. Как и Михаил Лермонтов - помните его "Прощай, немытая Россия..."? Как и Есенин, именовавший свою Родину "снеговой уродиной". Ненавидели и - любили, слово "Россия" было для них священно. Своим творчеством каждый из них сделал многое для того, чтобы в стране проходили преобразования, чтобы она стала цивилизованной. Для меня они - подлинные патриоты Отечества.

- У вас никогда не было своей студии, группы в театральном училище, учеников-последователей. Почему?

Олег Басилашвили: Не будучи уверенным в себе, преподавать нельзя.

- А вы до сих пор не уверены в себе как в актере? Сыграв столько прекрасных ролей и прославившись на всю огромную страну?..

Олег Басилашвили: Я считаю, что любой нормальный актер всегда не до конца в себе уверен. Наша профессия - это испытание. И большое счастье, если ты это испытание выдерживаешь.

- В театральной среде известна история с актерами МХАТа, участниками спектакля "Соло для часов с боем" - Михаилом Яншиным, Ольгой Андровской, Алексеем Грибовым. Рассказывают, они были тогда в преклонном возрасте и уже тяжело все болели, но, выходя на сцену, забывали о болезнях, молодели душой и телом...

Олег Басилашвили: Это не больше, чем легенда. Как можно три часа отдать роли всю свою энергию и здоровье и при этом молодеть? По себе это знаю. В спектакле "Дядюшкин сон" играю больного дядюшку, у которого все перемешалось в мозгах, живет он только прошлым. Очень устаю. Тяжело. И в "Лето одного года" тоже - там у моего героя медики диагностировали болезнь Альцгеймера в начальной стадии, и он это понимает. Сцена отнимает все силы и нервы. Не знаю ни одного актера, кого бы подмостки вылечили.

P.S.

- Восемьдесят лет - серьезный возраст. Давит на вас эта цифра?

Олег Басилашвили: Совсем нет. Много читаю, сам пишу, думаю, анализирую. Продолжаю выходить на сцену родного БДТ в тех спектаклях, в которых занят, и делать свое дело хорошо. Не тот возраст, чтобы появляться перед публикой с накрашенными губками ради одобрительных хлопков. Надо что-то сказать зрителю. Жду интересных предложений. Если появится сильный драматургический материал, с удовольствием буду репетировать новую роль.

- Что поддерживает вас в вашей нынешней жизни?

Олег Басилашвили: Моя семья, дети, внуки. Без малого год назад младшая дочь Ксения подарила нам с женой внука Тимофея. Старшей внучке Маринике пять лет. Оба подвижные, активные. С утра до ночи вожусь с ними. Иной раз такой визг стоит в доме!.. На днях, чтобы как-то успокоить ребятишек и заняться наконец своими делами, рассказал им, и при этом еще чуть-чуть сыграл мистическую историю - некая смесь булгаковского "Мастера и Маргариты" с собственной фантазией. Так увлекся, что сам потом испугался...

С женой мы счастливо прожили вместе более 50 лет. И я благодарю судьбу за это. Золотую свадьбу не праздновали. Все некогда. И потом, я очень не люблю праздничную суету.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!